Урок географии в 7 классе на тему «Рельеф и тектоническое строение Южной Америки»


Урок географии в 7 классе на тему
«Рельеф и тектоническое строение Южной Америки».
Цели урока:
познакомить учащихся с тектоническим строением, основным формами рельефа, полезными ископаемыми материка;
сформировать представление об особенностях рельефа материка; продолжить формирование навыков работы с картой;
способствовать развитию географического мышления, умения анализировать, устанавливать причинно-следственные связи;
способствовать формированию познавательной, коммуникативной деятельности и самообразовательной компетентности учащихся.
УМК учителя: рисунки гор, флаг России, названия ступеней, портреты путешественников, схемы «Формы рельефа по высоте», «Формы рельефа по виду» «Силы Земли», номенклатурные карты с ошибками, карточки-задания для групп, немые карты, планы-характеристики равнин, гор.УМК учащихся: учебники, атласы, тетради, рабочие тетради, смайлики, значки полезных ископаемых.Тип урока: комбинированный урок-экспедиция.
Методы работы: репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский, творческий.
Ход урока:
Организационная часть урока.
- Итак, проверим, как вы готовы сегодня к уроку? У вас на столах на должны лежать: учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, атлас, смайлики.
- А сейчас откройте свои тетради, запишите число, классная работа. Ваши тетради лежат наклонно, спина прямая, локоть на парте.
2. Мотивация учебной деятельности.
- Дети! Сегодня в нашу школу поступила телеграмма из клуба альпинистов. Вы знаете, что альпинисты – люди мужественной профессии. Они бывают в самых экстремальных местах, поднимаются на высокие горы. Они и нам предлагают отправиться в экспедицию, цель которой – (слайд 1) ознакомиться с рельефом Южной Америки, а также покорение величайшей вершины Анд. Сильные и умные смогут добраться до вершины и установить на ней флаг. Надеюсь, что у нас не будет отстающих, которые смогут покорить только несколько ступенек. Итак, отправляемся!
3. Актуализация опорных знаний учащихся.
- Перед тем как отправиться в путешествие, нужно знать, хорошо ли вы усвоили ФГП материка и знаете ли его местонахождение.
(слайд 2). Блиц – опрос.
ФГП – это…
В какой части света находится материк?
Почему материк получил такое название?
Как возникли другие названия на этом материке?
(слайд 3). Игра «Имя на карте» (появляются портреты путешественников, а дети их называют).
(слайд 4) Географическая эстафета. Согласно плану характеристики ФГП по эстафете дать характеристику ФГП материка.
(слайд 5) Работа в группах «Найди ошибку». (проверяем номенклатуру по данному материку)
Карточка №1. Суэцкий канал, Панамский канал, пролив Дрейка, Магелланов пролив.
Карточка №2. Антильское море, Карибское море, м. Кабу-Бранку, м. Париньяс.
Карточка №3. Тихий океан, Атлантический океан, о. Тасмания, о. Огненная Земля.
Карточка №4. Фолклендские острова, Большие Антильские острова, м. Горн, м. Байрон.
Карточка №5. Средиземное море, Карибское море, м. Горн, м. Фроуэрд.
(слайд 6). Игра «Разминка». Задаются вопросы, дети, если согласны с утверждением встают и хлопают руками над головой. Если неверное утверждение – топают ногами.
Канал, разделяющий Южную и Северную Америку-Панамский. (+)
Остров, лежащий к югу от материка – Тасмания (-)Пролив, получивший название в честь путешественника, который совершил первое кругосветное путешествие – Дрейка (-) Пролив, отделяющий Южную Америку от Антарктиды – Дрейка (+)Море, разделяющее Южную и Северную Америку – Средиземное (-)Группа островов, расположенных к северу от Южной Америки – Антильские (+) - Молодцы! Справились с эти этапом.
4. Изучение нового материала.
- Итак, вперед, на покорение самой вершины Южной Америки! Какой? Наш маршрут мы сможем определить по листам базовых знаний. Вершины достигнут только сильнейшие. Попробуйте сформулировать цели нашего урока…
(слайд 7) Познакомиться с рельефом материка и дать его характеристику.
(Прикрепляю на доску рисунок горы. На самую первую ступеньку вешаю название ступеньки «Понятие»).- Дайте понятие слову (слайд 8) «рельеф», платформа, область складчатости.
(Прикрепляю на рисунок горы вторую ступеньку «Происхождение материка»).
Группам предлагаются демонстрационные материалы – макеты, плакаты.
1 группа. Согласно какой теории возник материк? Дать краткую характеристику теории, используя макеты древних материков.
(Прикрепляю на рисунок горы третью ступеньку «Формирование рельефа материка»).
2 группа. Охарактеризовать факторы, влияющие на образование форм рельефа.
(Прикрепляю на рисунок горы четвертую ступеньку «Основные формы рельефа»).
3 группа. Охарактеризовать основные формы рельефа материка.
4 группа. Охарактеризовать основные формы рельефа по образованию и возрасту.
5 группа. Охарактеризовать основные формы рельефа по внешнему виду.
(Прикрепляю на рисунок горы пятую ступеньку «Тектоническое строение»). Слайд 9
Проанализируем тектоническую карту и определим, что составляет основу материка?
Что такое платформа, складчатый пояс, сейсмическая область?
Могут ли в рамках платформы происходить землетрясения?
Что означают на картах оранжевым цветом?
Выясните соответствия тектонического строения рельефу, проведя сопоставление физической и тектонической карт.
Сообщение учащегося о сильнейших землетрясениях.
5. Физкультминутка. (выполняем упражнения под музыку)
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Вправо ниже наклоняйся.
Влево тоже наклоняйся.
Покрутились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до пяти считаем.
Открываем. Поморгаем
И считать мы начинаем.
- Следующая ступенька «Рельеф материка». Найти географический объект на немых картах и показать на настенной карте.
Работа в группах. Дать характеристику слайд 10 (по плану) форм рельефа:
1 – Амазонская низменность.
2 – Бразильское плоскогорье.
3 – Анды.
4 – Гвианское плоскогорье.
5 – Ла-платская низменность.
Следующая ступенька «Полезные ископаемые».
- Вспомним условные обозначения полезных ископаемых. Я называю, а вы показываете:
Нефть;
Газ;
Медные руды;
Железные руды;
Полиметаллические руды;
Оловянные руды.
- Используя карту атласа, определите, какими полезными ископаемыми богата Южная Америка? (называют и прикрепляют на настенную карту)
Какими полезными ископаемыми наиболее богата Южная Америка? Почему?
Проблема!!! - Представьте, что вы крупный бизнесмен, и скажите, какую отрасль промышленности, по вашему мнению, нужно развивать, учитывая существующие запасы полезных ископаемых?
6. Обобщение и закрепление знаний.
- Подведем итоги, зачитаем выводы по изученному материалу (работа с учебником).
7. Итоги урока.
Подвести итоги урока. Выявить самого активного и умного ученика. Дать ему возможность установить Российский флаг на вершине горы.
- Оцените свою работу на уроке, аргументируйте свое решение. Смайликами отразите свое отношение к уроку.
- Поставленную цель мы с вами решили?
8. Домашнее задание.
На контурную карту нанести формы рельефа южной Америки.
Сравнить рельеф и тектоническое строение Южной Америки с любым изученным материком.