«Рельеф суши. Горы и равнины суши».


Технологическая карта урока географии в 6 классе
Тема: Рельеф суши. Горы и равнины суши.
Цель: Создать условия для формирования у учащихся представления о формах рельефа.
Задачи:
образовательная – научить работать с картами атласа, определять по ним основные формы рельефа;
развивающая - развивать умения определять географическое положение гор, их высоту работать с различными источниками информации, способствовать развитию навыка исследования географических объектов природы по плану, совершенствовать коммуникативные навыки через организацию групповой работы;
воспитательная – воспитывать умения работать в коллективе, оценивать уровень своих знаний.
УУД:
Личностные УУД: Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
Регулятивные УУД: Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности; соотносить свои действия с планируемыми результатами; оценивать правильность выполнения учебной задачи;
Коммуникативные УУД: Умение выражать свои мысли по теме и проблеме урока, работать в сотрудничестве по ходу поиска и сбора информации;
Познавательные УУД: Умение определять понятия, создавать обобщения, классифицировать, устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение, делать выводы.
Планируемые результаты:
Предметные – обучающийся должен знать понятия: горы, рельеф, равнина, классификацию гор и равнин. Уметь называть и показывать на карте основные формы рельефа.
Личностные – научиться ставить перед собой цель, уметь анализировать данные в различных источниках информации, работать как самостоятельно, так и коллективно.
Метапредметные – уметь применять полученные знания и умения на других предметах.
Основные понятия: рельеф, горы, равнины, горный хребет, горная система, холм.
Ресурсы:
основные – учебник, атлас, презентация урока
дополнительные – электронные приложения к уроку.
Тип урока: урок изучения нового материала
Формы и методы работы на уроке: Основной дидактический метод: метод организации и самоорганизации учебной деятельности.
Частные методы и приемы: наглядно-иллюстративный, частично-поисковый, исследовательский; индивидуальная, парная, групповая, само- и взаимоконтроль.Структура урока:
1. Орг. момент – 1 мин
2. Изучение нового материала – 34 мин
3. Физ. минутка – 1 мин
4. Закрепление – 5 мин
5. Рефлексия – 3 мин
6. Д/з – 1 мин
Ход урока
Дидактическая структура урока Деятельностьучителя Деятельностьучеников Планируемые результаты
Предметные УУД
Организационный момент Приветствие учащихся Приветствие учителя Изучение нового материала
мотивация
изучение нового материала
- Дорогие ребята, сегодня у нас с вами необычный урок. Мы не будем записывать с вами тему и цель урока в начале занятия, их вы сами сформулируете в конце урока.
И вот буквально на первом уроке нам прислали сообщение из радиосвязи с инопланетянами. Они прилетели с далекой планеты, их космический корабль преодолел миллион световых лет. Наши гости просят аварийную посадку.
- Ваша задача предложить им место для приземления.
- Но возникает другая ситуация, инопланетяне не знают слова «Равнина», объясните им!
- Для этого открываем наши переговорные устройства – тетради и попробуйте объяснить это слово.
- Давайте озвучим свои записи, кто самый смелый?
- А давайте сравним наш ответ с учебником (§21, стр. 57).
- Внимательно прочитайте текст учебника § 21, рассмотрите рис. 37, 38 подпишите недостающие элементы в таблице и приведи примеры.
- Давайте найдем эти равнины в атласе и покажем их на карте.
- А как узнать по карте плоская равнина или холмистая?
- Предупредите инопланетян, куда нельзя приземляться.
- А знают ли гости что такое «Горы»? Помогите им понять это слово.
- Ребята! Кто нарисует на доске гору? Добровольцы есть?
- А теперь подпишите, где находится склон, подошва и вершина.
- А теперь посмотрим умеете ли вы работать по рядам. 1 ряд думает что такое клон, 2 ряд что такое подошва, а вершину мы сформулируем вместе.
- А теперь посмотрите очень внимательно на слайд (изображение холма и горы). Вас ничего не удивило?
- Что же нам нужно знать, чтобы объяснить разницу м/у горой и холмом? Чем они отличаются?
- А теперь посмотрите на другой слайд (горный хребет и горная система). Попробуйте объяснить в чем разница.
- Наши гости пошли на посадку и спустились на высоту 1000 м., сохраняя направление и высоту продолжают двигаться вокруг Земли по параллели 50º с.ш. Посмотрите на карту полушарий (стр.14-15) сможет ли на этой высоте сделать полный оборот вокруг Земли космический корабль?
- Прочитайте текст учебника § 20, пункт 3 заполните схему, приведите примеры. Найдите все указанные горы на карте. - Равнина.
- Записывают определение равнина своими словами.
- Зачитывают, выбирают самый верный ответ.
- Записывают или дополняют определение в тетради.
- Плоские (Западно-Сибиркая равнина)
холмистые (Восточно-Европейская равнина)
низменности (Прикаспийская низменность)
возвышенности (Среднерусская, Валдайская, Приволжская)
плоскогорья (Среднесибирское)
впадины (Кумо-Манычская) Ставроп. край
- По цвету.
- Горы
- Это выпуклая форма рельефа, возвышающаяся над окружающей местностью на высоту более 200 м.
- Рисует гору.
- Подписывают.
- склон – расстояние м/у вершиной и подошвой
подошва – переход склона (горы) в равнину
вершина – самая верхняя часть горы.
- Это две формы рельефа, имеющие вершину, склон и подошву, но одна гора, а другая холм.
- Высотой. Гора имеет высоту более 200 м.
- горы расположенные одна за другой – хребет, а группа горных хребтов – горная система.
- Нет, мешают горы Кордильеры.
- Заполняют схему, находят горы на карте. Умение работать с различными источниками географической информации;
Показывать на географические объекты на карте.
Познавательные
Личностные
Познавательные
Регулятивные
Личностные
Коммуникативные
Физическая минутка Минута свободного времени. Закрепление изученного материала
контроль, самооценка
- Ребята! Только что мы получили радостное известие: инопланетяне приземлились! Но у них новая неприятность. Кораблю нужен ремонт, а руду на изготовление нового корпуса можно взять в Уральских горах. Используя уже имеющиеся знания и различные источники информации опишите ГП Урала по плану:
1. На каком материке находятся, в какой части?
2. Высота
3. Направление, протяженность
4. Между какими параллелями и меридианами находятся
5. Определите координаты самой высокой точки Урала –
г. Народная.
- Ребята! Может нам пора сформулировать тему и цель урока? Какие будут версии?
- Определи, на каком уровне ты находишься, поставь себе оценку:
«5» -  знаю и объясню другому
«4» -  знаю
«3» -  сомневаюсь, что знаю
«2» -  не знаю - Выполняют практическую работу
- Тема: Формы рельефа суши. Горы и равнины.
Цель: Изучить основные формы рельефа и их классификацию. Умение применять имеющиеся знания;
Познавательные
Регулятивные
Коммуникативные
Рефлексия  Вербальная форма – методика незаконченного предложения (устная):
-       Сегодня на уроке я ...
-       Самым полезным интересным для меня было ...
-       Я встретился с трудностью при ...
-       Мне это необходимо для ...
-       У меня хорошо получилось ... Личностные
Регулятивные
Домашнее задание - § 20-21, найти стихи о горах, подготовить творческое их чтение.
- Для получения дополнительной оценки подготовь сообщение или презентацию о видах выветривания. Умение применять имеющиеся знания;
Личностные
Регулятивные
Познавательные
УУД:
Познавательные: извлечь информацию, ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания, формулировка проблемы, темы урока. Ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Выбор способов решения проблемы; извлечение информации, выбор источников информации и способы переработки информации для получения необходимого результата, в том числе и для создания нового продукта, презентации в том числе с использованием ИКТ; Анализировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия явлений.
Личностные: мотивация к познанию, действия смыслообразования.
Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности; составлять план действий по решению проблемы (задачи), осуществлять действия по реализации плана, соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его, в диалоге совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки. В ходе представления презентации учиться давать оценку.
Коммуникативные: доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи; понимать другие позиции (взгляды, интересы); договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то сообща; организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.); управление поведением партнера; предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений.