Внутренние водыТема. Воды, суши Африки. Главные речные системы Африки, озера, подземные воды и их гидрологические особенности. Значение для природы, населения. Цель: сформировать у учащихся представление об особенностях вод суши систематизировать знания


Тема. Воды, суши Африки. Главные речные системы Африки, озера, подземные воды и их гидрологические особенности. Значение для природы, населения.
Цель: сформировать у учащихся представление об особенностях вод суши; систематизировать знания учащихся о гидрологических особенностях; продолжить воспитание у учащихся бережного отношения к природе.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование : физическая карта Африки, физическая карта мира, атласы, картины природы Африки, слайды для мультимедийной доски.
Опорные и базовые понятия: Нил - самая длинная река мира; Конго - вторая по полноводности река в мире; Танганьика - второе по глубине озеро в мире; артезианский бассейн Сахары - один из крупнейших в мире, река и ее части; озера и их типы по происхождению озерных котловин.
Географическая номенклатура: реки: Нил, Конго, Нигер, Замбези, Оранжевая; озера: Виктория, Танганьика, Ньяса, Чад; водопад: Виктория.
СОДЕРЖАНИЕ УРОКА
I. Организационный момент
II . Актуализация опорных знаний и умений учащихся
• Какую долю от общего количества воды на Земле составляет пресная вода?
• Какие воды относятся к внутренним?
• От каких компонентов природы зависит густота речной сети?
• Что называют рекой?
• Как реки различают по характеру течения, способу питания?
• Что такое озеро?
• Как различают озера по происхождению котловин?
•Существует ли связь между климатом и распределением поверхностных вод?
• От какого природного компонента зависят еще распределение рек?
II Мотивация учебной и познавательной деятельности учащихся
Прием « Микрофон »
• Почему вода - ценный минерал на Земле?
• Какое значение вода имеет для отдельных регионов Африки ? Итог: Зная особенности рельефа климата, мы можем перейти к исследованию внутренних вод материка. Вода в Африке самый ценный ресурс поскольку на материке много засушливых территорий. Вода там необходима для орошения полей и водоснабжения. Размещение древних цивилизаций в Африке связана с водными объектами материка. Вы узнаете о главных реках и озерах Африки, попытаетесь разгадать загадки священной реки египтян Нила и озера Чад, расположенного посреди пустыни. Полюбуетесь на красоту известных в мире водопадов.
III . Изучение нового материала
 По картам атласа определите в чем заключается особенности размещения внутренних вод Африки ?Учитель. Реки Африки принадлежат к трем бассейнам: Атлантического, Индийского океанов и внутреннего стока.
Удивительное открытие сделали ученые в 1958 г. С помощью радиоизотопов ими была обнаружена река, протекающая под Нилом. Причем ее среднегодовой расход воды в 6 раз больше, чем у Нила, и составляет около 500 км3.
Две длинные реки в мире - это Нил, впадающий в Средиземное море, и Амазонка в Южной Америке, впадает в Атлантический океан. Географы до сих пор спорят, какая из них длиннее. Большинство предпочитают Нил, считая его длину равной 6670 км, а Амазонки - 6448 км.
Считается, что наибольшая в мире подземное озеро находится на глубине 60 м в Намибии (Африка), в пещере Драхенхаухлох. Оно обнаружено в 1986 году. Площадь его акватории составляет более 2 га, максимальная глубина - 90 м.
1 . Прием « Поиск информации»
Ученики, объединившись в группы, определяют с помощью карт атласа и учебника. Особенности внутренних вод материка.
I группа Охарактеризовать реку Нил по плану (стр 79-80).
1.Исток реки (координаты).
2.В каком направлении течет.
3.Крупные притоки
4.Устье реки (координаты), куда впадает.
5.Характер течения.
6.Режим реки.
7.Использование человеком.
II группа Охарактеризовать реку Конго по плану
(стр. 80-81)
1.Исток реки (координаты).
2.В каком направлении течет.
3.Крупные притоки
4.Устье реки (координаты), куда впадает.
5.Характер течения.
6.Режим реки.
7.Использование человеком.
III группа Охарактеризовать озера Африки, их типы и закономерности размещения. (стр 81)
IV группа Охарактеризовать подземные воды и их распространение.
V. Закрепление изученного материала
2 . Прием «Закончи предложение»
Нил, Нигер относятся к бассейну …………………... океана.
Замбези, Лимпопо относятся к бассейну………………. океана.
3. Наиболее густую речную сеть имеет ………………….…. пояс.
4. Наименее густую речную сеть имеет …………….…пояс.
5. Реки Африки имеют в основном ……………………… питание.
6. Нил, Нигер, Замбези полноводны ……………..... .
7. Река Конго полноводна ……………..................... . 8. Река Окаванго относится к бассейну………..................... . 9.Водопад Виктория находится на реке………..................... . 10.Сухие русла рек называются………..................... .Прием «Мозговой штурм»
Почему река Нил разливается летом?
Почему контуры озера Чад обозначены пунктиром?
VI Итог урока
1 . Прием « Эстафета »
Ученики по очереди показывают на карте географические объекты и одним предложением дают их характеристику.
Самая длинная река?
Река пересекающая дважды экватор?
Озеро в пустыне?
Самое глубокое озеро в Африке?
Крупнейший водопад?
4-я. По длине река?
2 . Прием «Рефлексия»
Используя опорные слова ответьте на вопросы:
Сегодня я узнал…
Я выполнил задания …
Я понял что …
Теперь я могу …
Меня удивило…
Мне захотелось …
VII. Домашнее задание:
• Отработать текст учебника (параграф 18.)
• Составить кроссворд по географическим понятий, терминов и номенклатуры по теме урока.