Урок литературного чтения по теме Урок доброты, верности, преданности по произведению Л.Н.Толстого Лев и собачка (2 класс)

Тема: Урок доброты, верности, преданности (по произведению Л.Н.Толстого «Лев и собачка») / 2 урок
Цели: 1) Образовательная: раскрыть идейно-художественный смысл произведения через содержание текста, продолжить работу над совершенствованием навыков осознанного чтения.
2) Развивающая: способствовать развитию внимания, образного мышления, связной речи и критического мышления.
3) Воспитательная: создать условия для воспитания доброго отношения к животным; проявления способности понимать чужую боль.
Планируемые результаты
Метапредметные УУД:
находить в тексте ответ на заданный вопрос;
ориентироваться в содержании учебника;
обобщать и классифицировать учебный материал; формулировать выводы.
понимать информацию, заложенную в выразительных средствах произведения;
подбирать слова-определения для характеристики героев;
осознавать роль названия произведения;
выполнять первоначальный анализ художественного текста;
формировать познавательный интерес к чтению;
уметь работать с различными источниками информации;
уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую;
понимать смысл поставленной задачи.
Личностные УУД:
развивать самооценку;
формировать эмоциональную отзывчивость на жизненные события, способность сопереживать; умение выражать свои эмоции в отношении содержания прочитанного.
развивать оценочные умения;
воспитывать самостоятельность, интерес к предмету;
уметь работать совместно в атмосфере сотрудничества.
осознавать свою семейную идентичность, включенность в мир класса, школы;
осознавать себя как личностную единицу с потребностью «осмыслить жизнь» и свое место в ней;
иметь представление о глубине и разнообразии внутреннего мира человека;
формировать мотивацию к самовыражению в чтении, в обучающем диалоге;
стремиться к успешности в учебной деятельности.
Регулятивные УУД:
понимать и принимать позицию автора, читателя, зрителя в зависимости от учебной задачи;
использовать алгоритм выполнения учебной задачи;
выполнять учебные действия в устной речи, во внутреннем плане и оценивать их.
работать в соответствии с учебной задачей и контролировать этапы своей работы;
осуществлять самоконтроль, оценивать результаты своей работы, самостоятельно работать с учебными пособиями.
Коммуникативные УУД:
реализовывать потребность в общении со сверстниками;
проявлять интерес к общению и групповой работе;
выражать эмоции при чтении вслух;
понимать контекстную речь взрослых;
эмоционально воспринимать содержание высказываний собеседника;
высказывать оценочные суждения, рассуждать, доказывать свою позицию;
уважать мнение собеседников;
корректировать действия, понимать информацию, заложенную в выразительных средствах произведения.
Предметные результаты:
осознанно воспринимать содержание текста;
читать вслух части текста, изменяя интонацию, темп чтения для выражения эмоционального подтекста;
сравнивать свои ответы с ответами одноклассников, участвовать в диалоге.
ориентирование в нравственном содержании прочитанного, осознание сущности поведения героев;
участие в обсуждении содержания прослушанного и прочитанного произведения;
овладение навыками осознанного, правильного, выразительного чтения;
расширение представлений о творчестве Л.Н.Толстого.
Оборудование:
- учебник «Литературное чтение», авторы В.Ю. Свиридова;
мультимедийный проектор
Тип урока: работа с художественным текстом
Технология: технология развития критического мышления через чтение и письмо (ТРКМЧП)
Приёмы ТРКМ: «корзина понятий», «чтение с пометами», «ромашка вопросов», «перевёрнутые логические цепочки», «кластер».
Обучающие структуры: ДАБЛ ФАМС, СИНГЛ РАУНД РОБИН, ТАЙМД ПЭА ШЭА, КОНЭРС.


Ход урока:
Позитивный настрой на рабочий лад.
Звучит музыкальная заставка «Здравствуй, мир!»
- Прозвенел уже звонок, начинается урок литературного чтения. Улыбнёмся друг другу и приготовимся к разгадыванию литературных тайн. Садитесь.
- А как вы будете сегодня работать на уроке? /ДАБЛ ФАМС
- Я желаю вам успехов в открытии нового и уверена, что у нас всё получится.

Стадия вызова.
Приём ««Корзина понятий»
(На слайде портрет писателя, условный значок корзины со словами «Я знаю»).

- Посмотрите, пожалуйста, внимательно на слайд. Подумайте, что вы можете рассказать об этом человеке. Работаем в структуре СИГЛ РАУНД РОБИН – обучающая структура, в которой учащиеся проговаривают ответы на данный вопрос по кругу один раз.
-Начинают участники под №1.(ПОКАЗ – окончание работы)
-Давайте послушаем участников под №2.
Л.Н.Толстой разные жанры
писатель о детях, о животных
Ясная Поляна
граф

- Используя опорные слова, составьте рассказ о человеке, который изображен на слайде. Работаем в структуре ТАЙМД ПЭА ШЭА – обучающая структура, в которой 2 участника делятся развёрнутыми ответами в течение определённого количества времени.
-Повернитесь к партнёру по плечу. Начинает участник А. Время – 30с. Поблагодарите.
-Продолжает участник Б. Приступили. Поблагодарите.
-Кто хочет поделиться своим рассказом? Давайте послушаем участников под №4.

Повторение жанров литературных произведений. / Структура «КОНЭРС/ (У каждого ребёнка – карточка с отрывком.)
-Продолжаем работать в структуре «КОНЭРС». Участники под №3 раздайте цветные карточки. Ваша задача: прочитать отрывок, вспомнить название произведения и определить его жанр. Приступили к выполнению задания.
-Посмотрите на названия углов и выберите тот, который, по вашему мнению, соответствует жанру прочитанного отрывка. /быль, сказка, рассказ, басня

Ваня никогда не ел слив и всё нюхал их. И очень они ему нравились. Очень хотелось съесть. («Косточка» - быль)

В одном селе жили два брата; землю пахали, хлеб сеяли. У старшего брата детей не было; у младшего брата было четверо маленьких детей. («Два брата» - сказка).
– Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжёт. А мы веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем. («Белка и волк» - басня)

Ты ещё мал, не ходи»,- и мать оставила его дома. Ребята ушли в школу. Отец ещё с утра уехал в лес, а мать ушла на подённую работу. («Филиппок» - рассказ)

-Найдите пару. 1 участник читает отрывок и называет название произведения, 2 участник – определяет жанр и объясняет. Начинает тот, кто выше ростом.

-Что такое быль? Сказка? Рассказ? Басня?

Быль – рассказ о действительном происшествии.

Литературная сказка – рассказ о необычном, невероятном, фантастическом, созданный писателями.

Басня – это небольшое произведение с нравоучительным содержанием в стихах или прозе, героями которого являются люди, животные или различные предметы.

Рассказ – художественное прозаическое произведение, в котором автор повествует об одном, но значимом событии, происходящем с героями.

МИКРОИТОГ: Мы с вами ещё раз подтвердили, что Л.Н.Толстой писал произведения разных жанров: рассказы, басни, сказки и были.

«Чтение с пометами».
-Всё ли знаете об этом писателе?
-Сейчас я предлагаю вам ещё расширить свои знания. Участники под №2 раздайте синие карточки, приготовили простые карандаши. Внимательно читаем текст и выставляем пометы на полях.
V – уже знал, + - узнал новое

Лев Николаевич Толстой (1828 – 1910)
Лев Николаевич Толстой, русский писатель, родился 9 сентября 1828 в усадьбе Ясная Поляна.
Детство провел в имении Ясная Поляна Тульской губернии, Москве и Казани. Рано осиротел, воспитывали опекуны.
Получил домашнее образование. Затем поступил в Казанский университет. В 1851 г. поступает в армию и отправляется на Кавказ. Имеет награды.
Вернувшись, в Ясной Поляне Лев Николаевич Толстой открыл школу для крестьянских детей, сам преподавал в ней и решил написать учебную книжку для самых маленьких. Назвал он её «Азбука», но это была скорее энциклопедия в четырёх томах. Затем Лев Николаевич создает школы в других деревнях.

а) Самостоятельное чтение рассказа.
б) Проверка.
-Что узнали нового?

Микроитог: Сейчас в Ясной Поляне дом-музей. Сюда очень часто приезжают туристы, посмотреть, где жил великий русский писатель. А во многих городах поставлены памятники Льву Николаевичу Толстому. Через всю свою жизнь Лев Николаевич пытался пронести главное правило: «Всё лучшее – детям!».
- Сегодня мы продолжим работу над произведениями Льва Толстого. Прошу вас, внимание на экран. Между буквами спрятано название произведение. Назовите его.
СЛАЙД/ БВОРКЛЕВОИСМСОБАЧКАСТР
-Назовите жанр.
-Сам Лев Толстой в Лондоне не был. Откуда он мог узнать эту историю?
(Возможно от моряков, которые бывали в лондонском порту.)
- Услышав эту историю Лев Николаевич не остался к ней равнодушен и написал об этом произведение «Лев и собачка».

Стадия осмысления.
/СЛАЙД/ - Перед вами «синквейн». Вам нужно определить его тему. Прочитайте. Подумайте. Ваши мнения.
1.
2. Крепкая, настоящая.
3. Объединяет, защищает, помогает.
4. Друг познаётся в беде.
5. Преданность.
/СЛАЙД/ - Правильно, это дружба.
- Как понятие «дружба» связана с произведением «Лев и собачка»? У кого есть предположения? /О дружбе льва и собачки
-Это и есть тема произведения (о чём быль?). /На доске – тема произведения
-Какова идея были? Для этого подумайте, чему хочет вас научить автор, какую главную мысль донести? (Дети высказывают свои мнения.)/Запись на доске.
Люди не должны быть жестокими.
Животные заботятся друг о друге.
Люди должны брать пример с поведения льва.

-Идей много, но они разные. Как узнать, кто из вас прав? Как выяснить, какая идея отражает замысел автора? /На слайде – идея произведения ?
-Как можно найти ответ на вопрос? (Надо пережить (прочувствовать) вместе с героями события, описанные в произведении; понять те чувства, переживания, которые они испытывают.)
-Давайте попробуем сформулировать цель исследования? Посмотрите на слайд. Прочитайте и вставьте пропущенное слово. (Выделить идею были Л.Н.Толстого «Лев и собачка».)
-Назовите задачу предстоящей работы. (Пережить вместе с героями те события, которые описаны в произведении.)

1. Анализ содержания произведения. / Приём «Ромашка вопросов»
- Для этого мы должны с вами вспомнить содержание были. Откройте учебник на с. 79.
- Зачем человек поймал собачку и принес ее в зверинец? (За смотренье диких зверей брали деньгами или животными (кошками или собаками) на корм зверям, У этого человека не было денег, но ему захотелось поглядеть на зверей в зверинце).
- Посмотрите, какая была раньше жестокость со стороны человека по отношению к животным. В своем произведении Л.Н. Толстой не описал внешность собачки и льва. Но он много написал о поведении этих животных.
-Прочитайте, как лев повел себя? (Подошел к ней, понюхал, тронул ее лапой, перевернул)
-Почему же он не растерзал её, а заинтересовался ёю? Что его удивило? Найдите и прочитайте это место.
(Собачка легла на спину, подняла лапки и стала махать хвостиком. Была очень умная, добрая, игривая и ласковая.)
- Вспомним, какое животное лев? (Хищник, царь зверей, крупное животное, могучее рычание)
-По какому действию из текста мы видим, что он хищник? Найдите в тексте и прочитайте. ( лев оторвал кусок и оставил собачке)
-Как лев относился к собачке? (Она понравилась льву. Лев относился к ней ласково, подружился с ней, полюбил ее.)
-Во что переросли чувства собачки и льва? В дружбу.
- Лев и собачка прожили вместе в одной клетке целый год. Как вы думаете, почему рассказ о целом годе жизни уместился в одном предложении? (Жизнь в клетке в неволе не весела, и не особо богата событиями.)
- Найди и прочитай отрывок из текста о том, как лев переживал смерть собачки? (Лев перестал есть, а всё нюхал, лизал собачку и трогал её лапой).
-Какие чувства испытывает лев от потери собачки? (безысходность, он не знает, как вернуть своего друга)
- Хозяин попытался изменить ситуацию? Как? Найди этот момент в тексте и прочитай. ( если ему дать другую собачку)
- Почему он убил другую собачку? (не остыла боль утраты, остался верен своей подруге)
- С кем сравнивает Л.Н. Толстой самого льва и его чувства? (Изобразил льва, как человека, показал, как он переживает горе, утрату.)
-Прочитайте про себя последние два предложения. Скажите, чем заканчивается эта история? (Лев был преданным другом, поэтому, потрясённый гибелью собачки, умер, пережил её несколько дней).
Микроитог: Посмотрите, ребята, как совершенно разные животные, по размеру, образу жизни, характеру, могут испытывать глубокие и сильные чувства к друг к другу.

2. Составление плана были / Приём «Перевёрнутые логические цепочки»

/СЛАЙД/ -Следующее задание вы будете выполнять в парах. Восстановите правильный порядок событий в были. Участники под №4 раздайте жёлтые карточки.


Поведение льва после смерти собачки.
5
Поведение льва после смерти собачки.


Приход барина.

4
Приход барина.



Показ диких зверей.

1
Показ диких зверей.



Живая собачка в клетке.

6
Живая собачка в клетке.



Собачонка в клетке.

2
Собачонка в клетке.



Жизнь собачки в клетке.

3
Жизнь собачки в клетке.



/СЛАЙД/
- Приготовьте зелёную ручку для проверки. Проверьте себя по слайду.
- Поднимите руку, кто не допустил ошибок?
- Как вы думаете, на что похож этот порядок действий? (На план).
- Верно, мы сейчас с вами составили план были.
- Как вы считаете, эта работа помогла вам ещё лучше понять смысл произведения?

Физминутка

Составление характеристики героев были. / Приём «Кластер»
- Ребята, что обозначает слово «кластер»? /СЛАЙД/ (Слово «кластер» в переводе означает «пучок», «созвездие».)
-Объясните алгоритм составления кластера. (В центре листа мы записываем ключевое слово, и от него идут стрелки в разные стороны, которые соединяют это слово с другими.)
- Давайте попробуем составить начало нашего кластера. Назовите тему нашего кластера. Назовите героев произведения.







- Сейчас вы будете работать в группах. Подберите из предложенных слов качества, которые характеризуют льва и качества, которые характеризуют собачку. Обратите внимание, ребята, вам нужно указать качество характера героя. А какого именно героя, у вас указано в кластере.

Слова-подсказки
маленькая
хищник

верный
заботливый

ласковая
умная

преданный
чуткий

отзывчивая
игривая


- Молодцы, вы успешно справились с этим заданием. Как вы думаете, эта работа помогла вам ещё лучше узнать героев произведения?

IV. Связывание информации. Обобщение.
- Проанализировав это произведение, поняв чувства каждого из героев, охарактеризовав их, как мы теперь можем ответить на вопрос: какова главная идея были Л.Н.Толстого «Лев и собачка». Давайте вернёмся, к нашим предположениям. / Поведение льва – пример людям.

Вывод: Люди распоряжаются животными, их судьбами как хотят. И поведение льва – урок людям. Урок доброты, верности, преданности. Подчас, животные оказываются мудрее, чувствительнее, добрее и преданнее людей.

Билетик на выход.
-Продолжите предложение.
В образе льва писатель воплотил представления о ____________________.
(Варианты ответов: дружбе, верности, любви, привязанности, преданности)

-Спасибо, что вы не остались равнодушными, были чуткими на уроке и смогли понять глубокий смысл этого литературного произведения.

Домашнее задание: (по выбору)
- Дома я предлагаю вам выполнить следующие задания (по выбору):
подготовить пересказ были по плану, который мы с вами составили на уроке
выполнить творческое задание: придумать свою концовку были, чтобы она была радостной

V. Рефлексия.
- А теперь прикоснитесь каждый к своему сердцу. Вы слышите его? Всегда ли вы можете заметить боль, радость, как людей, так и животных?
- Сегодня на урок я принесла большое сердце, но посмотрите оно прозрачное, пустое, в нём ничего нет. Давайте мы с вами заполним своими сердечками наше большое сердце. Красными сердечками заполнят сердце те, кто сегодня активно работал на уроке, а если у вас остались вопросы, то прикрепите жёлтое сердечко.
«Лев и собачка»

собачка

лев



15