Разработка урока по русскому языку Любить, мечтать и верить…


Тема урока: «Любить, мечтать и верить…» (романтическая история первой любви по повести-феерии А.Грина «Алые паруса»)
Цель: через погружение в текст осмыслить образы главных героев и определить свое отношение к ним.
Задачи:
1) создать условия для формирования у подростков интереса к чтению произведений Грина, для пробуждения “дара воображения”, для рождения вопросов о смысле жизни и роли мечты в становлении человека и писателя;
обучать анализу текста, интерпретации текста;
помочь выявлению чувства, которое возникает после прочтения; показать личностное восприятие текста;
2) развивать творческие способности обучающихся; использовать теоретико - литературные понятия, формировать умение мыслить, делать самостоятельно выводы; развивать навыки коллективной, групповой работы.
3) воспитывать нравственные аспекты: любовь к ближнему, добру и красоте, целеустремленность, волю, мужество, твердость духа, благородство, взаимопонимание, веру в мечту, любовь.Эпиграфы к уроку:
“…благодаря ей я понял одну нехитрую истину. Она в том, чтобы делать так называемые чудеса своими руками”(А.Грин).
“Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное” (Платон).
Ход урока
1 Вводно-мотивационный этап
Орг. момент.
-Здравствуйте уважаемые гости! Ребята!
1. Вступительное слово учителя.
(презентация «Алые паруса» Слайд 1. (под музыку «Мой ласковый и нежный зверь» учитель читает): «Туман ещё не рассеялся; в нем гасли очертания огромного корабля, медленно повертывающегося к устью реки. Его свернутые паруса ожили, свисая фестонами, расправляясь и покрывая мачты бессильными щитами огромных складок…Но вот воздушный напор усилился, рассеял туман и вылился по реям в легкие алые формы, полные роз. Розовые тени скользили по белизне мачт и снастей, все было белым, кроме раскинутых, плавно двинутых парусов цвета глубокой радости»
Учитель: Ребята! Правда, красивые строки? Сквозь них словно проглядывает синее морское пространство; словно мы выглянули в окно, выходящее на море. Окно открывается: свежесть морского ветра, и соленые брызги, и шум прибоя врываются в комнату. То же случается, когда мы открываем книгу Александра Степановича Грина.
-Как вы уже, наверное, догадались о чем или о ком сегодня мы будем с вами говорить? (об алых парусах А.Грина)
Итак, запишем тему урока: «Любить, мечтать и верить…(романтическая история первой любви по повести-феерии А.Грина «Алые паруса» Слайд 2Учитель: Книгами Грина зачитывается не одно поколение, ведь его герои умеют любить, мечтать и верить. Так мечтают и любят Ассоль и Грей. Мы познакомимся с удивительным миром и героями повести «Алые паруса» и будем искать ответы на вопросы:
Случайна ли встреча Ассоль и Грея?
В чем смысл названия повести?
Способен ли человек создавать чудеса своими руками?
Учитель: Феерия, так определил сам писатель жанр своего произведения. Ребята, как вы думаете, что такое феерия?
Словарная работа. Слайд 3 (запись в тетрадь)
Феерия (франц.feerie-фея, волшебница)
Жанр театральных спектаклей, в которых для фантастических сцен применяются постановочные эффекты. Возник в 17в.
Цирковое представление с использованием различных эффектов.
Учитель: Перед нами мир любви и мечты, увлекательный мир сказки, из которого не хочется уходить; мир, который учит надеяться, верить и ждать, любить, творить счастье своими руками; уникальный мир фантастики, чего-то волшебного, сказочного, где всегда добро побеждает зло.
Грин вкладывает в слово «феерия» особый смысл. Ассоль и Грей сами творят чудо.
- Что вас удивило и что вам особенно понравилось в феерии?
(особенно понравилось то, как красиво и возвышенно описывается первая любовь Ассоль и Грея, чистота их чувств, без притворства. Любовь описана здесь как светлое, нежное, самое прекрасное чувство. Что мечта Ассоль сбылась, она счастлива, она дождалась своего принца, как и предсказал ей собиратель песен и легенд Эгль. Счастье юных героев взволновало. Принц приплыл на белом корабле за своей принцессой и осчастливил ее)Проблемный вопрос: способен ли человек совершать чудеса своими руками? (ответы уч-ся)
Учитель: чтобы решить проблемный вопрос, мы рассмотрим повесть-феерию А.Грина в трех аспектах и поработаем в группах.(на доске)
1. Мир А.Грина 2. Мир Ассоль 3. Мир Грея
3. Работа по группам.
1.группа Мир А.Грина
1.Биография А.Грина (рассказ учащихся) презентация «Феодосия. В музее Грина
Учитель: К.Г.Паустовский писал об «Алых парусах»: «Если бы Грин умер, оставив нам только одну свою поэму в прозе «Алые паруса», то и этого было бы довольно, чтобы поставить его в ряды замечательных писателей, тревожащих человеческое сердце призывом к совершенству». Именно с «Алых парусов» Грин начал интенсивно и успешно заселять свою неведомую страну. И я говорю вам: «Добро пожаловать в Гринландию!» Слайд11-ая ученица (2-й слайд «Карта Гринландии») А вот карта Гринландии: на ней моря, материки, бухты, архипелаги, проливы и города Лисс, Зурбаган, Покет. И что удивительно, Грин с такой достоверностью описал в придуманной им стране все: и страны, и города, и жителей, что мы без труда верим в реальное существование этой страны и ее обитателей. Эта карта находится в музее А.С.Грина в Феодосии. Сегодня мы заочно побываем там.
Валя. Александр Степанович Гриневский родом из Вятской губернии. Родился 23 августа 1880 года в семье мелкого служащего, сосланного в эти места за причастность к восстанию против царя в Польше (тогда ведь часть Польши принадлежала России). Мать болела, отец сильно и часто пил. Семья росла, вместе с ней росла и нужда. Примечательно, что в 4 года Грин научился читать. И первое самостоятельно прочитанное слово – «МОРЕ».
Саше исполнилось 13 лет, когда умерла мама, оставив после себя 3 детей. Потом пришла мачеха со своим сыном, родился еще ребенок… Поэтому отъезд в неполные 16 лет из родительского дома не вызвал ни у кого никаких возражений. Скитался по России, был матросом, золотоискателем. Неоднократно подвергался арестам за эсеровскую пропаганду, был в ссылке, совершал побеги, жил по фальшивым паспортам. Чуть не умер от сыпного тифа. А в 1921 году женился на Нине Николаевне Мироновой. Она останется его верным и настоящим другом до конца. Именно ей автор посвятил свою повесть «Алые паруса».
Итак, пройдемся по комнатам музея.
2-ая ученица перед нами кабинет писателя. Это единственная в музее мемориальная комната (она восстановлена такой, какой была при жизни Грина). Кабинет. Звучит внушительно. В действительности это совсем небольшая квадратная комнатка, обставленная чрезвычайно просто. Небольшой ломберный стол, не очень удобный для работы, но Александр Степанович купил его сам и другого не хотел. «Писатель за письменным столом – это очень мастито, профессионально и неудобно. От писателя внешне меньше всего должно пахнуть писателем»,- говорил Грин. На стене, над столом, фотография Эдгара По. Этот портрет кочевал с Грином по жизни и всегда был у него на виду. У стола два кресла: одно клеенчатое, мягкое (для отдыха), другое жесткое (для работы).
Артур: Следующая комната «Ростральная». Названа она так, потому что на стене прикреплена ростра бригантины «Бегущая по волнам» (ростра – носовая часть судна). Перед вами макет бригантины из одноименной повести. Здесь же на стене, над столом, подзорная труба, вещи, необходимые для морского путешествия: карта, секстант, фуражка капитана.
3- ученица: Вам известна история Фрези Грант, девушки, бегущей по волнам? Я познакомлю вас сейчас с ней.
Лет 150 назад из Бостона в Индию шел фрегат «Адмирал Фосс». Среди других пассажиров был на этом корабле генерал Грант, и с ним ехала его дочь, замечательная красавица, которую звали Фрези. Надо вам сказать, что Фрези была обручена с одним джентльменом, который года 2 уже служил в Индии и занимал важную должность. «Адмирал Фосс» был в пути полтора месяца, когда на рассвете вахта заметила огромную волну, шедшую при спокойном море и умеренном ветре с юго-востока. Шла она с быстротой бельевого катка. Конечно, все испугались, и были приняты меры, чтобы утонуть, так сказать, красиво, с видимостью, что погибают не бестолковые моряки, которые никогда не видали вала высотой метров в 100.
Волна пришла, ушла, и больше другой такой волны не было. Когда солнце стало садиться, увидели остров, который ни на каких картах не значился. Рассмотрев его в подзорные трубы, капитан увидел, что на нем не заметно ни одного дерева. Но был он прекрасен, как драгоценная вещь, если положить ее на синий бархат и смотреть снаружи, через окно: так хочется взять. Он был из желтых скал и голубых гор замечательной красоты.
Капитан тотчас записал в корабельный журнал, что произошло, но к острову не стал подходить, потому что увидел множество рифов, а по берегу отвес, без бухты и отмели. В то время как на мостике собралась толпа и толковали с офицерами о странном явлении, явилась Фрези Грант и стала просить капитана, чтобы он пристал к острову – посмотреть, какая там земля. «Мисс,- сказал капитан,- я могу открыть новую Америку и сделать Вас королевой, но нет возможности подойти к острову при глубокой посадке фрегата, потому что, мешают буруны и рифы… Фрези стояла, закусив губу. В это время, как на грех, молодой лейтенант вздумал ей сказать комплимент: «Вы так легки, что при желании могли бы пробежать к острову по воде и вернуться обратно, не замочив ног». Что же вы думаете? «Пусть будет по-вашему, сэр,- сказала она.- Я уже дала себе слово быть там, и я сдержу его или умру». И вот, прежде чем успели протянуть руку, вскочила она на поручни, задумалась, побледнела и всем махнула рукой.
«Прощайте!- сказала Фрези.- Не знаю. Что делается со мной, но отступать уже не могу». С этими словами она спрыгнула и, вскрикнув, остановилась на волне, как цветок…все были поражены.
Пока это происходило, все стояли, как связанные. И вот с волны на волну, прыгая и перескакивая, Фрези грант побежала к тому острову. Тогда опустился туман. Вода дрогнула, и, когда туман рассеялся, не видно было ни девушки, ни того острова: как он поднялся из моря. Так и опустился снова на дно; а с тех пор пошел слух. Что Фрези Грант иногда видели то тут, то там, ночью или на рассвете. Ее считают заботящейся о потерпевших крушение.
И может, кто-то из вас в печальный момент своей жизни услышит голос Фрези Грант: «Добрый вечер, друзья! Не скучно ли на темной дороге?»
И в наши дни продолжилась печальная история Фрези Грант. На могиле Грина памятник выполнен в виде фигурки изящной девушки-видения. К несчастью для нее - из цветного металла. Нашелся варвар, спилил ее и уже расчленил, приготовив для продажи. Но был пойман с поличным. Восстановленная фигурка Фрези Грант возвращена на место. Но надолго ли?
А вот история, столкнувшая самого Грина с варварским отношением к животным. В 1916 году А.С.Грин был выслан из Санкт- Петербурга за неуважительный отзыв о царе. Выбрал для ссылки финский городок. Поселился у небогатого финна в чистой, спокойной комнате. Хозяева неназойливы и, казалось, добродушны. Казалось. Потому что осенью произошел такой случай.
4-ая ученица читает отрывок из воспоминаний Нины Николаевны.
Приблудился к дому чей-то неизвестный черный кот. Тощий, шкодливый вор. Несколько раз хозяева, избив, выгоняли его; кот неизменно возвращался и снова шкодил. Раз обозленный финн после очередной кражи схватил кота. Привязал ему на шею веревку с большой кирпичиной и бросил его в пруд недалеко от дома. Часа через полтора-два кот, мокрый, страшный, с горящими глазами и клочком веревки на шее, сидел перед дверью дома. Рассерженный финн приотворил дверь, притаясь за ней, и, схватив ничего не подозревающего кота, приказал жене принести большой камень, мешок и веревку. Положил камень в мешок, завязал его, а другой конец веревки обмотал вокруг шеи спокойно, как ни странно, лежавшего у него на коленях кота и завязал крепким узлом. Снова бросил в пруд. Вечером, на заходе солнца, мокрый кот сидел перед домом, хрипло мяукая.
«Мне стало страшно,- рассказывал Грин,- страшно и жалко кота. Вторично оборванная веревка показывала всю силу его страшного напряжения в борьбе за жизнь под водой. Я просил хозяина пощадить кота – он так мужественно боролся за свою жизнь. Но финн был озлоблен, как сто тысяч обманутых чертей, и снова, поймав кота, засунул в мешок и потащил на пруд». Александр Степанович ушел из дому, чтобы не видеть этого кошмара. Всю ночь у него перед глазами стоял мокрый черный кот с горящими глазами… Он возненавидел хозяев. Они должны были помиловать кота, ведь коты не к людям, а к домам приживаются.
Учитель. Во многих произведениях Грина добру противостоит зло, щедрости – алчность, благородству и милосердию – зависть и грубость. Но большинство из них заканчивается победой светлого, доброго чувства. Испытав все тяготы жизни, Грин мечтал о том, что придет время, когда люди будут радовать друг друга «вовремя сказанным нужным словом». К сожалению, пока это только несбыточная мечта
2 группа. Мир Ассоль:
В первой главе «Предсказание» автор знакомит нас с печальной историей, случившейся в семье моряка Лонгрена. Умерла его жена, оставив новорожденную дочку. Виновником случившегося выступает лавочник Меннерс, который не захотел помочь бедной женщине. И Мери вынуждена была отправиться в ненастную погоду в город. По дороге простудилась, заболела и умерла. Лонгрен оставил оставил свою работу моряка, стал жить в деревне, растить дочь, заниматься хозяйством.
-Какое событие повлияло на дальнейшую судьбу моряка и его дочери?
-За что невзлюбили жители Каперны Лонгрена? За его поступок или за поведение?
(Он не был похож на других. Он умел любить, а это не умеют делать жители Каперны. Он выступил судьей, и этим поставил себя выше других. Этого ему простить не смогли.)-Нелюбовь к отцу отразилась и на его дочери. Вспомните, каково было отношение детей к маленькой Ассоль?
-Кто помог Ассоль не озлобиться на людей? (Рядом всегда Лонгрен, ее отец, большой и сильный человек. Он учил ее любить. Именно Лонгрен помог Ассоль не озлобиться на людей, остаться по –прежнему доброй девочкой.)
-Вспомните, что отвечал Лонгрен Ассоль Ассоль на вопрос: «Почему нас не любят?»
Лонгрен рассказывал Ассоль фантастические истории о жизни и людях. Ее голова была « полна чудесных снов». она жила в мире мечты. Ассоль умеет любить людей. Она жалеет их, прощает.
В чем очарование Ассоль? Зачитайте слова других персонажей об Ассоль, отдельные выражения, которые вам понравились (метафоры, эпитеты, сравнения)
(«Прекрасная неизвестность» (говорит Эгль), «Морская драгоценность» (автор), «дивное художественное полотно» (Летика).В ней две девушки, две Ассоль, одна - дочь матроса, ремесленника, а другая - живое стихотворение»
У нее богатое воображение - говорит угольщик Филипп (корзина зацветет)
Грэй – «дитя моё:» Счастье сидело в ней пушистым котенком»)
-Давайте представим себе воображаемый портрет Ассоль. Какой бы вы ее нарисовали?
(Сидящей на берегу моря и внимательно всматривающейся вдаль, не появится ли там белый корабль с алыми парусами. .Глаза очень грустные и одновременно лучистые, искрятся, в них надежда на скорую встречу со своим принцем, возлюбленным, со своим капитаном.)
Вывод: Итак, Ассоль мечтательная, романтическая, живет в мире грез и фантазий, ждет своего возлюбленного, когда он приплывет к ней на корабле с алыми парусами увезет в свое сказочное царство.
Учитель: С образом героини связан мотив солнца и не случайно. Само имя девушки в переводе с испанского означает «к солнцу». Солнце – это тепло, жизнь. С появлением Ассоль на страницах повести меняется и стиль повествования. Он словно приобретает лиричность, задушевность, особую теплоту.
-Что в лице Ассоль привлекло внимание Эгля? (невольное ожидание прекрасного, блаженной судьбы)
-А что говорит мудрый старик Эгль об имени Ассоль?
- Почему Эгль именно Ассоль сделал предсказание? (он тонкий психолог, и в облике девочки он отметил для себя невольное ожидание прекрасного, блаженной судьбы)
-Какую судьбу напророчил Эгль Ассоль?
-Каким описал Эгль корабль, вместе с которымв «Каперне расцветет одна сказка, памятная надолго?
-Поверила ли Ассоль предсказаниям Эгля?
-Что происходит после того, как сказочник Эгль предсказал Ассоль «Алые паруса»?
-Какова реакция отца на рассказ Ассоль?
(Вырастет, забудет,- подумал он…)
-А как в Каперне отнеслись к этой сказке? (насмехались, зло шутили, прозвали «Корабельная Ассоль»)
-Отняли ли жители Каперны веру, мечту у Ассоль? (несмотря на осмеяние толпы, Ассоль продолжает верить в чудо.)
- Конечно, читая сцены, хочется заступиться за беззащитную девушку. И в повести есть такой герой-Артур Грей.
-Какие черты характера Ассоль вас привлекли? (Доброта, смелость, гордость, трудолюбие, любовь к жизни, мечтательность, вера в будущее, в любовь, в счастье)-О чем вам говорит имя Ассоль? («Необычно, музыкально, как свит стрелы или шум морской раковины»)
-Какие две Ассоль живут в ней? (Гл.4, стр.46 учебника)
- 3 группа Мир Артура Грэя:
Ассоль росла одинокой, потому что дети Каперны вычеркнули ее из своего круга. А почему рос одиноким Артур Грей?
(Грея с детства лишили общества сверстников, т.к. мама считала, что общение с детьми прислуги замка окажет на него дурное влияние. Отец удалил из замка всех детей служащих. Таким образом, Грей жил в своем мире, один на задворках замка, на пустыре среди бурьяна и цветов.Эти экзотические места развили воображение мальчика, раскрепощали его мысль.
Грей был не похож на аристократа, он был человеком с живой душой (Он благородно поступил по отношению к Бетси).
-Как вы считаете, что предопределило его судьбу? Обратите внимание на истории с картинами. Какое значение имеют эти эпизоды?
Какие поступки, совершенные им в детстве, характеризуют его как рыцаря, защитника слабых и беззащитных?
(Первая история отображает главное в характере Грея – активное добро, нежелание терпеть, не вмешиваясь, чужую боль, страдание.Вторая история указывает не только на богатое воображении странствия по мальчика, умеющего пережить изображенное художником, но и на способность к решительным действиям.
(Встреча с картиной в библиотеке заронила зерно его могучей мечте. Это впечатление и определило его судьбу. Грей решил стать капитаном и стал им. Он не раз ходил в библиотеку, читал книги про моря и странствия по океанам, воображал себя капитаном. И мечта его сбылась. Он стал хорошим капитаном, пройдя и изучив все основы навигации и кораблестроения за 5 лет. (Человек осуществляет свою мечту сам!)
-И вообще, он осуществил две мечты:
1. Мечту Ассоль, увез ее на корабле в свое сказочное царство, в свой рай;
2. Стал капитаном, к чему стремился. Подобрал красивую музыку.
Устное рисование. Давайте представим себе воображаемый портрет Грея. ( ТЕМНОВОЛОСЫЙ ЮНОША, С КОРОТКОЙ СТРИЖКОЙ крепкого телосложения, среднего роста, широкоплечий, с умным, внимательным, любящим взглядом, волевым подбородком)
-Вспомните как долго выбирал Грей цвет материала для парусов. Почему именно алый цвет из тысячи других оттенков выбрал Грей?
(Алый- полный благородного веселья, царственности, гордый цвет, в нем нет ничего , что вызывает сомнение, Алый –цвет исполнения мечты, в нем не может быть сомнения)
-Проблемный вопрос: Случайна ли встреча Ассоль и Грея? (нет, это родство душ привело к тому, что герой смог осуществить мечту Ассоль, сделать фантазию реальностью.)
Итак, мы видим, что многое объединяет молодых людей? Чем похожи Ассоль и Грэй?
(Одиноки, живут в своем мире; не боятся необычного, загадочного, радуются ему; непохожи на других людей, мечтательны, обладают ярким и сильным воображением; любят все живое на земле, близки к природе, добры, бескорыстны, трудолюбивы, верят в мечту).Просмотр кадра из фильма «Алые паруса» (5 мин)
-Какие черты характера Грэя вас привлекли? Чем Артур Грэй непохож на окружающих его людей? (Грэй жил в своем мире, убегает из дома за своей мечтой, добивается всего самостоятельно).
Авторская оценка: «Артур Грэй родился с живой душой», «Понемногу он потерял все, кроме главного – своей странной летящей души». Черты характера: верность мечте, вера в любовь, доброта, целеустремленность, необыкновенное восприятие мира. Счастье в его понимании – «улыбка, веселье, прощенье и –вовремя сказанное доброе слово».
Вывод: учитель. Итак, необычные герои, необычные обстоятельства, необычный язык произведения и жанр необычный! (феерия-Как вы считаете, каким элементом сюжета можно назвать их встречу? (кульминацией)
- Способен ли человек создавать чудеса своими руками?
-Докажите, что ничего волшебного в появлении алых парусов не было? (Все «чудо» совершил Грей: он выбрал нужную материю и приказал сшить паруса) Вместе с детьми мы приходим к выводу, что любовь делает человека крылатым, способным воспарить над обыденной жизнью, даёт ему возможность мечтать о чём-то романтическом, возвышенном, быть восприимчивым к чужой радости и боли. Именно такой и была Ассоль Потому и осуществилась её мечта, и в Каперне появились алые паруса. Учащиеся впервые для себя делают открытие: чудеса совершают только люди добрые, любящие, щедрые сердцем.
-Грей сделал мечту Ассоль реальностью. Почему? Только ли склонность к фантазии вела его? Что герои говорят о чудесах?
(тема «Алых парусов» отчетливо сформулирована в словах Грея. Предназначение человека в том, чтобы «делать так называемые чудеса своими руками и дарить их людям. Чудо здесь - это добрый поступок, благородное движение души, улыбка, веселье, прощение – и вовремя сказанное нужное слово)- смысл названия повести? Вывод: парус как атрибут фортуны (судьбы), ну а в цвете алом заключено теплое, нежное, самое светлое чувство на земле - это любовь. Для нас людей XXI –го века «Алые паруса – символ не только высокой , чистой и нежной любви, но и символ осуществления все надежд, мечтаний о больших и благородных делах. Самая большая награда для человека- принести счастье другому человеку, как это сделал Грей для Ассоль)
-Символом чего являются алые паруса? (Символ мечты, веры и ее воплощения. Алые паруса – метафора 20 века, символ чуда, созданного своими руками).-Почему паруса алые? Что несет с собой алый цвет? (Цвет радости, утренней зари; цвет любви, которую разыскивал Грэй; цвет мечты. «В нем не было ничего, что вызывает сомнение. Он рдел как улыбка, прелесть духовного отражения: Цвет романтики, ожидания чуда, надежды, счастья, «гармония моря и любви; цвет победы, веры; корабль любви и веры).-Как эпиграфы к уроку связаны с образом алых парусов? (Нужно быть верным своей мечте, сохранять в себе чистую детскую душу, нужно делать чудеса своими руками, приносить людям счастье, это сделает счастливыми и нас самих. - Итог урока.
- В чем сила этой книги?
- Из этой книги я узнал одну истину… - Прием ТРКМЧП «Письмо по кругу» (7мин)
Ребята объединяются в группы и пишут 2-3 предложения, затем передают свой лист соседу, который продолжает работу. Листочки передаются до тех пор, пока к каждому не вернется листок с его предложениями.
-Итак, чему научил нас писатель? Какие нравственные вопросы ставит он перед нами, чему учит?
Быть добрыми, не озлобляться, совершать благородные поступки, не требуя ничего взамен, бороться с несправедливостью. Автор помогает читателям взрослеть нравственно, готовит их к самостоятельной жизни. Он не гасит в их сердце огонек надежды, веры в людей, чудеса, в мечту, в любовь. Возможно, эта книга заставит кого-то из вас вдруг пожелать счастья так страстно, как его желала Ассоль, и наполнит себя ожиданием чуда. Возможно, кто-то из юношей захочет, как Грей, построить для кого-нибудь корабль и плыть под алыми парусами. Грин навсегда подарил нам это ожидание и это стремление, и сам до конца своих дней сохранил в душе верность своему миру. Если ты раскроешь этому миру свое сердце, то поверишь, что «над океаном алые взметнутся паруса, и скрипка пропоет над океаном»
Домашнее задание:
Написать сочинение на одну из предложенных тем:
- «Алые паруса» моей мечты.
- Герои-мечтатели А.Грина
Звучит музыка, ребята поют песню «Алые паруса» (на экране презентация «Рисунки ребят к повести «Алые паруса»)