Планирование воспитательно-образовательной работы в старшей группе на тему Птицы

Планирование воспитательно-образовательной работы на октябрь.
Тема месяца, недели, дня (понедельник) «Птицы».

Время
Совместная деятельность взрослого и детей
Самостоятельная деятельность детей
Взаимодействие со специалистами, родителями, социальными партнерами


Групповая, подгрупповая
индивидуальная




Утро


Утренняя гимнастика.
Беседа на тему: «Какие бывают птицы».
Задачи: знакомить детей с перелётными и зимующими птицами, их различие по существенному признаку – пища, причины отлёта, классификация птиц в зависимости от характера корма и возможностей его добывания.

Индивидуальная работа по познавательной деятельности с Димой, Лидой, Лешей, Даней Х.
Задачи: закрепить умение дорисовывать круги до знакомых предметов.

Рассматривание сюжетных картинок с изображением птиц.
Самостоятельная деятельность детей в центрах активности.

Предложить родителям  дома вместе с детьми подобрать познавательную литературу о птицах и по возможности  принести в детский сад для выставки.


Организованная образовательная деятельность


Развитие речи. Знакомство с многообразием слов и их звучанием звонко, громко, тихо; рисование солнышка.
Цель: продолжать знакомить детей с многообразием слов; знакомить с протяженностью слов (длинные и короткие); познакомить с тем, что слова могут звучать похоже. Формировать интерес к речевой деятельности, самостоятельность, инициативу в решении познавательных задач (Е.В. Колесникова «От слова к звуку», стр.8).



Рисование «Птицы синие и красные».
Цель: формировать обобщенные представление детей о зимующих и перелетных птицах, учить детей различать птиц по существенным признакам, учить классифицировать на зимующих и перелетных птиц, учить передавать в рисовании свои впечатления и наблюдения за птицами, закреплять умения пользоваться штампами, воспитывать любовь к птицам, желание помогать в зимних условиях.


Прогулка

Наблюдение за вороной, за сорокой.
Задачи: пробуждать интерес к «сказочной персоне» сороке-белобоке». Воспитывать заботливое отношение к птицам.
Подвижная игра «Быстрей по местам».
Задачи: предложить детям вспомнить правила игры, пояснить, как нужно действовать игрокам, чтобы выиграть. Развивать ловкость, координацию движений.
Труд: уборка веток на участке.

Индивидуальная работа по развитию движений «Прыжки вверх с места» (Тимофей, Даня П., Сережа).
Задачи: развивать прыгучесть, умение концентрировать мышечные усилия, сочетая силу с быстротой.


Спортивная ходьба.
Задачи: познакомить детей с техникой выполнения движений при спортивной ходьбе. Развивать быстроту и выносливость, укреплять мышцы ног, способствовать оздоровлению детей.
Самостоятельные игры детей с выносным материалом.




Подготовка к обеду. Обед.
Подготовка ко сну.

Чтение рассказа М. Горького «Воробьишко».
Задачи: учить детей слушать читающего, понимать содержание прочитанного, отвечать на вопросы по содержанию.

Дежурство по столовой
(Оля).
Задачи: воспитывать ответственность, добросовестность, формировать навыки труда в коллективе.

Сюжетно-ролевая игра «Зоопарк».
Задачи: учить детей выполнять игровые действия в соответствии с игровым замыслом, строить взаимоотношения со сверстниками в игре.



Вторая половина дня/вечер

Оздоровительные мероприятия после сна: гимнастика  пробуждения.
Ознакомление с искусством: рассматривание репродукции картины И. Грабаря «Неприбранный стол».
Задачи: познакомить детей с новым видом натюрморта – сюжетным натюрмортом.


Индивидуальная работа развитию речи - дидактическая игра «Чего не стало» (Никита В., Егор, Даша Ф.).
Задачи: упражнять в правильном обозначении положения предмета, развивать ориентировку в пространстве.

Игры со строительным материалом.
Задачи: учить детей выполнять конструкции различной сложности, обыгрывать постройки. Развивать воображение, фантазию.


Организованная образовательная деятельность


Физкультура (по плану физ. руководителя)


Прогулка
Наблюдение: вечернее небо.
Задачи: предложить детям рассмотреть небо, рассказать, что можно увидеть на вечернем небе в ясную погоду, а что – в пасмурную.
Подвижная игра «Самолеты».
Задачи: учить детей действовать по сигналу, развивать фантазию («самолеты» летают, приземляются по сигналу и рассказывают, где были).



Планирование воспитательно-образовательной работы на октябрь.
Тема месяца, недели, дня (вторник) «Птицы».

Время
Совместная деятельность взрослого и детей
Самостоятельная деятельность детей
Взаимодействие со специалистами, родителями, социальными партнерами


Групповая, подгрупповая
индивидуальная




Утро


Утренняя гимнастика.
Беседа на тему «Из чего сделаны гнезда?». Рассматривание иллюстраций с изображением птиц.
Задачи: активизировать пассивный и активный словарь по теме; развивать память, внимание, усидчивость.

Дидактическая игра «Ориентируемся в комнате» (Даня Х., Леша, Сережа).
Задачи: закреплять умение детей ориентироваться в пространстве относительно себя самого, других людей, различных предметов, обозначать словами положение предметов по отношению к себе.

Самостоятельная игровая деятельность детей в театральном уголке.
Задачи: формировать у детей организаторские умения, учить распределять роли с учетом возможностей и желания каждого участника.

Индивидуальные беседы и консультации по запросам родителей.

Организованная образовательная деятельность


Познавательное развитие (ФЦКМ) «Тайны птичьего мира».
Цель: дать детям представление о птицах (внешний вид, среда обитания и т.д.), их разнообразии; учить делить на перелетных и зимующих на основе связи между характером корма и способом его добывания; активизировать словарь (перелетные, насекомоядные, зерноядные, хищные, водоплавающие, певчие, прилет, размножение); развивать интерес к жизни птиц.



Аппликация «Синичка – птичка-невеличка».
Цель:  формировать интерес к аппликации, любознательность, аккуратность; бережное отношение к природе и птицам;  развивать у детей творческие способности, умение ценить красоту и богатство окружающего мира, развивать мелкую моторику, учить передавать образ синички с помощью геометрических фигур, формировать связную речь, развивать наблюдательность, внимание, мышление и память.



Музыка (по плану муз. руководителя)



Прогулка

Наблюдение: изменение продолжительности дня.
Задачи: предложить детям в ходе наблюдения найти подтверждение своим представлениям об изменении положения солнца на небе и связанным с ним изменением продолжительности дня и температуры воздуха.

Подвижная игра «Воробушки и автомобиль».
Задачи: совершенствовать умение детей правильно выполнять игровые действия. Развивать способность концентрировать и переключать внимание.
Труд: уборка сухой листвы на дорожках участка.

Индивидуальная работа по
развитию движений (Ульяна, Оля, Семен).
Задачи: тренировать в беге по узкой дорожке, между линиями с ускорением и замедлением темпа.



Оздоровительная пробежка по территории детского сада.
Задачи: учить детей правильно выполнять основные движения при беге, сохранять осанку, согласовывать движения рук и ног, ритмично дышать носом.

Самостоятельные игры по выбору детей.



Подготовка к обеду. Обед.
Подготовка ко сну.

Чтение рассказа В. Бианки «Сова».
Задачи: развивать художественное восприятие и эстетический вкус, развивать литературную речь.

Дежурство по столовой (Миша).
Задачи: обсудить с детьми значимость выполняемой работы, учить планировать свои действия, придерживаться плана, рассказывать о результатах работы, оценивать ее качество.

Сюжетно-ролевая игра «Строители».
Задачи: учить детей выполнять игровые действия в соответствии с игровым замыслом, объединяться в игре. Формировать дружеские взаимоотношения между детьми.



Вторая половина дня/вечер

Оздоровительные мероприятия после сна: гимнастика  пробуждения, ходьба по массажным дорожкам.
Работа в уголке сенсорного воспитания.
Задачи: продолжать знакомить детей со свойствами воды, с ее различными состояниями. Предложить детям обследовать кусочек льда, рассказать о его свойствах. Стимулировать познавательную активность.

Индивидуальная работа по изобразительному искусству: лепка «Индюшка» (Соня, Даша Н., Егор, Никита В.)
Задачи: продолжать знакомить детей с дымковскими игрушками, учить лепить детали общей фигурки из отдельных кусков глины, плавно соединять их, раскрашивать их.

Настольно-печатная игра лото «Перелетные птицы».
Задачи: продолжать знакомить детей с птицами, их особенностями, связанными с местами обитания. Учить использовать свои знания для решения игровой задачи.



Прогулка

Наблюдение за птицами: клест.
Задачи: учить детей, наблюдая за птицами, выявлять особенности их внешнего вида, повадки, узнавать по голосу. Познакомить детей с тем, как клест готовится к зиме.
Подвижная игра «Птичка и кошка».
Задачи: упражнять детей в выполнении игровых действий ( перепрыгивание на двух ногах через препятствие, приземление на полусогнутые ноги); воспитывать у детей уверенность в себе.
Самостоятельная двигательная активность детей.




Планирование воспитательно-образовательной работы на октябрь.
Тема месяца, недели, дня (среда) «Птицы».

Время
Совместная деятельность взрослого и детей
Самостоятельная деятельность детей
Взаимодействие со специалистами, родителями, социальными партнерами


Групповая, подгрупповая
индивидуальная




Утро


Утренняя гимнастика.
Беседа на тему «На шесте -дворец, во дворце - скворец».
Задачи:  познакомить детей с изменениями в жизни птиц осенью.

Индивидуальная работа с Димой, Мишей, Дашей Ф., Даней П. по ФЭМП: дидактическая игра «Посчитай и отсчитай».
Задачи: учить детей отсчитывать нужное количество предметов из множества, закреплять умение сравнивать смежные числа с опорой на наглядный материал

Настольно-печатная игра «Зоологическое лото».
Задачи: актуализировать знания детей о домашних и диких птицах; учить использовать их знания для решения игровой задачи.

Рекомендация художественной литературы по теме «Птицы» для чтения детям дома.
 


Организованная образовательная деятельность


Развитие речи «Перелетные птицы».
Цель: познакомить детей с названиями перелетных птиц, закрепить в словаре обобщающее понятие «перелетные птицы», учить называть части тела перелетных птиц, учить подбирать антонимы к словам, учить составлять рассказ по сюжетной картинке (Н.Э. Теремкова «Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР», альбом 3, стр. 13).



Рисование «Знакомство с городецкой росписью».
Цель: познакомить детей с городецкой росписью. Учить выделять ее яркий, нарядный колорит (розовые, голубые, сиреневые цветы), композицию узора, мазки, точки, черточки – оживки (черные или белые). Учить рисовать эти элементы кистью. Развивать эстетическое восприятие, чувство цвета, чувство прекрасного (Т.С. Комарова, стр.48).



Физкультура (по плану физ. руководителя)


Прогулка

Наблюдение за растениями: мхи осенью.
Задачи: предложить детям разделиться на подгруппы и найти на участке места, где растет мох, обменяться информацией с товарищами. Подвести детей к выводу, что мхи любят влажные, тенистые места.
Подвижная игры «Коршун и наседка», «Кто дальше?».
Задачи: учить бегать, держась друг за друга, слушать сигнал воспитателя.
Труд: наводим порядок на групповом участке.

Индивидуальная работа по ФИЗО с Полиной, Тимофеем, Даней Х. Задачи:  метание в горизонтальную и вертикальную цель.

Спортивная игра городки.
Задачи: учить детей заботиться о безопасности во время игры. Учить выполнять броски битой на дальность, бросать биту сбоку, занимая правильное исходное положение. Развивать меткость.
Самостоятельные игры с выносным материалом.



Подготовка к обеду. Обед.
Подготовка ко сну.

Чтение рассказа Г. Снегирева «Отважный пингвиненок»
Задачи: прививать интерес к художественной литературе.

Дежурство по столовой
(Никита К.).
Задачи: способствовать совершенствованию умений детей в сервировке стола, приучать самостоятельно от начала до конца выполнять обязанности дежурного.

Дидактические игры по выбору детей.




Вторая половина дня/вечер

Оздоровительные мероприятия после сна: гимнастика  пробуждения.
Ознакомление с художественной литературой: чтение рассказа Л. Пантелеева «Буква ты».
Задачи: учить детей понимать содержание произведения, отвечать на вопросы о действиях и характерах персонажей, выражать свое отношение к прочитанному.

 Разучивание пословиц и поговорок.  Лес без птиц и птицы без леса не живут. Всякая птица своим пером гордится (Егор, Оля, Лида, Леша).
Задачи: объяснить смысл пословиц, развивать память, связную речь детей.

Сюжетно-ролевая игра «Почта».
Задачи: формировать у детей умение создавать и использовать атрибуты для игры, распределять роли, развивать способность к децентрации.



Прогулка

Наблюдение: направление ветра.
Задачи: учить детей определять направление ветра различными способами. Предложить детям разделиться на подгруппы, каждой подгруппе выбрать один из способов определения направления ветра; всем вместе обсудить полученные результаты.
Подвижная игра «Водяной».
Задачи: учить детей выполнять в игре различные роли: водящего, ведущего, игрока, судьи; учить организовывать действия игроков, отмечать их соответствие правилам игры. Стимулировать положительные эмоции.


.


Планирование воспитательно-образовательной работы на октябрь.
Тема месяца, недели, дня (четверг) «Птицы».

Время
Совместная деятельность взрослого и детей
Самостоятельная деятельность детей
Взаимодействие со специалистами, родителями, социальными партнерами


Групповая, подгрупповая
индивидуальная




Утро


Утренняя гимнастика.
Беседа на тему «Кого называют скромным?»
Задачи: предложить вниманию детей различные ситуации, обсудить, кто из их участников ведет себя скромно, кто стеснителен; учить давать оценку и самооценку поведения и его последствий.

Дидактическая игра «Поломанные слова» (Егор, Семен, Ульяна).
Задачи: закрепить у детей знания о птицах, знать названия птиц, учить исправлять ошибки. Развивать мышление, навыки звукового и слогового анализа слов.


Самостоятельная деятельность детей в уголке книги.
Задачи: предложить детям рассмотреть иллюстрации и рассказать, к каким сказкам они относятся; пересказать знакомые фрагменты сказок с опорой на иллюстрации.

Индивидуальные беседы и консультации по запросам родителей.

Организованная образовательная деятельность


Познавательное развитие (ФЭМП). Трапеция, ромб.
Цель: учить классифицировать фигуры по разным признакам; познакомить с трапецией и ромбом; упражнять в счете в пределах шести; учить на глаз определять длину предмета (В.П. Новикова «Математика в детском саду», стр.20).




Музыка (по плану муз. руководителя)



Прогулка

Наблюдение: деревья в октябре.
Задачи: предложить детям рассмотреть деревья, растущие на участке, и ответить – листья каких деревьев раньше изменили свою окраску. Организовать составление коллективного сравнительного рассказа по результатам наблюдений об изменениях, произошедших с деревьями.
Подвижная игры
«Коршун и наседка», «Кто дальше?».
Задачи: учить бегать, держась друг за друга, слушать сигнал воспитателя.
Труд: подготовка кустарников к зиме.

Индивидуальная работа по развитию движений «Прыжки вверх с места» (Миша, Леша, Оля, Даша Ф.).
Задачи: развивать прыгучесть, умение концентрировать мышечные усилия, сочетая силу с быстротой.

Самостоятельная двигательная деятельность детей.
Задачи: стимулировать у детей стремление участвовать в соревнованиях. Учить детей находить игры по интересам, правильно действовать в спорных ситуациях.



Подготовка к обеду. Обед.
Подготовка ко сну.

Повторение стихотворений к празднику осени.

Дежурство по столовой (Соня).
Задачи: учить детей самостоятельно и добросовестно выполнять обязанности дежурных по столовой, сервировать стол, убирать посуду после еды.

Словесная игра «Испорченный телефон» Задачи: развивать слуховое внимание.



Вторая половина дня/вечер

Оздоровительные мероприятия после сна: гимнастика  пробуждения, ходьба по массажным дорожкам.
Игра-ситуация «Лесная парикмахерская».
Задачи: вовлекать в игровую ситуацию, побуждать в импровизации в диалоге, вызывать у детей эмоции во время проигрывания ролей, отражать их в мимике, жестах, позах (дятел – парикмахер, кукушка – клиент). 
.


Настольно-печатная игра «Который час?» (Дима, Никита В., Даня Х., Полина).
Задачи: учить детей определять на рисунке и правильно называть части суток, их последовательность, аргументировать свой ответ.

Сюжетно-ролевые игры «Путешествие по реке», «Ателье».
Задачи: учить детей согласовывать свои действия с действиями партнеров, соблюдать в игре ролевые действия и взаимоотношения, подбирать предметы заместители.



Прогулка

Наблюдение за воробьями.
Задачи: учить детей наблюдать за птицами и по результатам наблюдений рассказывать об их внешнем виде, повадках. Учить узнавать птиц по голосу.
Подвижная игра «Карусель».
Задачи: учить детей соблюдать правила игры, точно выполнять игровые действия. Развивать быстроту реакции, внимание, координацию движений.
Самостоятельная двигательная деятельность.
Задачи: учить детей самостоятельно организовывать игры, выступать в роли игроков, водящих, ведущих, судей, капитанов; использовать в двигательной деятельности разнообразные спортивные атрибуты.



Планирование воспитательно-образовательной работы на октябрь.
Тема месяца, недели, дня (пятница) «Птицы».

Время
Совместная деятельность взрослого и детей
Самостоятельная деятельность детей
Взаимодействие со специалистами, родителями, социальными партнерами


Групповая, подгрупповая
индивидуальная




Утро


Утренняя гимнастика.
Беседа на тему «Откуда пришли буквы».
Задачи: рассказать детям о различных способах передачи информации, о происхождении славянского алфавита, обсудить значение изобретения письменности.

Индивидуальная работа по ФЭМП: количественный и порядковый счет (Дима, Сережа, Леша).
Задачи: упражнять детей в счете до семи; закреплять умение считать на слух и называть услышанное количество звуков.

Самостоятельна деятельность детей в зоне изобразительной деятельности.
Задачи: развивать движения руки в рисовании мазков, штрихов, вертикальных, горизонтальных и округлых линий.

Индивидуальные беседы и консультации по запросам родителей.

Организованная образовательная деятельность


Познавательное развитие (ФЦКМ). «Птицы разных стран».
Цель: развивать обобщенные представления детей о птицах, живущих не только в нашей стране, но и в других странах; расширять у детей знания и представления об особенностях внешнего вида, жизненных появлениях, повадках птиц и приспособлении их к среде обитания.



Физкультура (улица)



Прогулка

Наблюдение за погодой.
Задачи: предложить детям охарактеризовать погоду, зафиксировать результаты наблюдения в календаре погоды, составить сравнительный рассказ о погоде. Подвести детей к выводу о том, что осенью погода часто меняется.
Подвижная игра «Пастух и стадо».
Задачи: учить детей следить за согласованностью движений рук и ног, за сохранением осанки при беге. Воспитывать смелость, уверенность в себе.
Труд: сбор природного материала для поделок.

Игровое упражнение «Попади в круг» (Ульяна, Миша, Тимофей, Саша).
Задачи: учить детей попадать в круг набивным мешочком с расстояния двух-трех шагов. Развивать глазомер, координацию и точность движений.

Спортивная игра бадминтон.
Задачи: организовать освоение детьми различных способов передвижения по площадке, учить следить за воланом глазами и свободно перемещаться, регулировать силу удара.
Игры детей с выносным материалом.



Подготовка к обеду. Обед.
Подготовка ко сну.

Чтение ненецкой народной сказки в обр. К. Шаврова «Кукушка».
Задачи: продолжать знакомить детей с произведениями устного народного творчества, развивать память.

Дежурство по столовой (Полина).
Задачи: способствовать совершенствованию навыков, связанных с обязанностями дежурного. Привлекать детей к раздаче второго блюда, уборке посуды со столов.

Воспитание культурно-гигиенических навыков.
Задачи: учить детей соблюдать правила гигиены полости рта. Закрепить навыки полоскания рта после приема пищи.



Вторая половина дня/вечер

Оздоровительные мероприятия после сна: гимнастика  пробуждения, ходьба по массажным дорожкам.
Ознакомление с художественной литературой: заучивание стихотворений о птицах.
Задачи: учить детей понимать выразительные средства русского языка, образную речь, эмоционально декламировать стихотворение.

Дидактическая игра «Отгадай-ка!» (Егор, Сережа, Даша Ф.,
Даня П.)
Задачи: упражнять в описании птиц по представлению, воспитание выдержки, развитие связной речи.

Сюжетно-ролевые игры по выбору детей.
Задачи: используя косвенный метод руководства, подвести детей к самостоятельному созданию игрового замысла; формировать умение использовать предметы-заместители.



Прогулка

Наблюдение за облаками.
Задачи: предложить детям рассмотреть осеннее небо и ответить на вопросы. Какого цвета небо? Каких облаков больше – кучевых или перистых? Чем отличаются тучи от облаков.
Подвижная игра «Гуси-лебеди».
Задачи: предложить детям рассказать правила игры, пояснить, как нужно действовать игрокам. Развивать внимание, ловкость, координацию движений.
Самостоятельная деятельность детей.
Задачи: воспитание самостоятельности, поощрение инициативы, дружеских взаимоотношений.