«Много читаем – много знаем»


«Много читаем – много знаем»
Литературный час для учащихся 8 класса (по программе В. Я. Коровиной)
1 тур. Продолжи строчки, узнав откуда они
«А лошадь сверху, молодая,
Ругает бедного коня за каждый шаг:
«Ай, конь хваленый, то-то диво…
(Смотрите: лепится, как рак;
Вот чуть не зацепил за камень; косо! Криво!
Смелее! Вот толчок опять. » И. А. Крылов басня «Обоз»)«…он завыл,
Рванулся из последних сил,
…………………………………………….
(И мы сплетясь, как пара змей,
Обнявшись крепче двух друзей,
Упали разом, и во мгле
Бой продолжался на земле.» М. Ю. Лермонтов «Мцыри»)« Я пригласил вас, господа,…..
(с тем, чтобы сообщить вам пренеприятное известие: к нам едет ревизор».Н. В. Гоголь « Ревизор») 4. « Черт побери, есть так хочется,….
(и в животе трескотня такая, как будто бы целый полк затрубил в трубы…» Н. В. Гоголь «Ревизор») 5. « - Если бы мы с вами были птицы, - …..
(как бы мы взвились, как бы полетели…»И. С. Тургенев «Ася»)
6. « Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины - ….
(ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык !» И. С. Тургенев «Русский язык») 7. «- Возьмем мы Катьку, говорила баба, -последние наши гроши на нее пойдут, -не на что будет соли добыть, похлебку посолить…
(- А мы ее и не соленую, ответил мужик, ее муж …» И. С. Тургенев «Два богача»)
2 тур. Какому герою принадлежат слова. Назови произведение и его автора.
«…Я хотела сказать, что сирень теперь будет навсегда моим любимым цветком…»
( Верочка из рассказа Куприна А. И. «Куст сирени»)
«…Очевидно, он что-то знает такое, чего я не знаю…Если бы я знал то, что он знает, я бы понимал и то, что я видел, и это не мучило бы меня…Но сколько я ни думал, я не мог понять того…Но сколько я ни старался – и потом не мог узнать этого. А не узнав, не мог поступить в военную службу, как хотел прежде, и не только не служил в военной, но нигде не служил и никуда …не годился…»
( Иван Васильевич – герой рассказа Толстого Л. Н. «После бала»)
«…Вот тебе на! Эка бестия трактирщик , успел уже пожаловаться! Что, если в самом деле он потащит меня в тюрьму? Что ж, если благородным образом, я, пожалуй…Нет, нет, не хочу!...
( Хлестаков. Комедия «Ревизор» Н. В. Гоголь )« - Что людям вздумалось расславлять, будто я хороша? – Лгут люди, я совсем не хороша.- Разве черные брови и очи мои так хороши, что уже равных им нет и на свете? Что тут хорошего в этом вздернутом кверху носе? И в щеках? И в губах? Будто хороши мои черные косы?...Я вижу теперь, что совсем не хороша! – Нет, хороша я! Ах, как хороша! Чудо!...»(Оксана. «Ночь перед Рождеством» Н. В. Гоголь )«- Нет, ребята, я не гордый.
Не загадывая вдаль,
Так скажу: зачем мне орден?
Я согласен на медаль.»(Василий Теркин. А. Т. Твардовский «Василий Теркин» )«…- Я убеждена, что он поедет вслед за мною. Я дала ему два адреса, Геленджик и Гагры. Ну вот, он и будет дня через три-четыре в Геленджике…Но Бог с ним, лучше смерть, чем муки…»
( героиня рассказа И. А. Бунина «Кавказ» )«…Я любил нежно, глубоко, но я рассуждал, я спрашивал себя, к чему может повести наша любовь, если у нас не хватит сил бороться с нею; мне казалось невероятным, что эта моя тихая, грустная любовь вдруг оборвет счастливое течение жизни ее мужа, детей, всего этого дома, где меня так любили и где мне так верили. Честно ли это?..»
( Алехин из рассказа А. П. Чехова «О любви» ) 3 тур. Кому из писателей принадлежит высказывание? О чем или о ком оно?
«…Я не мог дышать одним воздухом, оставаться рядом с тем, что я возненавидел…В моих глазах враг этот имел определенный образ, носил известное имя: враг этот был – крепостное право. Под этим именем я собрал и сосредоточил все, против чего я решил бороться до конца – с чем я поклялся никогда не примириться…»
(И. С. Тургенев о своем сборнике рассказов «Записки охотника»)
2. «…Сказки – итог многолетних жизненных наблюдений, итог всего творческого пути писателя. В них сплетается фантастическое и реальное, комическое сочетается с трагическим, в них широко используется гротеск, гипербола, проявляется удивительное искусство эзопова языка. Здесь мы встретим и тупых, свирепых, невежественных правителей народа, здесь и сам народ, трудолюбивый, талантливый и вместе с тем покорный своим эксплуататорам…»
(М. Е. Салтыков-Щедрин о своих сказках ) 3. «…Из всех циклов стихотворений….именно этот - … - самый народный, самый национальный. …..потому что в течение шестисот лет, прошедших со времени величайшей в русской истории …победы, отношение к ней русского народа было именно таким, каким выразил его …(поэт) в своих пяти стихотворениях…»
( Д. С. Лихачев о цикле стихотворений А. Блока « На поле Куликовом» )Кто из писателей принадлежал к старинному дворянскому роду, прославил свой род не только как великий писатель, но и как гражданин, на военном, общественном и педагогическом поприще. Жил в момент исторического перелома, связанного с реформами 1861 года. Предлагал свой путь обретения национальной и всечеловеческой общности,…выдвигал в качестве основы человеческого общежития христианскую любовь….
( Л.Н. Толстой )«…Писателя интересовали только люди. Разные характеры, разные натуры – люди хорошие и дурные, добрые, злые, умные и глупые….Писатель и врач не мог мириться с бедствиями народа, которые он видел на каждом шагу. Помимо юмористических рассказов, у писателя есть много произведений о любви…
( А. П. Чехов )«…Каждую свою книгу, да и каждую строку, и поступок свой просматриваю и прочитываю глазами своих друзей, в особенности фронтовых, чтоб не было стыдно перед ними за плохо, нечестно или неряшливо сделанную работу, за ложь, за непорядочность…»
(В. П. Астафьев в предисловии к своей автобиографической книги ) 7. «…Кажется мне порой, что я не делался писателем, а будто всегда им был, только - писателем «без печати»…
(И. С. Шмелев о себе в автобиографическом рассказе «Как я стал писателем»)