Консультация для педагогов Организация поисково-практической деятельности детей в центрах песок и вода и на прогулке в летний период.


Консультация для педагогов «Организация поисково-практической деятельности детей в центрах песок и вода и на прогулке в летний период».
Многолетний опыт работы с дошколятами неоднократно убеждал, что для развития детей не так важны дорогие игрушки, как простые и доступные предметы и вещи. Главное-чтобы они были разнообразны.
Прежде всего это традиционные для летнего периода песок и вода. Наблюдения показали, что эти игры не только доставляют детям радость и удовольствие, но и развивают целый спектр умений и способностей, в том числе предматематических и математических, исследовательских, языковых.
Играя с водой и песком, ребята осваивают такие понятия, как
- измерение объема;
- достаточность и недостаточность;
- относительность и соотношение;
- количество и счет;
- понятие «часть-целое» и многое другое.
Дети узнают, как меняются свойства веществ и материалов в зависимости от изменения внешних воздействий (как сделать, чтобы песок не рассыпался, как быстрее выбрать из песка все камушки, как изменить цвет воды или пека и многое другое); учатся правильно называть свойства и качества веществ и материалов, устанавливать договоры о совместных действиях и целях в игре.
Тем не менее возникают вопросы: что необходимо для обеспечения разнообразной интересной деятельности? Как достичь наибольшего развивающего эффекта? Как научить детей аккуратности и опрятности в играх с песком и водой?
Какие же игрушки и материалы будут способствовать развитию дошкольников?
- Прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и объема;
- мерные ложки разной формы и размера;
- сита и воронки;
- резиновые груши, пипетки;
- гибкие пластиковые или резиновые трубочки;
- взбивалки, лопатки и шпатели для размешивания;
- пенящие вещества (шампунь);
- природный материал для украшения построек;
- детский крем.
Не менее важной оказалась и проблема выбора способа действий с песком и водой. Дети под чутким руководством педагога в детском саду могут:
-наливать, переливать, отмеривать воду (то же можно делать с песком);
- взбивать воду сильной струей из резиновой груши;
- закручивать рукой «воронку» в воде;
- стряхивать капли с мокрых рук на поверхность воды или на бумагу;
- дуть на воду, подгоняя плавающие предметы;
- набирать воду в ладони, пропуская ее через пальцы или, напротив, удерживая ее в плотно сжатых руках;
-погружать в воду флаконы с неплотно закрытыми крышками;
- просеивать песок, выталкивать камушки и мелкие предметы из песка путем встряхивания;
- окрашивать песок, перетирая его с цветным мелом;
- заполнять слоями окрашенного песка прозрачные емкости;
- лепить различные по тематике постройки, как индивидуальные так и подгрупповые.
В центре науки на стенах можно повесить плакаты и иллюстрации с изображением подводного мира, таблицы для счета, подборку книг о подводном мире, сосуды с пресной и соленой водой, морскую соль, предметы для проверки плавучести. (Наполнение центра должно соответствовать возрастным особенностям дошколят).
Важно не просто организовать опыты под руководством взрослого, а предоставить детям простор для самостоятельного экспериментирования.
Таким образом, организация поисково-практической деятельности детей в центрах «песок-вода» и «наука» - мощный стимул для развития важнейших черт личности детей: самостоятельности, целеустремленности, способности к прогнозированию, планированию собственной деятельности.