Открытый урок по русскому языку на тему Как изменяется глагол настоящего времени


Тема урока: Как изменяется глагол настоящего времени
Класс: 5 Цели:
дать понятие о глаголе как части речи, формировать умение ставить вопрос к глаголам и отличать от других частей речи, выяснить роль глаголов в речи.
Развивать умение правильно употреблять глаголы в речи, подбирать подходящие по смыслу глаголы, развивать орфографическую зоркость, совершенствовать новые работы с учебником, развитие таких психических процессов как внимания , память, эмоции, мышления и его операций : анализ, синтез, сравнение ; развивать творческое и критическое мышления, развитие и обогащение речи, стимулировать интеллектуальное развитие.
Воспитывать ценностное отношение к своему здоровью, уважительное отношение к окружающим, наблюдательность, прививать интерес к предмету
Оборудование : слайды
Тип урока: урок первичного восприятия
Метод: словесный . Ход урока:
Орг. момент . прием учащихся к уроку
Повторение. Опрос Д/З
Новая тема :
Читаем стихоправило.
Интересная часть речи
В русском языке живет
Кто что делает, расскажет
Чертит, пишет иль поет,
Вышивает или пашет,
Или забивает гол
Варит, жарит, моет, чистит
Все расскажет нам ...
Глагол
Глагол придаёт речи жизнь,- присутствием своим животворит отдельные слова. Н.Греч.
…глаголы- это слова, оживляющие всё ,к чему они приложены.
А. М. Пешковский.
Как изменяется глагол настоящего времени ?
Итак глагол –это самостоятельная часть речи, которая обозначает дейсвие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?
Глаголы имеют три времени: настоящее, прошедшее и будущее
Глаголы настоящего времени обозначает действия, которое происходит в момент речи и отвечает на вопросы что делает? что делают?
Глаголы прошедшего времени обозначает действия, которое произошло до момента
речи и отвечает на вопросы что делал? что сделал?
Глаголы будущего времени обозначает действия, которое произойдет
после момента речи и отвечает на вопросы что сделает? Что будет делать
Изменение глаголов настоящего времени по лицам и числам
лицо Единственное число Множественное число
1 я пишу
я говорю мы пишем
мы говорим
2 ты пишешь ты говоришь вы пишете
вы говорите
3 он (она) пишет
он (она) говорит они пишут,
они говорят
Глаголы какого времени?
-Как изменяются глаголы?
Изменение глагола по лицам и числам называется спряжением
-Какая часть слова меняется при изменении глагола по лицам и числам?
- Образуйте от этих глаголов прошедшее и будущее время.
Работа в тетради упр №4 (составить четыре предложения по данным вопросам
1.Что делаю?
2.Что делает ?
3. Что делаем?
4. Что делают?
Работа по учебнику
упр№6 (устно)
Глаголы одеть или надеть часто путают,  употребляют один вместо другого. Но эти глаголы имеют совершенно разные значения.
Так поварской колпак мы должны одеть или надеть?

Предлагаю приготовить  Буратине суп с лимоном. 
Задание:  Прочтите рецепт и подчеркните все глаголы в тексте рецепта.
 
Суп с лимоном.
Отварите мясо вместе с кореньями. Достаньте мясо, после чего в бульон нужно влить смесь муки с маслом, сметаной и желтками. Когда почувствуете, что суп начинает закипать, то следите, чтобы смесь не булькала. Хорошо было бы положить в суп ломтики лимона.
Проверьте рецепт

Что мы сейчас
выполнили?
Физминутка
Покачайтесь, покружитесь,
Подтянитесь, распрямитесь.
Приседайте, приседайте,
Поморгайте, поморгайте.
Встаньте на носок, на пятку,
Глубоко теперь вздохните.
Сядьте тихо отдохните.
Все в порядок приведите
И писать друзья начните

Пропал самый важный глагол!   Давайте его отыщем.
В нём корень, как в слове  улыбка.
В нём суффикс, как в слове  крикнуть.
В нём окончание, как в слове  сверкать.
В нём после окончания стоит особый суффикс глагола, как в слове смеяться.
Какое слово пропало из секрета?

Практические задания
-. А теперь давайте проведем интересную зарядку для мозгов “Кто что делает?”
Повар -…, врач - ….., учитель - …, ученик - …, художник - …,
портниха - …, продавец - …, пекарь - .., ветер - …, гром - …,
молния - .., трава - .., дождь - …, огонь - …, солнце - .., вода - ..
Отгадайте загадки и найдите глаголы
Стучит, вертится, ходит весь век – а не человек
Без рук, без ног, под окном стучится, в дом просится
Вокруг носа вьется, а в руку не дается
Кланяется, кланяется, придет домой – растянется
Послушайте стихотвроение и найдите глаголы
Я страшное дело какой деловой;
В любые дела ухожу с головой.
Задачи решаю, на скрипке играю,
Сынишку соседки в коляске катаю.
Я пряжу мотаю, и хлеб покупаю.
И на стадионе голы забиваю.
Укроп поливаю, кусты подстригаю.
И чисто-пречисто весь двор подметаю.
Дорожки в саду я песком посыпаю,
А после работы в тени отдыхаю
. Рефлексия.
    Я  предлагаю каждому оценить свой вклад в достижении поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса. Выберете начало фразы из рефлексивного экрана на доске и одним предложением выскажите свое мнение о сегодняшнем уроке.
1. сегодня я узнал…
2. было интересно…
3. было трудно…
4. я теперь могу…
5. я научился…
6. у меня получилось…
7. мне захотелось…
8. я попробую…
9. я смог
Разработала учительница русского языка и литературы ОСШ №11 «Манкент»
Салахиддинова Дильмира Халматовна