Образовательный материал


Урок русского языка во 2 классе. Тема: «Алфавит»Учитель начальных классов Ермакова М.М. Наиболее эффективной формой организации учебного процесса Является создание группового взаимодействия , т.е. работа в группах, парах .Во-первых, на уроке создается определенный эмоциональный настрой, при котором ребенок не боится высказывать свои мысли о чем-то незнакомом, неизвестном. Во-вторых, не секрет, что дети успешнее овладевают малознакомыми действиями и знаниями именно при сотрудничестве со сверстниками. В-третьих, к детям приходит понимание своей значимости: «…мои знания, умения необходимы группе для успешного выполнения задания». При этом у ребенка вырабатываются навыки общения и сотрудничества, что, бесспорно является залогом дальнейшего успешного обучения. В-четвертых, только сотрудничая в группе, ребенок учится оценивать свою работу и работу своих сверстников. Особое место в работе отводится формированию у детей умения ставить перед собой цель урока, определять, для чего необходимо выполнить то или иное действие. Цели: совершенствовать знания алфавита, признаков текста, исторических фактов о происхождении фамилий;формировать умения писать имена собственные с большой буквы; определять цель урока; контролировать свои учебные действия; сотрудничать с партнерами по классу;воспитывать культуру общения, чувство взаимовыручки. Ход урока.1.Оргмомент.2.Чистописание.- С чего мы начинаем урок русского языка? Почему? Что сегодня будем прописывать? Г Д Е Е Ж З И Й К Л М Н - Назовите их. Как они записаны? Что же такое алфавит? Пропишите эти буквы. Когда используются заглавные буквы? Какими еще бывают буквы? а а в и л т ф а л ф а в и т Повторим хором алфавит. - Какое слово обозначает то же, что и алфавит? В орфографических тетрадях найдите алфавит. Я называю место, где стоит буква, вы ее находите, записываете в тетрадь. Если выполните правильно, у вас получится слово. 22-я буква, 1-я буква, между Л и Н, перед буквой Й, после К, 10-я буква, последняя буква алфавита. Ф А М И Л И Я 3. Формулирование темы и цели урока.- Кто из вас назовет тему урока? А Л Ф А В И Т 4.Упражнения в написании имен собственных.(а, А)нтон, (з, З)аяц, (з,З)айцев, (п, П)енек, (п,П)етров, (а,А)ндрей, (в,В)олк, (в,В)олков, (в,Володя) Антон, Андрей, Володя.Зайцев, Петров, Волков.- Для чего выполняли это задание? Чему учились? 5.Упражнения в применении алфавита.(Упр. № 147, с. 93)- Какое задание выполняли? Чем пользовались при выполнении задания?6.Работа в группах. Банлуева, Кельманская, Казарина, Абдуллаева, Устюшина, Уранова, Маслов, Назаров, Прокофьев, Пашаев.Пушкин, Паустовский, Драгунский, Чуковский, Диккенс, Цыферов, Остер, Мориц, Заходер, Лермонтов.Пушкина, Молодежная, Разина, Строителей, Московская, Лермонтова, Октябрьская, Мичурина, Калинина, Ульяновская. №Фамилии учеников1Абдуллаева 2Банлуева3Казарина4Кельманская5Маслов6Назаров7Пашаев8Прокофьев9Уранова10Устюшина №Названия улиц1Калинина2Лермонтова3Мичурина4Молодежная5Московская6Октябрьская7Пушкина8Разина9Строителей10Ульяновская №Фамилии писателей1Диккенс2Драгунский3Заходер4Лермонтов5Мориц6Остер7Паустовский8Пушкин9Чуковский10Цыферов «Что такое фамилия? Ученые говорят так: фамилия – общее имя членов одной семьи. Оно передается от одного поколения к другому. На Руси фамилии появились примерно 400 лет назад. Первый человек по фамилии Никифоров был сыном Никифора, а Федоров – сыном Федора. Происходили фамилии и от названия места, где жил человек. Таких фамилий много: Москвин, Рязанцев, Сибиряков и др. По фамилиям мы определяем занятия наших далеких предков: Гончаров, Пушкарев, Шапошников, Кузнецов, Плотников. А что вы знаете о своих фамилиях?» ТЕСТ1.Сколько букв в современной русской азбуке? А) 27 Б) 33 В)35 2.Сколько гласных букв в азбуке? А) 6 Б) 12 В) 10 3. Кто создал первую азбуку? А) Кирилл и Мефодий Б) Лев Толстой В) А.С.Пушкин 4. Как называлась первая азбука? А) глаголица Б) кириллица В) латиница 5. На какие буквы не бывает слов в русском языке? А) х, й, э Б) ъ, ь, ы 6. Какие гласные в определенных обстоятельствах обозначают два звука? .. А) а, о, и, у Б) я, ю, е, е Ответы на задания теста 1)Б2)В3)А4)В5)Б6)Б Буква обычная выросла вдруг,Стала заметно выше подруг,Смотрят с почтеньем на букву подруги.Но почему? За какие заслуги?Буква расти не сама захотела,Букве поручено важное дело – Ставится в слове не зря и не простоБуква такого высокого роста.Ставится буква у строчки в начале,Чтобы начало все замечали.Имя, фамилия пишутся с нею,Чтобы заметней им быль и виднее,Чтобы звучали громко и гордоИмя твое, имя улицы, города.Буква большая – совсем не пустяк:В букве большой уважения знак. (Е.Измайлов) СПАСИБО!