Урок по ПДД для 5-6 классов «А почему, почему, почему был светофор зелёный…»


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте файл и откройте на своем компьютере.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №6" 24.12.2013 А почему, почему, почему был светофор зелёный … Учитель Синёва Екатерина Ивановна Цели:  Образовательная . Ввести определение светофора, его значимость. Выяснить происхождение цветовой гаммы светофора. Рассмотреть виды пешеходных переходов. Выяснить где в нашем городе впервые появился светофор, как организовано, было д вижение транспорта и пешехода .  Воспитательн ая. Воспитывать внимательность на дороге, чувство ответственности за свою жизнь. Воспитывать чувство патриотизм а , любовь к своей малой родине.  Развивающая . Развивать речь, память, внимательность, наблюдательность, культуру соблюдения правил дорожного движения. Задачи:  Познакомить учащихся с историей светофора.  Выяснить : o п очему используют красный цвет, желтый цвет, зелёный цвет в светофоре; o к огда и где появился первый светофор в России; o к ак было организовано движение в Сергиевом Посаде в начале 20 века; o На какой улице появился светофор в нашем городе? o Как на сегодняшний день организованно движение в Сергиевом - Посаде. п. 1. История светофора (от рус. свет и греч. φтуыф — «несущий») — оптическое устройство несущее све товую информацию . Светофор предназначен для регулирования движения механических транспортных средств , а также пешеходов на пешеходных переходах и иных участников дорожного движения , поездов железной дороги и метрополитена , речных и морских судов, трамваев, троллейбусов, автобусов и иного транспорта . Первый светофор был установлен 10 декабря 1868 года в Лондоне возле здания Британского парламента . Его изобретатель — Джон Пик Найт — был специалистом по железнодорожным семафорам . Светофор управлялся вручную и имел две семафорные стрелки: поднятые горизонтально означали сигнал «стоп», а опущенные под углом в 45° — движение с осторожностью. В тёмное время суток использовался вращающийся газовый фонарь , с помощью которого подавались, соответственно, сигналы красного и зелёного цветов. Светофор использовался для облегчения перехода пешеходов через улицу, а его сигналы предназначались для транспортных средств — пока пешеходы идут, транспортные средства должны стоять. 2 января 1869 года газовый фонарь светофора взорвался, ранив управляющего светофором полицейск ого. Первая автоматическая система светофоров (способная к переключению без непосредственного участия человека) была разработана и запатентована в 1910 году Эрнстом Сиррином из Чикаго. Его светофор использовал неподсвеченные надписи Stop и Proceed . Вопросы: 1. Что называется с в етофор о м? 2. Для чего предназначен светофор? 3. Кто и когда изобрёл первый светофор? 4. Расскажите как работал первый светофор. п. 2. Цветовая гамма светофора Изобретателем первого электрического светофора считается ЛестерВайр из Солт - Лейк - Сити (штат Юта, США. В 1912 году он разработал (но не запатентовал) светофор с двумя круглыми электрическими сигналами – красного и зелёногоцвета . 5 августа 1914 года в Кливленде Американская светофорная компания установила на п ерекрёстке 105 - й улицы и авеню Эвклида четыре электрических светофора конструкции Джеймса Хога. Они имели красный и зелёный сигнал и, переключаясь, издавали звуковой сигнал. Система управлялась полицейским, сидящим в стеклянной будке на перекрёстке. Светоф оры задавали правила движения, аналогичные принятым в настоящее время в США: поворот направо осуществлялся в любое время при отсутствии помех, а поворот налево — на зелёный сигнал вокруг центра перекрёстка. В 1920 году году трёхцветные светофоры с использованием жёлтого сигнала были установлены в Детройте и Нью - Йорке . Авторами изобретений были, соответственно, УильямПоттс ( англ. WilliamPotts ) и Джон Ф. Харрис ( англ. JohnF. Harriss ). В Европе аналогичные светофоры были впервые установлены в 1922 году в Па риже на пересечении Рю де Риволи ( фр. Rue de Rivoli ) и Севастопольского бульвара ( фр. Boulevard de Sebastopol ) и в Гамбурге на площади Штефансплатц ( нем. Stephansplatz ). В Англии — в 1927 году в городе Вулвергемптоне ( англ. Wolverhampton ). В связи с ис торией светофора часто упоминают имя американского изобретателя Гаррета Моргана , запатентовавшего в 1923 году светофор оригинальной конструкции. Однако в историю вошёл тем, что впервые в мире в патенте кроме технической конструкции указал назначение: «Назначение устройства — сделать очередность проезда перекрестка независимой от персон ы, сидящей в автомобиле» В СССР первый светофор установили 15 января 1930 года в Ленинграде на пересечен ии проспектов 25 Октября и Володарского (ныне Невского и Литейног о проспектов). А первый светофор в Москве появился 30 декабря того же года на углу улиц Петровка и Кузнецкий Мост . В середине 1990 - х были изобретены зелёные светодиоды с достаточной яркостью и чистотой цвета, и начались эксперименты со светодиодными светофорами. Москва стала первым городом, в котором светодиодные светофоры стали применяться масс ово. Вопросы: 1. В каком году стали использовать красный , жёлтый, зелёный цвета светофора? Объясните, как цвета помогли организовать движение транспорта на дороге. 2. Когда впервые появился светофор в СССР? п.3. К 30 - м годам в Загорском районе появился автотранспорт … К 30 - м годам в Загорском районе появился автотранспорт, хотя он и был малочисленным, но требовал определённого порядка и контроля. Так в городском архиве и обнаружил Протокол №33 от 21 декабря 1931 года заседание Президиума Загорского горсовета. В пятом параграфе записано: «Предлагается начальнику районного Управления милиции усилить надзор за порядком движения авто - гужевого транспорта, а так же стоянию лошадей». Какой был порядок движения транспорта и кем он был установле н в те годы, предстоит выяснить, но то, что он нарушился, следует с текстовым протоколом В том же архиве имеется документ, который годом позже отвечает на поставленный выше вопрос. Привожу его текст полностью: Протокол №3 Заседание Президиума Загорского Горсовета от 11 февраля 1932 год. # 9. О правилах движения по шоссе дорогам в черте г. Загорска На основании Положения об издании местным исполнительным комитетом и городским Советом обязательных постановлений и о положении за их нарушение в а дминистративном порядке /6.7. 1925 года № 39 ст. 304 Президиум Горсовета п остановляет: 1. Лицо, управляющее каким бы то ни было видом транспорта должно быть, безусловно, трезвым. 2. Движение по городу разрешается со скоростью не свыше 25 км в час. 3. Движение по городу разрешается только с правой стороны. 4. Управляющие всеми видами транспорта при приближении к пешеходам, а так же при крупных перекрёстка под прямым углом с одной стороны улицы на другую обязаны: а) предупредить об этом окриком, звуковым сигналом или иным способом. б) если пешеход не освобождает путь, остановить движение в) в городе Загорске лица, управляющие экипажами, обязаны бесплатно перевозить по требованию милиции, поднятых на улице граждан, раненых, пьяных, больных, пострадавших от преступления , преследования преступника, его задержание. Из этого протокола становится понятным, что правила движения транспорта в г. Загорске устанавливал Президиум городского совета. Наивность и простота этих правил указывает о зачаточном состоя нии транспорта и его движения, забота о пешеходах и конкретном его использовании интересах граждан города и районной милиции. Наверное, были и санкции за невыполнение требования постановления . Можно с уверенностью предложить, что это были денежные штрафы, пополняющие казну го рода. Специальной форменной одежды у сотрудников ГАИ не было, они не чем н е выделялись от других. Кроме жезла регулировщика и свистка, у некоторых инспекторов служебном пользовании были мотоциклы с коляской марки «Урал». Поскольку транспорта было мало, серьёзных проблем в организации движении не возникало. Один из первых свет офоров в городе появился на перекрёстке проспекта РККА с улицы К. Маркса и Советской (ныне Красногорской) площадью. На этом перекрёстке находилась круглая, сделанная из железа и алюминия будка, приподнятая на метр от земли. Попасть внутрь можно был о только по маленькой металлической лесенке. Эта будка предназначалась для регулировщика уличным движением или другого сотрудника милиции, осуществляющего контроль за общественным порядком. В народе эта будка получила ироническое название «Стакан». Он бы л ликвидирован с появлением на перекрёстке автоматизированного светофора. Вопросы. 1. Расскажите когда в Загорском районе появился автотранспорт. Как было организованно движение? 2. Расскажите о правилах движения по шоссе дорогам в черте г. Загорска . 3. На какой у лице поставили первый светофор в нашем городе? п. 4 Пешеходные переходы нашего города…. Творческое задание для учащихся Нарисовать или сфотографировать пешеходные переходы Сергиево - Посадского района Литература  http://ru.wikipedia.org  http://dedushkin1.livejournal.com  Анатолий Русаков «Моя милиция и не только» Историческое эссе.  Автор Фотографи й «Пешеходный переход» - Марченко Владислав ученик 11 «А» МБОУ СОШ №6  Рисунки учеников 5 «Б» класса МБОУ СОШ №6  Исторические ф ото графии предоставил Анатолий Северинов – «Радио Посад»