Рабочая программа по внеурочной деятельности В здоровом теле — здоровый дух


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа объединения дополнительного образования «В здоровом теле – здоровый дух)» для обучающихся 3 класса создана на основании нормативных документов:Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (глава 10, статья 75).
Устав МОБУ СОШ №1 с. Бижбуляк
Учебно-воспитательного плана МОБУ СОШ №1 с. Бижбуляк на 2015-2016 учебный год.
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального образовательного стандарта общего образования».
5. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»
6.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» от 6 октября 2009 г. № 373 (зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 года № 15785);
7.Приказ Министерства образования и науки РФ от 26.11.2010 г № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373» (зарегистрирован в Минюсте 04 февраля 2011 г. № 19707);
8. Приказ Министерства образования и науки  Российской Федерации от 22 сентября 2011 г. № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 4 февраля 2011 г., регистрационный № 19707).;
Программа объединения дополнительного образования «В здоровом теле – здоровый дух» относится к спортивно-оздоровительному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС.
Программа рекомендована Управлением развития общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации Общая характеристика программы дополнительного объединения
«В здоровом теле – здоровый дух»
Известно, что эффективность образования детей в школе во многом зависит от состояния их здоровья. Мы живём во времена бурного развития современной и массовой гиподинамии, когда ребёнок волей-неволей становится заложником, быстро развивающихся технических систем (телевидение, компьютеры, сотовая связь и т.д.) – всё это приводит к недостатку двигательной активности ребёнка и отражается на состоянии здоровья подрастающего поколения. Современная школа стоит перед фактором дальнейшего ухудшения не только физического, но и психического здоровья детей. Чтобы внутренний мир, духовный склад детей был богатым, глубоким, а это по настоящему возможно лишь тогда, когда «дух» и «тело» находятся в гармонии, необходимы меры целостного развития, укрепления и сохранения здоровья учащихся. Определяющим фактором в системе сохранения и развития здоровья подрастающего поколения может стать валеологически обоснованный учебно-воспитательный процесс в школе.
Приходя в школу, ребенок имеет ограниченный запас двигательных навыков, с нарушенной осанкой, координацией. Одни скованы, неподвижны, медлительны, другие - разболтаны и суетливы. Часто дети плохо держатся: гнутся, поднимают плечи, неправильно ставят ноги при ходьбе (носки внутрь) и т.п.
Программа дополнительного объединения «В здоровом теле – здоровый дух» рассчитана на обучающихся 9-10 лет. Она предусматривает проведение теоретических и практических занятий и участие в соревнованиях. Предметом обучения для данного возраста является двигательная деятельность с общеразвивающей направленностью. Программа является учебно-познавательной и массовой;
Цель программы: оздоровление учащихся путём повышение психической и физической подготовленности школьников к постоянно меняющимся условиям современной действительности.
В процессе обучения ребёнок воспринимает информацию – основную и дополнительную, решает определенные задачи, контролирует качество исполнения, вносит коррективы. Особая роль педагога состоит в правильном выборе методов и приёмов обучения, которые должны соответствовать предыдущему опыту учащегося, его знаниям и умениям. Ввиду интенсивности биологического развития ребёнка, к нему необходим индивидуальный подход, который и обуславливает задачи программы:
Образовательные:
ознакомить учащихся с правилами самоконтроля состояния здоровья на занятиях и дома;
формировать правильную осанку;
обучать диафрагмально-релаксационному дыханию;
изучать комплексы физических упражнений с оздоровительной направленностью;
формировать у обучающихся навыки здорового образа жизни.
Развивающие:
развивать и совершенствовать его физические и психомоторные качества, обеспечивающие высокую дееспособность;
совершенствовать прикладные жизненно важные навыки и умения в ходьбе, прыжках, лазании, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями.
Воспитательные:
прививать жизненно важные гигиенические навыки;
содействовать развитию познавательных интересов, творческой активности и инициативы;
стимулировать развитие волевых и нравственных качеств, определяющих формирование личности ребёнка;
формировать умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями.
Оздоровительные:
улучшать функциональное состояние организма;
повышать физическую и умственную работоспособность;
способствовать снижению заболеваемости.
Описание места программы в структуре основной образовательной программы
  Данная программа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности школьников и предназначена для реализации в одном отдельно взятом классе. Программа рассчитана на 68 часов (2часа в неделю).
Программа предполагает равномерное распределение этих часов по неделям и проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками (2 ч в неделю), продолжительность занятий-45 минут.
Возраст обучающихся: 9-10 лет.
Режим занятий: Два раза в неделю по 1 часу, продолжительность занятия – 45 минут .Сроки реализации программы
Реализация программы рассчитана на весь курс начального образования - 1 год
Класс Количество часов
3 68

Занятия проводятся в первой половине дня. Место проведения занятий: спортивная площадка, спортзал, классная комната.
. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в бережном отношении к другим людям и к природе.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира частью живой и неживой природы. Любовь к природе - это бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физического, психического и социально-нравственного здоровья.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков образа жизни, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность человечества осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
. Содержание предметного курса
3 класс (68 часов)
1). Основы теоретических знаний (5 часов).
Правила техники безопасности на занятиях в большом и малом залах, на спортивной площадке, в лесу и на природе. Расположение групп и обучающихся во время занятий.
Общие сведения о травмах и причинах травматизма. Страховка и самостраховка. Оказание первой медицинской помощи при травмах.
Краткие сведения о строении и функциях человеческого организма. Костная система и ее развитие. Связочный аппарат и его функции. Влияние физических упражнений на увеличение мышечной массы и подвижности суставов.
Основные правила личной гигиены. Гигиена сна, питания и занятий физическими упражнениями. Пульс, частота дыхания, жизненная емкость легких (ЖЕЛ). Утомляемость и работоспособность. Врачебный контроль, самоконтроль.
Гигиеническое значение водных процедур. Правила применения солнечных и воздушных ванн. ЗОЖ. Утренняя гимнастика и ее значение для здоровья и воспитания волевых качеств человека.
Ознакомление с местами занятий по отдельным видам программы. Оборудование и инвентарь, одежда и обувь для занятий и соревнований. Гигиена одежды и обуви. Правила пользования спортивным инвентарем и оборудованием.
Двигательные качества, развиваемые в результате занятий. Название основных гимнастических элементов и упражнений. Спортивная терминология.
2). Двигательные действия и навыки (29 час).
Упражнения для развития гибкости: наклоны с предметами и без предметов; упражнения на растяжение мышц у опоры и на гимнастических матах; упражнения в парах; задания на максимальную амплитуду движений; акробатические упражнения.
Упражнения на развитие быстроты: челночный бег; бег по 10-30 метров; беговые эстафеты; бег с хода; стартовый разгон; ведение мячей с максимальной скоростью.
Упражнения на ловкость: прыжки с поворотами; перемещения в сочетании с упражнениями; перемещения с предметами; броски; эстафеты с предметами и комбинированными заданиями; полоса препятствий.
Упражнения на выносливость: круговая тренировка; кроссовый бег, интервальный бег; походы многократные повторения заданий и упражнений.
Упражнения на силу: подтягивания в висе ; отжимания; упражнения на мышцы брюшного пресса; упражнения на верхний плечевой пояс и мышцы ног у опоры. Упражнения на развитие прыгучести: многоскоки; бег по кочкам; прыжки со скакалкой.
Строевая подготовка. Простейшие команды на месте и в движении; повороты на месте; смыкание и размыкание в шеренге, в колонне; перестроения на месте и в движении. Дистанция, интервал, движение в колонне и фронтальным методом. Исполнительные и предварительные команды.
Легкоатлетические упражнения: беговые упражнения с высоким поднятием бедра и с захлестыванием голени; дриблинг; семенящий бег; прыжки с подскоком, на двух, на одной, с ноги на ногу; многоскоки, прыжковые упражнения правым и левым боком; ходьба в приседе и полуприседе; прыжки "лягушкой"; бег с ускорением.
Гимнастика. Передвижение по гимнастической стене вверх, вниз, горизонтально, спиной к опоре; переползание по-пластунски; преодоление полосы препятствий с элементами лазанья, перелезания, переползания; хождение по наклонной скамейке; лазанье по канату в два и три приема; комплексы упражнений избирательной направленности на отдельные группы мышц ; подтягивания и отжимания; упражнения в равновесии.
3) Элементы спортивных игр. (34 часа)
Баскетбол. Передвижения; остановки; ведения мяча правой и левой рукой в движении; броски одной и двумя руками с места, ловля и передача мяча двумя руками от груди с шагом и сменой мест. Эстафеты с мячами; Подвижные игры "Бросай - поймай", "Выстрел в небо", игра в мини-баскетбол; броски в щит, в кольцо.
Футбол. Передвижение игроков скрестными и приставными шагами; удары по неподвижному и катящемуся мячу внутренней стороной стопы и передней частью подъема; " остановка катящегося мяча; ведение мяча между стойками с обводкой стоек; эстафеты с ведением мяча ногами, подвижные игры "Передал - садись"; "Бросок ногой".
Пионербол. Передвижения; остановки; броски мяча одной и двумя руками; ловля и передача мяча двумя руками от груди; техника выполнения подачи; эстафеты с мячами; Подвижные игры «Охотники и утки» , «Передал-садись».
. Предполагаемые результаты программы
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения учебного предмета
Универсальными компетенциями учащихся дополнительного объединения «В здоровом теле - здоровый дух» являются:
— умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;
— умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
— умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Личностными результатами освоения учащимися содержания программы дополнительного объединения «В здоровом теле – здоровый дух» являются следующие умения:
— активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
— проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
— проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
— оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы дополнительного объединения «В здоровом теле – здоровый дух» являются следующие умения:
— характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
— находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
— общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
— обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;
— организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
— планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
— анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
— видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;
— оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;
— управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
— технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.
Предметными результатами освоения учащимися содержания программы дополнительного объединения «В здоровом теле – здоровый дух» являются следующие умения:
— планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры;
— излагать факты истории развития физической культуры, характеризовать её роль и значение в жизнедеятельности человека, связь с трудовой и военной деятельностью;
— представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
— измерять (познавать) индивидуальные показатели физического развития (длину и массу тела), развития основных физических качеств;
— оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;
— организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;
— бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;
— организовывать и проводить занятия физической культурой с разной целевой направленностью, подбирать для них физические упражнения и выполнять их с заданной дозировкой нагрузки;
— характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса, регулировать её напряжённость во время занятий по развитию физических качеств;
— взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
— в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;
— подавать строевые команды, вести подсчёт при выполнении общеразвивающих упражнений;
— находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы;
— выполнять акробатические и гимнастические комбинации на необходимом техничном уровне, характеризовать признаки техничного исполнения;
— применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.
Учащиеся 3класса должны:
знать и иметь представление: уметь:
- о роли и значении занятий физическими упражнениями в подготовке солдат в русской армии;
- о физической подготовке и её связи с развитием физических качеств, систем дыхания и кровообращения;
--об особенностях игры в футбол, баскетбол, пионербол;
- о физической нагрузке и способах её регулирования;
- о причинах возникновения травм во время занятий физическими упражнениями, профилактике травматизма;
- - вести дневник самонаблюдения;
- выполнять простейшие акробатические и гимнастические комбинации;
- подсчитывать частоту сердечных сокращений при выполнении физических упражнений с разной нагрузкой;
- выполнять игровые действия в футболе, баскетболе и пионерболе, играть по упрощённым правилам;
- оказывать доврачебную помощь при ссадинах, царапинах, лёгких ушибах и потёртостях;
Описание материально-технического обеспечения занятий внеурочной деятельности
№ Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения Количество
Спортивный инвентарь: гимнастические скамейки, маты, шведская стенка, мячи, скакалки, обручи и др.
Мультимедийный проектор
-интернет ресурсы;
- Комплексная  программа  по  физической  культуре.  Авторы:  В.  И.  Лях,  А.А.Зданевич, Москва, "Просвещение", 2011 г.
- Глазырина Л.Д. "Методика преподавания физической культуры", Москва, 2004 г.
По мере необходимости
Календарно-тематическое планирование
№ п/пТема занятий Кол-во часов Дата проведФакт дата провед1 «Вот мы и в школе». Русская народная игра «У медведя во бору» 1 04.09 2 Русская народная игра «Филин и пташка». 1 07.09 3 Русская народная игра «Горелки». 1 11.09 4 Русская народная игра «Кот и мышь». 1 14.09 5 Русская народная игра «Блуждающий мяч». 1 18.09 6 Русская народная игра «Третий лишний» 1 21.09 7 Игры на развитие восприятия. 1 25.09 8-9 «Моё здоровье в моих руках» Упражнения и игры на внимание 2 28.09
02.10 10 Игры на развитие памяти. 1 05.10 11 Игры на развитие воображения. 1 09.10 12 Игры на развитие мышления и речи. 1 12.10 13 Игры на коррекцию эмоциональной сферы ребёнка. 1 16.10 14 Игры на внимание «Класс, смирно», «За флажками». 1 19.0 15 Игра с элементами ОРУ «Море волнуется – раз» 1 23.10 16 Игра с мячом «Охотники и утки». 1 26.10 17 Весёлые старты с мячом. 1 30.10 18-19 «Чтоб забыть про докторов»
Игра «Волк во рву» 2 02.11
06.11 20 Весёлые старты со скакалкой 1 09.11 21 Игра с прыжками «Попрыгунчики-воробушки» 1 13.11 22-23 Игры на свежем воздухе «Два Деда Мороза», «Метко в цель». 2 16.11
20.11 24 Игра «Белки, волки, лисы». 1 23.11 25 Игра «Совушка». 1 27.11 26 Игра «Удочка» 1 30.11 27-28 Игра «Перемена мест» 2 04.12 29 Игра «Салки с мячом». 1 07.12 30 Игра «Прыгай через ров» 1 11.12 31 Перестрелка 1 14.12 32 Перестрелка 1 18.12 33 «Мяч поднимай-мышцы укрепляй» 1 21.12 34-36 Элементы игры в баскетбол. Техника безопасности при игре . Правила игры 3 25.12
28.12
04.01 37-39 Элементы игры в баскетбол. Передвижения; остановки 3 11.01
15.01
18.01 40-42. Элементы игры в баскетбол. Ведение мяча правой и левой рукой в движении; 3 22.01
25.01
29.01 43-45 Элементы игры в баскетбол. Броски одной и двумя руками с места 3 01.02
05.02
08.02 46-48 Элементы игры в баскетбол. Ловля и передача мяча двумя руками от груди с шагом и сменой мест 3 12.02
15.02
19.02 49-52 Игра в баскетбол. 4 22.02
26.02
29.02
04.03 53-54 Элементы игры в пионербол. Техника безопасности.
Правила игры. 2 07.03
11.03 55-57 Элементы игры в пионербол. Передвижения; остановки; передача мяча способом тройного броска 3 14.03
18.03
21.03 58-60 Элементы игры в пионербол. Броски мяча одной и двумя руками; ловля и передача мяча двумя руками от груди; техника выполнения подачи 3 25.03
28.03
01.04 61-62. Игра в пионербол 2 04.04
08.04 63-64 Элементы игры в футбол. Техника безопасности. Правила игры 2 11.04
15.04 65-67. Игра в футбол. 3 18.04
22.04
25.04 68. Спортивный праздник 1 29.04