Интегрированное занятие по окружающему миру в старшей группе: «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья»


ГБОУ РМ Ялгинский детский дом-школа
Интегрированное занятие по окружающему миру в старшей группе:
«Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья»
Подготовила воспитатель
дошкольной группы
Горбунова О.И.
Саранск 2016
Цель: формирование целостного восприятия окружающего мира, развитие интереса к исследовательской и познавательной деятельности детей.
- расширить знания детей о свойствах воздуха, воды и солнца через опытно-экспериментальную деятельность с детьми, формировать интерес к опытно-экспериментальной работе.
- развивать мышление, память, любознательность, умение рассуждать.
- воспитывать бережное отношение к природе; расширять представление о содружестве человека и природы, о положительном и отрицательном влиянии человека на природу.
- Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования воздухом — кляксографией.
-развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы;
-воспитывать интерес к исследовательской деятельности.
-способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха, расширению представления детей о значимости воздуха в жизни человека, животных, растений;
Материал для каждого ребенка: стакан с чистой водой, трубочка для воды.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, сегодня на занятие к нам пришли гости. Давайте поздороваемся. (Приветствие детей)
В: А сейчас предлагаю вам начать наше занятие. Давайте встанем в круг и поздороваемся друг с другом.
(Игра на общение)
Станем рядышком, по кругу,Скажем «Здравствуйте!» друг другу.Нам здороваться ни лень:Всем «Привет!» и «Добрый день!»;Если каждый улыбнётся — Утро доброе начнётся.— ДОБРОЕ УТРО!!!
В: Весь мир 22 апреля отмечает день Земли. Вот и мы с вами встретились в этой гостиной, чтобы отметить день Земли.
1-й ребенок:Нас в любое время года Учит мудрая природа: Птицы учат пению, Паучок — терпению. Пчелы в поле и в саду Обучают нас труду.
2-й ребенок: Учит снег нас чистоте. Учит солнце доброте. У природы круглый год Обучаться нужно. Весь лесной народ Учит крепкой дружбе
3-й ребенок:Есть на Земле огромный домПод крышей голубой. Живут в нём солнце, дождь и гром, Лес и морской прибой. Живут в нём птицы и цветы, Весёлый звон ручья, Живёшь в том доме светлом ты, И все твои друзья.
4-й ребенок:Куда б дороги не вели, Всегда ты будешь в нём. Природою родной земли Зовётся этот дом.
А как вы думаете, что такое Земля? Ребята, Земля это не только горстка почвы, на которой растут растения, это наша планета, где мы с вами живем. Посмотрите на макет Земли. Как он называется? (Глобус). А что мы видим на глобусе? Океаны, моря, горы, леса. Кто живет в морях, океанах, реках? (Рыбы), Кто живет в лесах, полях? (животные, птицы, ). А как вы думаете, что необходимо для жизни птицам, животным? (воздух, вода, пища, свет).
В: Молодцы! Для чего нам нужен воздух? (Дышать) Сделайте глубокий вдох, выдох.
В: Вы знаете сколько человек может прожить без еды?, А без воды? (несколько дней) А без воздуха? (не больше 5 минут).
Однажды в жарком споре, до утраСошлись враз солнце, воздух и водаДа так, что полыхало все вокругКто же из них, людей первейший друг И спорили они день, вечер, ночьДавайте им попробуем помочь
В: Сегодня мы с вами поговорим о том, без чего не могут прожить растения, животные и люди как настоящие ученые-исследователи. Учёные работают в помещении, где много приборов для опытов, а как это помещение называется? Лаборатория.
В: В лаборатории надо соблюдать определенные правила: соблюдать тишину, не перебивать друг друга. не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно, внимательно. Сегодня я для вас организовала небольшую лабораторию в группе.
В: Давайте отправимся в нашу лабораторию, проводить опыты. Одевайте халаты.
Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать
Научиться наблюдать,
Будем вместе развивать качество — внимательность,
А поможет всё узнать
Наша наблюдательность.
В: Вот мы очутились в самой настоящей научной лаборатории. Садитесь за столы. (дети садятся)
В: Мы опыты начинаем
Интересно здесь бывает
Постарайтесь все понять
Много нужно здесь узнать
В: Итак, начнем наши опыты:
ОПЫТ №1
Несколько дней назад мы сажали с вами лук. Одну баночку поставили в темное место, другую на подоконник. Ребята, давайте посмотрим на наш лук. Сравним лук с подоконника и достанем лук из шкафа. Что с ним произошло?
Дети: Тот лук, который стоял на солнышке, пророс и дал перышки, перышки зелёного цвета, толстенькие, а тот, что мы поставили в шкаф, где нет света, ещё только начинает прорастать и кончики перьев желтого цвета. Почему такая разница? Правильно, потому что один стоял на свету, а другой в темноте.
Вывод: Из этого опыта мы можем сказать, что растениям нужен свет и тепло.
Без солнца нет ни утра, нет и дняБез солнца не рождается заряБез солнца ничего уже не будетБез солнца ничего не видят людиИ если солнце затянули тучиТо серый, скучный день мы все получим.
В: Ребята, вы знаете, как можно поймать воздух? Подумайте. (ответы детей)
Эксперимент № 1 «Как поймать воздух? »
В: Возьмите со стола целлофановые пакеты и попробуйте поймать воздух.
В:Закрутите пакеты. Что произошло с пакетами? Что в них находится? Какой он? Вы его видите?
В: Хорошо! Давайте проверим. Возьмите острую палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете?
Вывод: воздух можно почувствовать.
В: А вы знаете как можно увидеть воздух? (ответы детей)
Эксперимент № 2 «Видим воздух, при помощи трубочки и ёмкости с водой»
В: Нужно взять трубочку, опустить один конец в воду, а в другой подуть.
В: Что вы увидели? (Пузырьки воздуха) Подуйте в трубочки сильно. А теперь слабо. В обоих случаях пузырьков было одинаковое количество? (Нет) Почему?
Вывод: когда мы выдыхаем много воздуха, то пузырьков много, когда поменьше выдыхаем воздуха, пузырьков мало. С помощью трубочки и ёмкости с водой увидели воздух.
В: Можно ли услышать воздух? Как его можно услышать? (ответы детей)
Эксперимент № 3 «Слышим воздух»
В: Если подуть в баночку или бутылочку, крышки от фломастера, из-под баночек, или сдуть шарик.
В:Возьмите по бутылочке, крышечке и подуйте с краю. Что вы слышите? Звук, воздух.
В: А ещё у нас на столе есть надутый шарик, как вы думаете, что можно сделать с этим шариком, чтобы услышать воздух? Нужно растянуть отверстие шарика и потихоньку спускать воздух, что мы слышим? Писк, воздух.
С помощью чего мы услышали воздух? (Нам помогли баночки, бутылочки и шарик).
Вывод: воздух можно услышать разными способами. А еще когда дует ветер, он гоняет воздух, и так можно услышать различные звуки воздуха (свист, вой)
В: А можно почувствовать запах воздуха? Как? (ответы детей)
Эксперимент № 4 «УЗНАЙ ПО ЗАПАХУ»
В:Сам воздух не имеет запаха, но может запахи переносить. По запаху, перенесенному из кухни, мы догадываемся, какое блюдо там приготовили.
В:Каждому из вас предлагаю с закрытыми глазами ощутить ароматы (апельсин, лук, яблоко). Вы замечательно справились. Молодцы.
Эксперимент № 5 «ИМЕЕТ ЛИ ВОЗДУХ ВЕС? »
В: Это мы сейчас проверим.
В: На столе разложены предметы: резиновая игрушка, кусок резины
В: Возьмем кусочек резины и опустим его в воду. Он утонул. А теперь опустим в воду резиновую игрушку. Она не тонет.
Почему? Ведь игрушка тяжелее кусочка резины? Что внутри игрушки?
( воздух)
Вывод: воздух имеет вес, но он легче, чем вода.
Физминутка «Мыльные пузыри».
Дети дуют пузыри,
В: Ребята, а вы знаете что воздухом можно рисовать? (ответы детей) Эта техника называется кляксография.
В: Хотите попробовать?
В: Сейчас мы с вами попробуем при помощи воздуха, красок и трубочки рисовать. (показывает технику кляксографии: капнуть каплю акварели на бумагу и раздуть ее при помощи коктейльной трубочки в разные стороны. (дети пробуют рисовать)
В.: - У вас на столах стоят стаканчики. В каждом стаканчике есть вода. Возьмите каждый стакан и загляните в него.
— Вы видите дно. Значит, какая вода? Прозрачная.
— Какого она цвета? Бесцветная.
— Давайте понюхаем, пахнет? Нет. Значит, не имеет запаха.
— Какая бывает вода? Чистая, солёная, горькая, грязная, питьевая.
— Давайте попробуем её. Есть вкус? Нет. А когда она может поменять вкус? Если добавить в воду соль, сахар, лимон. Вот в этом стакане я развела соль, кто попробует и скажет, какая вода стала на вкус? (Дети пробуют также на вкус сладкую и кислую воду)
Вывод: Вода безвкусная, но приобретает вкус других продуктов.
— Посмотрите, что я делаю. Переливаю. Какая она. Жидкая. Какой еще бывает вода? Твёрдой. Если лед подержать в руке, во что он превратится? В воду. А ещё вода превратится в пар, если её кипятить.
Вывод: у воды три состояния: жидкая, твердая и газообразная.
Вода журчит,  как песенку поетИ по воде кораблик уплыветВода польет, и всходы расцветутИ по утрам горячий чай все пьютВ воде стирают, моют все вокругВода наш тоже самый лучший друг
В: Итак, мы сегодня провели множество опытов. А скажите вам понравилось проводить опыты?(ответы детей)
В: Какой опыт вам показался интересным больше всего?
В: Что вы сегодня узнали нового? Как называется техника рисования воздухом?
Наше занятие подошло к концу, вы все были внимательными, активными. И в конце нашего занятия я хочу вам сказать.
Все в этом мире связано узлом.Счастье с бедою, и добро со зломИ вам хочу я это рассказатьНе нужно нам кого-то выбиратьВедь неразлучны,  вам скажу всегдаТри друга – воздух, солнце и вода
Сейчас я предлагаю вам прочитать стихи о Земле, поздравить ее с праздником.
1-й ребенок:Нас в любое время года Учит мудрая природа: Птицы учат пению, Паучок — терпению. Пчелы в поле и в саду Обучают нас труду.
2-й ребенок: Учит снег нас чистоте. Учит солнце доброте. У природы круглый год Обучаться нужно. Весь лесной народ Учит крепкой дружбе
3-й ребенок:Есть на Земле огромный домПод крышей голубой. Живут в нём солнце, дождь и гром, Лес и морской прибой. Живут в нём птицы и цветы, Весёлый звон ручья, Живёшь в том доме светлом ты, И все твои друзья.
4-й ребенок:Куда б дороги не вели, Всегда ты будешь в нём. Природою родной земли Зовётся этот дом.
Молодцы, ребята. Спасибо за занятие.
Однажды в жарком споре, до утраСошлись враз солнце, воздух и водаДа так, что полыхало все вокругКто же из них, людей первейший друг И спорили они день, вечер, ночьДавайте им попробуем помочьБез солнца нет ни утра, нет и дняБез солнца не рождается заряБез солнца ничего уже не будетБез солнца ничего не видят людиИ если солнце затянули тучиТо серый, скучный день мы все получимА что есть воздух? Воздухом мы дышимВоздух колеблется, и мы все звуки слышимУмрет без воздуха на свете все живоеБез воздуха ни холода, ни знояБез воздуха нет неба с облакамиИ сложно воздух описать стихамиВода журчит,  как песенку поетИ по воде кораблик уплыветВода польет, и всходы расцветутИ по утрам горячий чай все пьютВ воде стирают, моют все вокругВода наш тоже самый лучший другНо как же быть, как спор их разрешить?Кого нам больше следует любить?Скажу вам так - Без солнца нет жары, И в воздух не взбираются парыИ если солнце спрятать, то тогдаУвы  - не получается водаВсе в этом мире связано узлом.Счастье с бедою, и добро со зломИ вам хочу я это рассказатьНе нужно нам кого-то выбиратьВедь неразлучны,  вам скажу всегдаТри друга – воздух, солнце и вода