Исследовательский образовательный проект «Солнце, воздух и вода — лучшие друзья»



Тема: «Солнце, воздух и вода – лучшие друзья»
Срок 11.08-30.08 2016г.
Актуальность проекта:
Исследовательская деятельность в проекте - одно из самых интересных занятий у детей старшего возраста. Цель таких занятий познакомить со свойствами объектов неживой природы.
Экспериментальные опыты, которые используются, помогают ребёнку приобрести новые знания о признаках предметов, веществ (вода, песок, воздух и др.) Непосредственно воспринимаемые органами чувств (цвет, величина, запах, форма) и скрытыми восприятию (хрупкость, переход из одного состояния в другое) . Опыты с песком, почвой, глиной помогают определить скрытые свойства веществ , глубже осмыслить явления, которые происходят в окружающем мире, выяснить связи между ними . Благодаря опытам и экспериментированию у ребёнка развивается наблюдательность, способность сравнивать, сопоставлять, высказывать предположения, делать выводы, воспитывается самостоятельность.
Цель: - расширять знание детей о явлениях неживой природы.
-Уточнить представление детей о значении солнца, воздуха и воды в жизни людей, растений, животных.- Приобщать детей к исследовательской деятельности, научить через эксперимент приходить к определённым выводам и обобщениям.-Развивать любознательность, наблюдательность, познавательные мотивы, интересы, речь.
Задачи:
1.Расширять представление о свойствах неживой природы ( солнце ,воздух, вода).
2.Развивать у воспитанников коммуникативные, познавательные, творческие способности.
3.Воспитывать у детей уважение к окружающей среде.
4.Поддерживать интерес к познанию окружающего мира.
Ожидаемый результат.
-У детей формируется начальное представление о здоровом образе жизни.-Совершенствуются двигательная активность детей, и повышается общий тонус организма.-Расширены знания детей о свойствах воды, воздуха, и солнца.-Детско-родительские отношения будут носить партнёрский характер в совместной творческой деятельности.
Участники проекта: дети старшей группы (15 человек), воспитатели, родители.
Итоговое мероприятие: Беседа с детьми на тему: «Солнце, воздух и вода -наши лучшие друзья».
Спортивная эстафета на воздухе.
Выставка фотографий с мероприятия. Этапы проведения проекта.
1.Подготовительный этап.
-Подбор художественной литературы, скороговорок, считалок по теме исследования.-Создание условий для опытов и игр с водой, воздухом и солнцем.
Выставка рисунков детей на тему «Солнце, воздух и вода».
-Подбор сюжетно-ролевых игр, дидактических игр, иллюстраций по теме.-Привлечение родителей к пополнению мини – лаборатории предметами для проведения экспериментов
2.Основной этап.
-Коммуникативная деятельность.
Беседы: « Царство воды».
«Воздух-невидимка».
«Солнышко - лучистое»
Беседа: с рассматриванием иллюстраций «Явление природы».
Рассматривание иллюстраций художников на тему «Лето».
Беседа « Как вести себя в жару на участке».
Викторина. Загадывание загадок».
-Познавательная деятельность.
Наблюдение: - За солнцем, небом, кучевыми, перистыми облаками.
За ветром, дождём , грозой, лужами.
Рассматривание цветов на клумбе.
Экскурсия в парк «Уронило солнце лучик».
-Познавательно-исследовательская деятельность.
Опыт: «Свойства воздуха».
«Где живут капли воды?».
«Сила солнечного луча».
С песком, водой, почвой, глиной.
Эксперимент «Вода в сосуде» - «Тёплая и холодная».
«Потребность растения в воде».
-Игровая деятельность.
Дидактические игры : «Лото «Растения».
«Выложи солнышко».
«Как тебя зовут деревце?»
«Береги живое».
«Живой мир планеты».
«Во саду ли во городе».
«Что происходит в природе».
«Кто как устроен».
«Когда это бывает?».
-Сюжетно- ролевые игры.
«Летние забавы».
«Семья» сюжет «На пикнике».
«Покажем Петрушке фокусы с водой».
«Магазин «Продукты».
-Двигательная деятельность.
Утренняя гимнастика «Солнечная».
П.и. «Солнце и тень».
«Солнышко и дождик».
« Кто быстрей соберёт?».
«Караси и щука».
«Не разлей воду».
Гимнастика пробуждение «Солнышко»
Пальчиковая гимнастика «Лето» «Солнышко и тучки».
Игры с водой. Игры песком.
Изобразительно – продуктивная деятельность.
Рисование. « В гостях у солнышка».
«Идёт дождь».
«Что нам лето подарило?».
Рисование на мокрой бумаге «В водном царстве».
« Лето ах лето».
Лепка.
«Мы на луг ходили, мы лужок лепили».
«Разноцветные бабочки».
«Лето в корзину».
Аппликация. «Солнце, воздух, и вода наши лучшие друзья».
«Обитатели моря».
Из ватных дисков по замыслу.
Конструирование из бумаги. «Солнышко лучистое».
«Кораблики».
- Художественная литература.
Разучивание потешки « Ай, лады, лады, не боимся мы воды.
Чтение «У солнышка в гостях» ( словацкая сказка).
«Солнце, солнце ты от куда?» О. Высоцкая.
«Солнечные зайчики» И. Токмакова.
Чтение стихотворений « Что такое вода?» «Ручеёк, речка».
«Береги воду».
-Музыкальная деятельность.
Разучивание песен « Солнечные зайчики».
«Солнышко лучистое».
-Трудовая деятельность.
Полив цветника, огорода, прополка на грядок.
Уборка территории после дождя.
Наведения порядка в павильоне.
Мытьё игрушек после игр.
-Работа с родителями.
Консультация для родителей.
«Лето, безопасность ваших детей».
«Перегревание. Солнечные ожоги».
Пополнение инвентаря в лабораторию.
3. Заключительный этап.
Фотовыставка мероприятий.
Выставка рисунков «Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья».
Конспект беседы «Как вести себя в жару на участке?»
Старшая группа
Цель: учить детей без напоминания взрослых надевать головной убор (панамку, косынку и др.), закреплять умение правильно наливать воду из чайника в чашку, соблюдать правила нахождения на солнце, чтобы не перегреваться.
Материал: сюжетная картина с изображением 2 девочек- одна сидит под «грибом», а вторая загорает под палящим солнцем и получила солнечный ожог.
(Можно придумать и нарисовать другие картинки)
Ход: 1.Рассматривание картины.
Вопросы к детям: -Что изображено на картинке?- Кто из девочек поступил правильно? Почему?- А что случилось со второй девочкой? Как это произошло?- Что нужно делать теперь?- А как мы ведем себя на улице в жару?-Что нужно делать, чтобы не случился солнечный удар? Солнечный ожог?
2.Составление рассказов из жизненного опыта детей.
3.Игра «Закончи предложение» -Чтобы не обидеть папу,
Я одену с лентой…(шляпу).
Неразлучные друзья
Веревка и прищепка.
Не разлучные в жару
Я и моя …(кепка)
-Сильно солнышко печет?-
Спрашиваю маму.
Одеваю я в жару
Белую …(панамку).
3.Помочь запомнить правила:
-На прогулку летом обязательно надевай легкий головной убор (шляпку, косынку, кепку, панамку)!-В жару пей больше жидкости- воды, морсов или соков!-Нельзя находиться долго на солнышке! Играть лучше в тени!-В жару носи лёгкую одежду, которая защитит твои плечи, спину и грудь от солнечных ожогов. Носи в жару тёмные очки.-Не бегай босиком в жару по асфальту.-Не увлекайся в жару подвижными играми на солнцепеке: не доводи до того, чтобы тело было мокрым от пота.-Если вдруг почувствуешь слабость, головокружение или подташнивание, немедленно уходи в тень и скажи воспитателю о своем самочувствии.-Смотри за товарищами, не перегрелись ли они, не покраснели ли лицо и тело.
Если замечаешь такое, пригласи их в тенек и скажи об этом воспитателю.
Конспект-беседа «Воздух-невидимка»
 Старшая группаПрограммное содержание.Сформировать представление о том, что воздух состоит из разных газов, главный среди них –кислород (мы им дышим ), что он занимает место и обладает свойствами (невидим, лёгкий, не имеет запаха), а также дать представление о том, что ветер – это движение воздуха; способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха; формированию у детей познавательного интереса; обобщить, уточнить ранее полученные знания о свойствах воздуха; учить работать в коллективе и индивидуально во время опытов.Развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность, память, речь, интерес к познавательной деятельности; зрительное и слуховое восприятие.Воспитывать интерес и желание расширять свой кругозор; любознательность, взаимопомощь, бережное отношение к окружающей среде, позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами.Словарная работа.Кислород, углекислый газ, атмосфера, воздушная оболочка.Материал для опытов. Большой сосуд с водой (прозрачный), пустая бутылочка, чеснок, апельсин, две свечи, палка, веревочка, два шарика, веера, спасательный круг, пакет, бумага и спички, блюдце.Предварительная работа. Наблюдения за ветром; проведение экспериментов, доказывающих лёгкость воздуха; эксперименты с водой и предметами из металла, пластмассы, камня, стекла, песка; изготовление корабликов с парусами, вееров, рассматривание иллюстраций с видами планеты Земля, снятыми из космоса.Ход занятия.Ребята, как вы думаете, какой океан самый большой? (ответы и предположения детей) Подскажу: он без берегов и без воды. По нему, словно огромные серебристые рыбы, «проплывают» самолеты. Догадались? (Ответы детей)- Верно, это воздушный океан. Вы каждый день, каждый час, каждую минуту «купаетесь» в этом океане, не замечая этого. Воздушный океан, воздушная оболочка Земли, т.е. атмосфера – это удивительная рубашка, которая помогает нашей планете не перегреваться от солнечных лучей и не остывать от космического холода. Если бы не было воздушного океана, т.е. воздуха, вокруг Земли, то через несколько минут она стала бы безжизненной планетой как Луна или Меркурий.Опыт 1.- Посмотрите, в этой бутылочке есть что-нибудь? (Нет, ничего в ней нет)- Давайте проверим. Опустим ее целиком в воду. Что мы видим? (Из горлышка побежали пузырьки)- Откуда они взялись? Что за невидимка сидит в бутылочке? (Воздух)- Да воздух-невидимка, без которого не было бы жизни на земле.Вывод: Воздух прозрачный, невидимый.Опыт 2.- Ребята, если воздух невидим, может он имеет запах? Закройте глаза и угадайте чем пахнет. (Режем апельсин, затем давим чеснок. Дети угадывают распространившиеся по комнате запахи)Вывод: Воздух не имеет запаха. Распространяет, переносит другие запахи.Опыт 3.- Тогда как же воздух передвигается? Для этого возьмем две свечи. (Проводить исследования лучше в прохладную или холодную погоду). Приоткроем дверь на улицу. Зажжем свечи. Одну свечу держим внизу, а другую вверху образовавшейся щели.- Куда наклоняется пламя свечей (пламя нижней будет направлено внутрь комнаты, верхней — наружу).- Почему так происходит? У нас в комнате тёплый воздух. Он легко путешествует, любит летать. В комнате такой воздух поднимается и убегает через щель вверху. Ему хочется поскорее вырваться наружу и погулять на свободе.А с улицы к нам вползает холодный воздух. Он замёрз и хочет погреться. Холодный воздух тяжёлый, неповоротливый (он ведь замёрз!), поэтому предпочитает оставаться у земли.- Откуда он будет входить к нам в комнату — сверху или снизу? Значит, вверху дверной щели пламя свечи «наклоняется» тёплым воздухом (он ведь убегает из комнаты, летит на улицу), а внизу холодным (он ползёт навстречу с нами).Вывод: Получается, что один воздух, тёплый, движется вверху, а навстречу ему, внизу, «ползёт» другой, холодный. Там, где двигаются и встречаются тёплый и холодный воздух, появляется ветер. Ветер — это движение воздуха.Опыт 4.- Дети, помашите веером над водой (Для этого опыта используйте веера, сделанные заранее самими ребятами).- Почему появились волны?Вывод: Веер движется и как бы подгоняет воздух. Воздух тоже начинает двигаться. (А ребята уже знают, ветер — это движение воздуха. Необходимо, чтобы дети делали как можно больше самостоятельных выводов, ведь уже обсуждался вопрос, откуда берётся ветер).Опыт 5.— А теперь помашем веером перед лицом. Что мы чувствуем? Для чего люди изобрели веер? А чем заменили веер в нашей жизни? (Вентилятором, кондиционером).Опыт 6.- Ребята, а как вы думаете, сколько весит воздух? (Предположения детей)- Попробуем взвесить воздух. (На середине палки длинной около 60-ти см. закреплена верёвочка, к обоим концам которой привязаны два одинаковых воздушных шарика. Палка подвешена за веревочку и висит в горизонтальном положении.- Подумайте, что произойдёт, если проткнем один из шаров острым предметом? (Протыкаем один шарик иголочкой) — Почему конец палки, к которому был привязан шарик, поднялся вверх?Вывод: Из шарика вышел воздух, шарик без воздуха стал легче.- Что произойдёт, когда мы проткнём и второй шарик? ( Проверяем это на практике). Равновесие опять восстановится. Шарики без воздуха весят одинаково, так же, как и надутые.Опыт 7.- Ребята, чем наполнены спасательные круги? (Воздухом)Попробуйте «утопить» спасательный круг. Почему он не тонет?Вывод: Воздух легче воды.Опыт 8.- Кто хочет проверить, можно ли хорошо чувствовать себя без воздуха? (Дети надувают пакет, потом закрывают ладошкой рот и нос).- Если бы внутри пакета была мышка, она бы задохнулась. Для дыхания нам нужен кислород. Воздух состоит из кислорода (мы им дышим) и из углекислого газа (мы его выдыхаем).Опыт 9.- Но кислород нужен не только для дыхания. Смотрите, на блюдце я зажгу бумажку. Горит? Накрою ее стаканом. Раз, два, три…погасла! А почему? Ведь бумага не вся сгорела?Вывод: нет воздуха, а точнее кислорода, а без него нет огня.- Дышат люди, дышат звери, птицы, все вдыхают кислород, а выдыхают углекислый газ. Трубы заводов, фабрик выбрасывают в атмосферу целые реки углекислого газа. Почему мы не задыхаемся? (Предположения детей)- К счастью, углекислый газ необходим растениям. Все они, от великана дуба до маленькой травинки, забирают углекислый газ, а возвращают в воздух кислород. Нам нужно беречь зеленые растения — они дают нам живительный кислород, без которого мы не могли бы жить. Чем больше вокруг зелени, тем чище воздух.В конце беседы дети играют с воздушными шариками

.