Сценарный план непосредственно образовательной деятельности Тема «Песок и глина» (подготовительная группа)


Сценарный план непосредственно образовательной деятельности
Тема «Песок и глина»
(подготовительная группа)

выполнила:
воспитатель Г. В. Алексеенко
Красноярск 2015
Цель: ознакомление детей со свойствами песка и глины.
Задачи:- обучающая: формировать познавательную мотивацию к свойствам природных компонентов (песок и глина).
- развивающая: развивать знания о проявления свойств этих веществ в повседневной жизни.
- воспитательная: прививать детям бережное отношение к природе.
Образовательная среда:
- характер взаимодействия субъектов деятельности: самостоятельная деятельность детей.
- средства обучения и воспитания: беседы о песке, камнях, глине; рассматривание иллюстраций, фотографий, чтение энциклопедии
- предметно-практическая среда: дидактические игры, образцы песка и глины в стаканчиках и неглубоких емкостях, стаканчики с водой, листы бумаги, ложечки, лупы, палочки, пластиковые бутылки, поролон.
Ведущая образовательная область: познавательное развитие
Планируемые результаты: дети знают особенности песка и глины, могут рассказать о проявления свойств этих веществ в повседневной жизни.
Примерный план деятельности:
Этапы деятельности Содержание деятельности
Совместная деятельность педагога с детьми Самостоятельная деятельность детей
Мотивационно-побудительный (дети входят в группу, там их ожидает Нолик (фиксик)Воспитатель: Ребята, смотрите, кто к нам пришёл?
Нолик (фиксик): Да, это я - Нолик. Я давно наблюдаю за вами, как вы интересно живёте в детском саду, как много открытий вы делаете. Шел я к вам в гости и нашел 2 мешочка, а что в них не знаю. Помогите мне разобраться.
Воспитатель: Ребята, поможем Нолику? Давай свои мешочки. Ребята, посмотрите, что это? Как вы думаете, что в этих мешочках? Как можно верно определить, что в них внутри? Молодцы! Ну, развязывайте! Дети самостоятельно рассматривают мешочки
Дети самостоятельно развязывают мешочки
Основной
Ребята, раз у нас такие вещества, то давайте пройдем в нашу лабораторию. Приглашайте Нолика с нами.
Воспитатель: Нолик, нравится тебе наша лаборатория?
Нолик: Да, очень, здесь так много различных интересных и непонятных предметов, а как ребята вы всем этим пользуетесь?
Воспитатель: садись Нолик с нами рядом, а ребята тебе покажут и расскажут, что такое интересное они здесь делают. Ребята, давайте покажем Нолику, как сыпется песок. Куда вы хотите его высыпать на блюдце или на бумагу? Легко ли сыпется песок? А теперь, попробуйте насыпать глину. Что у нас получилось? Что легче высыпать, песок или глину? Нолик, ты видел этот фокус?
Ребята, а можно сказать про глину, что она сыпучая? А про песок?
Ребята, а из чего состоят песок и глина? С помощью чего вы можете это проверить?
Да, лупы у нас есть? А почему через лупу видны даже маленькие частички?
Воспитатель: Да, с помощью увеличительного стекла в лупе мы можем рассмотреть, из чего состоит песок и глина.
Что вы видите? Как выглядят песчинки? Какие они? Похожи ли песчинки одна на другую? Нолик, посмотри и ты с нами, вот на глину, что ты видишь? Видны ли такие же песчинки в глине? Ребята, посмотрите внимательно. Правильно - глина-то слиплась. Как её раскрошить на песчинки, возьмите, раскрошите. Получилось?
Что с ней произошло с глиной? Правильно, песок - рыхлый, а глина – слипается.
Нолик, запомнил эти свойства песка и глины?
Воспитатель: Ребята, а если бы вы сейчас были на улице, и там был ветер, вы смогли бы играть песком? А глиной? Хорошо, это можно проверить. Как? Конечно - подуть, у нас для этого в лаборатории есть трубочки
Пробуйте, через трубочку подуть сначала на песок, а затем на глину. Что происходит с песчинками? Почему?
А с кусочками глины? Почему? Молодцы, ребята.
Нолик: Ребята вы устали? Давайте поиграем.
Игра с мячом «Что бывает каменным?» «Что бывает глиняным?» Игра «Что можно сделать из мокрого песка?»
Воспитатель: Ребята, отдохнули, теперь можем изучать наши вещества дальше?
А как вы думаете, мокрый песок сильно тяжелый? А если он сухой? А как нам это определить? А у нас нет весов? Как быть?
Вот у нас есть кубик - трапеция, деревянная пластина, подумайте, как использовать?
Хорошо, пробуйте. Можем взвешивать? С чего начнёте? Какой песок тяжелее? Почему? Ребята, я вам открою один научный факт - среди сухих песчинок прячется легкий воздух, а среди влажных более тяжелая вода.
Нолик: Ребята, а я однажды слышал, как Мася с Папусом разговаривали, что в лаборатории можно очистить любую грязную воду. Это правда, ребята?
Воспитатель: Ребята, давайте, проверим, правда ли это или нет? Согласны провести эксперимент? А что нам для этого нужно?
Но, у нас нет в лаборатории очистительного фильтра. Что будем делать? Посмотрите, у нас есть ситечко, может оно нам пригодится? Попробуйте пропустить грязную воду с песком через ситечко. Что, ребята, чистая у вас вода?
Нолик: Ребята, я понял, нужно не через сито, а через марлю, ее можно сложить в несколько слоёв. Давайте попробуем.
Воспитатель: Ребята, что у вас получилось?
Правильно, вода стала намного чище, чем после сита. А, как, вы думаете, можно ли пить эту воду? Почему?
Воспитатель: Ребята, я вам открою ещё один научный факт - песок - это природный фильтр. Он очищает воду, но пить её нельзя. Питьевая вода, прежде, чем поступить к нам домой, проходит очистку очень много раз. На предприятии, которое называется «Очистные сооружения». Там очень много различных фильтров, которые задерживают грязевые примеси в воде и очень хорошо её очищают, чтобы мы могли её смело пить. Дети заходят в лабораторию
Часть детей берут мешочек с песком и насыпают его на лист бумаги, остальные на блюдце
Дети пробуют высыпать глину из мешочка
Дети размышляют и делают выводы
Дети предлагают различные варианты проверки свойств
Дети рассматривают вещества через лупу и называют признаки веществ
Дети берут глину и крошат её
Дети отвечают на вопросы
Дети берут трубочки и дуют на песок и глину
Дети играют с Ноликом
Дети предлагают варианты, делают выводы
Дети изготавливают «весы» с помощью бросового материала.
Дети предлагают варианты, делают выводы
Дети предлагают разные варианты
Дети переливают воду с песком через сито, делают вывод.
Дети переливают воду с песком через марлю, делают вывод.
Дети высказывают свои предположения
Рефлексивный
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами провели несколько экспериментов. Что вам запомнилось больше всего? Пригодятся нам ваши открытия в жизни?
Нолик: Спасибо вам ребята за помощь! Вы молодцы, я узнал много нового, мне было очень интересно с вами. Мне нужно идти к Масе и Папусу, до новых встреч! Дети анализируют свою деятельность