Образовательный материал


ТЕМА: РАЗВИТИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ. ГИМНАСТИКА МЫШЦ ЯЗЫКА
ЦЕЛИ:
Развивать умения выполнять точные движения языка, губ.
Учить управлять органами артикуляции.
3. Развивать мышление, память, внимание
На к веселому язычку мы отправимся с красивой улыбкой и хорошим настроением :
«Мыльные пузыри» ( усиление воздушной струи) (1 мин)
Широко улыбнуться.
Показать зубы.
Про себя сказать звук «И».
А теперь с такой красивой улыбкой подуем в колечко со звуком «Ф»
Настроение отличное!
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАССЛАБЛЕНИЯ МЫШЦ ОРГАНОВ АРТИКУЛЯЦИИ
-Не смотрел в окошко - Был один Антошка
Посмотрел в окошко – Там второй Антошка.
Что это за окошко? Зеркало
Это наш помощник- удивительное окошко - ЗЕРКАЛО
Логопедический массаж языка
Чтобы язычок был расслабленным, послушным и ему легко было двигаться и произносить звуки, сделай массаж своему языку. Твоими помощниками будут –зубная щетка
Поиграем в игру «Ты- хозяин»
1.Посмотри на планшет. Какие мышцы макета языка выделены на нем? ( продольные мышцы языка) .Проведи ручкой зубной щетки по продольным мышцам от средней части языка к кончику, поглаживая его.
2.На втором макете вертикальные линии снизу вверх и наоборот.
Возьми зубную щетку и от корня языка к кончику и обратно ритмично надавливая.
3.На третьем макете поперечные мышцы языка .Поглаживание из стороны в сторону продольно и зигзагообразно
4.На следующем макете упражнение активизации мышц от корня к кончику вибрирующие с помощью щетины щетки
Каждое движение 5-8 раз, длительность массажа от 5 до 15 минут
Массируемые мышцы языка
Направление движения Тип движения
Продольные мышцы
от корня или средней части к кончику поглаживающие
Вертикальные мышцы
от корня язычка к кончику и обратно ритмичное надавливание щетиной зубной щетки
Поперечные мышцы
из стороны в сторону продольно и зигзагообразно поглаживающие
Активизация мышц от корня к кончику вибрирующие с помощью щетины зубной щетки
Упражнения для развития ощушений от движения органов артикуляции
1. Упражнения с предметом( шариком):
1)Двигать шарик по горизонтально натянутой на пальцах обеих рук веревке языком вправо-влево.
2)Ловить шарик губами и «выплевывать» его салфетка
2. Динамические упражнения
«Дотянись» рот открыт, губы в улыбке, высунуть язык наружу «иголочкой», тянуться до шарика, постепенно отодвигаем его салфетка
3.САМОМАССАЖ ЯЗЫКА «Мясорубка»
Сказали «И». Губы в улыбке.
Покусывать язык от кончика до середины. 1-2-3-4-5 салфетка
Помассировать зубами всю поверхность языка, 1-2-3-4-5
Медленно высовывай и втягивай язык в рот. 1-2-3-4-5
Почесать язык зубами.1-2-3-4-5
Артикуляционная гимнастика
каждое упражнение выполняется 8-10 сек. И повторяется 8 – 10 раз четко и медленно
Для губ : Свои губы прямо к ушкам растяну я как лягушка. 1 2 3 4 5
А теперь слоненок я, хоботок есть у меня. 1 2 3 4 5 ( ЛЯГУШКА. ХОБОТОК.) Для языка :
1.Язык лопаткой положи.
И под счет его держи.
Раз, два,три, четыре, пять
Язык надо наказать... 1 2 3 4 5 (ЛОПАТКА. НАКАЗАНИЕ) (САЛФЕТКА)2.На скамейке у окошка
Улеглась и дремлет кошка.
Кошка ротик открывает,
Кошка спинку выгибает. ( КОШКА) 1-2-3-4-5
3.«Посчитай нижние зубки»
С языком случилось что-то,
Он толкает зубы!
Будто хочет их за что-то
Вытолкнуть за губы. САЛФЕТКА
3.«Змейка» Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать вглубь рта.
Вот вперед стремится змейка
То скорей назад ползет
Вновь движенье повторяей
Игру в змейку продолжай. 1-2-1-2….
А теперь она устала.
Уползла и замерла САЛФЕТКА.
РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОЙ МОТОРИКИ ( 2 мин.)
Дует легкий ветерок –
И качает так листок:
Осиновый –а-а-а
Березовый- о-о-о
Дубовый – у-у-у
Рябиновый – и-и-и-и -иДует сильный ветерок - ф-ф-ф-
И качает так листок – ф-ф –ф-ссс«ЭХО» Произношение слогов:
АС-АС-АС СА-СА-СА
ОС-ОС-ОС СО-СО-СО
УС-УС-Ус- СУ-СУ-СУ
ИС-ИС-ИС
РАБОТА над словами «оса», «муха», Фома» ( 5 минут)
Собери слово
Сколько всего звуков?
Сколько согласных?
Сколько гласных, назови
Сколько слогов, раздели
Выдели ударный слог, ударный гласный
Выдели слог –слияние , замочек
Итог: Работали над арт моторикой, гимнастику мышц для языка, массаж языка.