РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Общеобразовательной учебной дисциплины «Русский язык и литература. Литература.» Код, специальность 40.02.02 «Правоохранительная деятельность»

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
«КОЛЛЕДЖ ПОЛИЦИИ»












РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Общеобразовательной учебной дисциплины «Русский язык и литература. Литература.»

Код, специальность 40.02.02 «Правоохранительная деятельность»


















Москва
2016 год





ОДОБРЕНА
Предметной (цикловой)
комиссией Русского, английского языков и литературы









Протокол № ____
от «__» _________ 2016г.


Разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования по дисциплине «Литература» , примерной программы учебной дисциплины «Русский язык и литература. Литература» ( авторы Обернихина Галина Аркадьевна, Емельянова Татьяна Валентиновна, Мацыяка Елена Владимировна, Савченко Ксения Владимировна ), рекомендованной ФГАУ «ФИРО» Минобрнауки России, 2015, Федерального государственного стандарта по специальностям среднего профессионального образования 40.02.02 Правоохранительная деятельность



Председатель предметной (цикловой) комиссии
_____________/___________/


Заместитель директора по учебно-методической работе
________________/___________/













Составитель (автор): Лутцева Н.В., преподаватель ГБПОУ Колледжа полиции










Рецензент: ______________________________________________

СОДЕРЖАНИЕ





ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ














































1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Русский язык и литература. Литература»

1.1. Область применения программы
Реализация среднего общего (полного) образования в пределах ППССЗ по специальности 40.02.02 «Правоохранительная деятельность», в соответствии с примерной программой общеобразовательной учебной дисциплины «Русский язык и литература. Литература», авторы Обернихина Галина Аркадьевна, Емельянова Татьяна Валентиновна, Мацыяка Елена Владимировна, Савченко Ксения Владимировна, рекомендованной ФГАУ «ФИРО» Минобрнауки России, 2015г., с учетом социально- экономического профиля получаемого профессионального образования.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Дисциплина входит в общеобразовательный цикл и относится к базовым общеобразовательным дисциплинам среднего (полного) общего образования и направлена на формирование общих компетенций:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Понимать и анализировать вопросы ценностно-мотивационной ориентации.
ОК 3. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 4. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях, в том числе ситуациях риска, и нести за них ответственность.
ОК 5. Проявлять психологическую устойчивость в сложных и экстремальных ситуациях, предупреждать и разрешать конфликты в процессе профессиональной деятельности.
ОК 6. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 7. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 8. Правильно строить отношения с коллегами, с различными категориями граждан, в том числе с представителями различных национальностей и концессий.
ОК 9. Устанавливать психологический контакт с окружающими.
ОК 10. Адаптироваться к меняющимся условиям профессиональной деятельности.
ОК 11. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 12. Выполнять профессиональные задачи в соответствии с нормами морали, профессиональной этики и служебного этикета.
ОК 13. Проявлять нетерпимость к коррупционному поведению, уважительно относиться к праву и закону.
Содержание программы структурировано на основе компетентностного подхода, в соответствии с которым у обучающихся развиваются и совершенствуются:
– коммуникативная;
– речевая;
– социокультурная;
– ценностно- смысловая компетенции.
Формирование компетенций происходит при изучении любой темы, поскольку все виды компетенций взаимосвязаны.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Рабочая программа ориентирована на достижение следующих целей:
освоение знаний о современном состоянии развития литературы и методах литературы как науки;
знакомство с наиболее важными идеями и достижениями русской литературы, оказавшими определяющее влияние на развитие мировой литературы и культуры;
овладение умениями применять полученные знания для объяснения явлений окружающего мира, восприятия информации литературного и общекультурного содержания, получаемой из СМИ, ресурсов Интернета, специальной и научно-популярной литературы;
развитие интеллектуальных, творческих способностей и критического мышления в ходе проведения простейших наблюдений и исследований, анализа явлений, восприятия и интерпретации литературной и общекультурной информации;
воспитание убежденности в возможности познания законов развития общества и использования достижений русской литературы для развития цивилизации и повышения качества жизни;
применение знаний по литературе в профессиональной деятельности и повседневной жизни для обеспечения безопасности жизнедеятельности; грамотного использования современных технологий; охраны здоровья, окружающей среды.
При реализации программы учитывается межпредметная связь с общеобразовательными дисциплинами: Русский язык, Английский язык, География, История, а также обеспечивается преемственность преподавания дисциплины «Литература» с профессиональными дисциплинами ППССЗ ФГОС «Правоохранительная деятельность: «Основы философии», «Безопасность жизнедеятельности».
Профессиональная направленность изучения дисциплины осуществляется путем отбора дидактических единиц в соответствии с ППССЗ ФГОС «Правоохранительная деятельность»
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.
Выразительное чтение.
Различные виды пересказа.
Заучивание наизусть стихотворных текстов.
Определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру.
Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.
Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.
Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента.
Подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.
В ходе изучения курса «Литература» студент должен
а) знать:
Образную природу словесного искусства.
Содержание изученных литературных произведений.
Основные факты жизни и творчества писателей – классиков XIX века.
Основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений.
Основные теоретико-литературные понятия.
б) уметь
Воспроизводить содержание литературного произведения.
Анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения.
Соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой, раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных произведений; выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи.
Определять род и жанр произведения.
Сопоставлять литературные произведения.
Выявлять авторскую позицию.
Выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения.
Аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению.
Писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.
1.4. Профильная составляющая (направленность) общеобразовательной дисциплины:
Профильное изучение дисциплины осуществляется:
1. Перераспределение часов с одной темы на другую без изменений с учетом профиля получаемого профессионального образования.
2. Путем отбора дидактических единиц программы по литературе
, знание которых будет необходимо при освоении ППССЗ ФГОС и в будущей профессиональной деятельности.
3. Осуществлением межпредметных связей дисциплины с профессиональными дисциплинами ППССЗ ФГОС.
4. Организацией внеаудиторной самостоятельной работы, направленной на расширение и углубление знаний, которые будут необходимы при осуществлении профессиональной деятельности (профессионально значимое содержание).
Поскольку обучение ведется по специальности «Правоохранительная деятельность», особое внимание уделяется изучению художественных произведений, в которых раскрывается психологическая сущность героя, определяются мотивы поступков. В конце первого и второго семестров изучаются произведения детективного жанра, выполняются творческие работы, связанные с дальнейшей профессиональной деятельностью.

1.5 Количество часов, отведенное на освоение программы общеобразовательной дисциплины:

Максимальная учебная нагрузка –234 часа;
Обязательная аудиторная нагрузка – 156 часов;
Самостоятельная (внеаудиторная) работа – 78 часов

1.6. Изменения, внесенные в рабочую программу по сравнению с Примерной программой по общеобразовательной дисциплине «Русский язык и литература. Литература»:
Согласно учебному плану скорректирован объем учебного времени, отводимого на изучение дисциплины. В связи с этим в рабочую программу внесено перераспределение часов на изучение отдельных разделов и тем Примерной программы, исходя из дидактической значимости, степени сложности усвоения материала обучающимися.

Примерная программа
Рабочая программа

Наименование темы
Количество часов
Наименование темы
Количество часов

Введение
1
Введение
2

Развитие русской литературы и культуры в первой половине XIX века
8
Развитие русской литературы и культуры в первой половине XIX века
10

Особенности развития русской литературы во второй половине XIX века .

45
Особенности развития русской литературы во второй половине XIX века .

48

Поэзия второй половины XIX века
7
Поэзия второй половины XIX века
8

Особенности развития литературы и других видов искусства в начале XX века
9
Особенности развития литературы и других видов искусства в начале XX века
18

Особенности развития литературы 1920-х годов
6
Особенности развития литературы 1920-х годов
6

Особенности развития литературы 1930 начала 1940-х годов
14
Особенности развития литературы 1930 начала 1940-х годов
26

Особенности развития литературы периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет
3
Особенности развития литературы периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет
6

Особенности развития литературы 19501980-х годов
14
Особенности развития литературы 19501980-х годов
18

Русское литературное зарубежье 19201990-х годов (три волны эмиграции)
2
Русское литературное зарубежье 19201990-х годов (три волны эмиграции)
4

Особенности развития литературы конца 19802000-х годов
8
Особенности развития литературы конца 19802000-х годов
10

Итого
117

156



2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы
Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)
234

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
156

в том числе:


Самостоятельная работа обучающегося (всего)
78

в том числе:


Сообщения
Анализ стихотворения
Характеристика героя
Анализ произведения
30
16
16
16

Промежуточная аттестация в форме экзамена

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Русский язык и литература. Литература»

Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект).
Объем часов
Уровень освоения

1
2
3
4

Введение.
Историко-культурный процесс и периодизация русской литературы
Содержание учебного материала:
Определение понятий «искусство» и «литература». Специфика литературы как вида искусства.
Историко-культурный процесс и периодизация русской литературы: устное народное творчество, древнерусская литература, «Русское Просвещение», «Золотой век» русской литературы, «Серебряный век», русская литература советского периода, современная литература.
Основные тенденции развития литературы конца XVIII- первой половины XIX века.
Взаимодействие русской и западноевропейской литературы в XIX веке.

2

2


РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА 19 ВЕКА



Тема 1. Развитие русской литературы и культуры в первой половине XIX века
18


Тема 1.1. Жизненный и творческий путь А.С. Пушкина. Основные темы и мотивы лирики
Содержание учебного материала: Историко-культурный процесс рубежа XVIII XIX веков. Романтизм. Особенности русского романтизма. Литературные общества и кружки. Зарождение русской литературной критики. Становление реализма в русской литературе. Русское искусство.
Жизненный и творческий путь А.С. Пушкина. Основные темы и мотивы лирики Анализ стихотворений А.С. Пушкина «Пророк», «Поэту», «Деревня».
2
3

Тема 1.2. Поэма А.С. Пушкина «Медный всадник».
Содержание учебного материала:
Поэма А.С. Пушкина «Медный всадник». Проблема личности и государства. Образ Петра.

2

3


Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: Подготовить сообщение (устно) на тему «Художественное своеобразие поэмы А.С. Пушкина «Медный всадник».
4


Тема 1.3. М.Ю. Лермонтов. Сведения из биографии. Характеристика творчества, этапы творчества
Содержание учебного материала:
М.Ю. Лермонтов. Сведения из биографии. Характеристика творчества, этапы творчества. Анализ стихотворений «Поэт», «Молитва», «Дума».



2
3

Тема 1.4. «Демон» как романтическая поэма М.Ю. Лермонтова.
Содержание учебного материала:
«Демон» как романтическая поэма М.Ю. Лермонтова. Противоречивость центрального образа произведения.
2
2

Тема 1.5. Творчество Н.В. Гоголя, натуральная школа

Содержание учебного материала:
Творчество Н.В. Гоголя, натуральная школа. «Петербургские повести» Н.В. Гоголя. Повесть «Портрет». Композиция, сюжет, герои, идейный замысел.
2

3


Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся. Подготовить анализ (устно) одной из повестей.
4


Тема 2. Особенности развития русской литературы во второй половине XIX века
64


Тема 2.1. Культурно-историческое развитие России второй половины XIX века.
Содержание учебного материала:
Культурно-историческое развитие России второй половины XIX века. Взаимодействие разных стилей и направлений. Развитие реализма.
2

2

Тема 2.2. Творчество А.Н. Островского. Социально-культурная новизна драматургии. Пьеса «Гроза», самобытность замысла
Содержание учебного материала:
Творчество А.Н. Островского. Социально-культурная новизна драматургии. Пьеса «Гроза», самобытность замысла. Драма «Гроза». Творческая история драмы. Жанровое своеобразие. Художественные особенности драмы. Калинов и его обитатели (система персонажей). Самобытность замысла, оригинальность основного характера, сила трагической развязки в судьбе героев драмы.
2
3


Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся. Особенности композиции драмы «Гроза». Характеристика героев. (Устно)
4


Тема 2.3. Пьеса А.Н. Островского «Гроза», тема «горячего сердца» и «тёмного царства»
Содержание учебного материала:
Пьеса А.Н. Островского «Гроза», тема «горячего сердца» и «тёмного царства». Символика грозы. Образ Катерины воплощение лучших качеств женской натуры. Конфликт романтической личности с укладом жизни, лишенной народных нравственных основ. Мотивы искушений, мотив своеволия и свободы в драме. Катерина в оценке Н. А. Добролюбова и Д. И. Писарева
2

2

Тема 2.4. Творчество И.А. Гончарова. Общая характеристика романа «Обломов»
Содержание учебного материала:
Творчество И.А. Гончарова. Общая характеристика романа «Обломов». Творческая история романа. Своеобразие сюжета и жанра произведения. Проблема русского национального характера в романе. Сон Ильи Ильича как художественно-философский центр романа. Образ Обломова. Противоречивость характера Обломова. Обломов как представитель своего времени и вневременной образ. Типичность образа Обломова. Эволюция образа Обломова
2
3


Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: Анализ эпизода «Сон Обломова» (Устно)
4


Тема 2.5. Тема любви в романе И.А. Гончарова «Обломов»
Содержание учебного материала:
Тема любви в романе И.А. Гончарова «Обломов». Проблемы любви в романе. Любовь как лад человеческих отношений (Ольга Ильинская Агафья Пшеницына).
2
2

Тема 2.6. Штольц и Обломов
Содержание учебного материала:
Штольц и Обломов. Сравнительная характеристика героев. Штольц и Обломов. Прошлое и будущее России.
2


Тема 2.7. Творчество И.С. Тургенева. Основной конфликт романа «Отцы и дети»
Содержание учебного материала:
Творчество И.С. Тургенева. Основной конфликт романа «Отцы и дети». Роман «Отцы и дети». Смысл названия романа. Отображение в романе общественно- политической обстановки 1860-х годов. Проблематика романа. Особенности композиции романа. Базаров в системе образов романа. Нигилизм Базарова и пародия на нигилизм в романе (Ситников и Кукшина). Взгляды Базарова на искусство, природу, общество. Базаров и Кирсановы.
2
3

Тема 2.8. Нравственная проблематика романа
И.С. Тургенева «Отцы и дети»
Содержание учебного материала:
Нравственная проблематика романа И.С. Тургенева «Отцы и дети». Д. И. Писарев. «Базаров».
2
2

Тема 2.9. Краткий очерк жизни и творчества Н. Г. Чернышевского. Нравственные и идеологические проблемы в романе «Что делать?»
Содержание учебного материала:
Краткий очерк жизни и творчества Н. Г. Чернышевского. Эстетические взгляды Чернышевского и их отражение в романе. Особенности жанра и композиции романа. Утопические идеи в романе Н. Г. Чернышевского. Нравственные и идеологические проблемы в романе. «Женский вопрос» в романе. Образы «новых людей». Теория «разумного эгоизма». Образ «особенного человека» Рахметова. Противопоставление «новых людей» старому миру. Теория «разумного эгоизма» как философская основа романа. Роль снов Веры Павловны в романе.
2
3

Тема 2.10. Очерк жизни и творчества Н.С. Лескова. Особенности сюжета повести «Очарованный странник»

Содержание учебного материала:
Жизнь и творчество Н.С. Лескова. Особенности сюжета повести «Очарованный странник». Праведники Н. С. Лескова. Творчество Н. С. Лескова в 1870-е годы (обзор романа «Соборяне»). Повесть «Очарованный странник». Особенности композиции и жанра. Образ Ивана Флягина. Тема трагической судьбы талантливого русского человека. Смысл названия повести. Особенности повествовательной манеры Н.С.Лескова.
2
2

Тема 2.11. Очерк жизни и творчества М.Е. Салтыкова-Щедрина. «История одного города».
Содержание учебного материала:
Жизнь и творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина. «История одного города». Тематика и проблематика произведения. Жанровое своеобразие, тематика и проблематика сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина. Своеобразие фантастики в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина. Иносказательная образность сказок. Гротеск, аллегория, символика, язык сказок. Обобщающий смысл сказок. Замысел, история создания «Истории одного города». Своеобразие жанра, композиции. Образы градоначальников. Элементы антиутопии в «Истории одного города». Приемы сатирической фантастики, гротеска, художественного иносказания. Эзопов язык.
2

2

Тема 2.12. Жизнь и творчество Ф.М. Достоевского.
Своеобразие жанра романа «Преступление и наказание».
Содержание учебного материала:
Жизнь и творчество Ф.М. Достоевского. Своеобразие жанра романа «Преступление и наказание». Отображение русской действительности в романе.
2
2


Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: Подготовить характеристику главных героев (устно)
4


Тема 2.13. Социальная и нравственно-философская проблематика романа. Теория «сильной личности» и её опровержение в романе
Содержание учебного материала:
Социальная и нравственно-философская проблематика романа. Теория «сильной личности» и её опровержение в романе. Тайны внутреннего мира человека: готовность к греху, попранию высоких истин и нравственных ценностей. Драматичность характера и судьбы Родиона Раскольникова. Сны Раскольникова в раскрытии его характера и общей композиции романа.
2
3

Тема 2.14. «Маленькие люди» в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
Содержание учебного материала:
«Маленькие люди» в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Боль за униженных, угнетенных в произведении. Сложный, богатый внутренний мир «маленького человека».
2
2

Тема 2.15. Система образов в романе «Преступление и наказание». «Двойники» Родиона Раскольникова
Содержание учебного материала:
Система образов в романе «Преступление и наказание». «Двойники» Родиона Раскольникова Эволюция идеи «двойничества»
2
3

Тема 2.16. «Правда» Сони Мармеладовой. Мотивы страдания и очищения в романе. Роль эпилога в романе

Содержание учебного материала:
«Правда» Сони Мармеладовой. Мотивы страдания и очищения в романе. Роль эпилога в романе. Страдание и очищение в романе. Символические образы в романе. Символическое значение образа «вечной Сонечки». Своеобразие воплощения авторской позиции в романе. «Правда» Раскольникова и «правда» Сони. Петербург Достоевского. Библейские мотивы в произведении
2
2

Тема 2.17. Л.Н. Толстой. Этапы биографии и творчества Л.Н. Толстого.
Содержание учебного материала:
Этапы биографии и творчества Л.Н. Толстого. История создания, особенности жанра и композиции романа «Война и мир». Роман-эпопея «Война и мир». Жанровое своеобразие романа. Особенности композиционной структуры романа. Художественные принципы Толстого в изображении русской действительности: следование правде, психологизм, «диалектика души».
2
2


Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: Подготовить (устно) цитатный материал к характеристике А.Болконского, П.Безухова, Н.Ростовой
4


Тема 2.18. Духовные искания А.Болконского
Содержание учебного материала:
Духовные искания А.Болконского
2
2

Тема 2.19. Духовные искания П.Безухова
Содержание учебного материала:
Духовные искания П.Безухова
2
3

Тема 2.20. «Мысль семейная» в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»
Содержание учебного материала:
«Мысль семейная» в романе Л.Н. Толстого «Война и мир». Авторский идеал семьи в романе.
2
3

Тема 2.21. «Мысль народная» в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».

Содержание учебного материала:
«Мысль народная» в романе Л.Н. Толстого «Война и мир». Значение образа Платона Каратаева. Правдивое изображение войны и русских солдат художественное открытие Л. Н. Толстого. Бородинская битва величайшее проявление русского патриотизма, кульминационный момент романа. «Дубина народной войны», партизанская война в романе. Образы Тихона Щербатого и Платона Каратаева, их отношение к войне.
2
2

Тема 2.22. Отечественная война 1812г. Кутузов и Наполеон
Содержание учебного материала:
Кутузов и Наполеон. Сравнительная характеристика героев. Народный полководец Кутузов. Кутузов и Наполеон в авторской оценке. Проблема русского национального характера. Осуждение жестокости войны в романе. Развенчание идеи «наполеонизма». Патриотизм в понимании писателя.
2
2

Тема 2.23. Очерк жизни и творчества А.П. Чехова.
Пьеса «Вишнёвый сад».

Содержание учебного материала:
Жизнь и творчество А.П. Чехова . Пьеса «Вишнёвый сад». Конфликт в пьесе. Комедия «Вишневый сад». История создания, жанр, система персонажей. Сложность и многозначность отношений между персонажами. Разрушение дворянских гнезд в пьесе. Сочетание комического и драматического в пьесе «Вишневый сад». Лиризм и юмор в пьесе «Вишневый сад». Смысл названия пьесы. Особенности символов.
2
3

Тема 2.24. Трилогия А. П. Чехова. «Человек в футляре», «Крыжовник», « О любви».
Содержание учебного материала:
Трилогия А.П.Чехова. «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви». Юмористические рассказы. Пародийность ранних рассказов. Новаторство Чехова в поисках жанровых форм. Новый тип рассказа. Герои рассказов Чехова. Особенности изображения «маленького человека» в прозе А. П. Чехова.
2
3

Тема 3. Поэзия второй половины XIX века
18


Тема 3.1. Творчество Ф.И. Тютчева. Основные мотивы лирики
Содержание учебного материала:
Творчество Ф.И. Тютчева. Основные мотивы лирики. Стихотворения Ф.И. Тютчева «Silentium», «Видение», «Полдень», «О, как убийственно мы любим», «Последняя любовь».
2
3


Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: Устный анализ стихотворения Тютчева «Silentium».
4


Тема 3.2. А.А. Фет. Сведения из биографии.
Гармоничность и мелодичность лирики
Содержание учебного материала:
Стихотворения А.А. Фета «Шёпот, робкое дыханье...», «Осень», «Облаком волнистым...», «Вечер».
2
3


Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: Устный анализ стихотворения А.А. Фета по выбору
4


Тема 3.3. Жизненный и творческий путь А.К.Толстого. Идейно-тематические и художественные особенности лирики.

Содержание учебного материала: Жизненный и творческий путь А.К.Толстого. Идейно-тематические и художественные особенности лирики А. К. Толстого. Многожанровость наследия А. К. Толстого. Сатирическое мастерство Толстого. Для чтения и изучения. Стихотворения: «Тщетно, художник, ты мнишь, что творений своих ты создатель!..», «Меня во мраке и в пыли», «Двух станов не боец, но только гость случайный», «Против течения», «Средь шумного бала, случайно», «Колокольчики мои, цветики степные», «Когда природа вся трепещет и сияет», «То было раннею весной», «Тебя так любят все; один твой тихий вид»
2
3

Тема 3.4. Очерк жизни и творчества Н.А. Некрасова. Особенности жанра и композиции поэмы Н.А. Некрасова
«Кому на Руси жить хорошо?».
Содержание учебного материала:
Очерк жизни и творчества Н.А. Некрасова. Особенности жанра и композиции поэмы Н.А. Некрасова
«Кому на Руси жить хорошо?».
Контрольная работа
2
2



Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: Подготовить характеристику главных героев (устно)
2



ЛИТЕРАТУРА ХХ ВЕКА



Тема 4. Особенности развития литературы и других видов искусства в начале XX века
30


Тема 4. 1. Серебряный век как культурно-историческая эпоха
Серебряный век как культурно-историческая эпоха. Идеологический и эстетический плюрализм эпохи. Расцвет русской религиозно-философской мысли. Кризис гуманизма и религиозные искания в русской философии. М. Горький «Человек»
2
2

Русская литература на рубеже веков



Тема 4.2. Краткий очерк жизни и творчества И.А. Бунина. Идейно-художественное своеобразие рассказов
Содержание учебного материала: Характеристика культурно-исторического процесса рубежа 19 и 20 веков, его отражение в литературе. Многообразие литературных течений и направлений
Жизнь и творчество И.А. Бунина. Идейно-художественное своеобразие рассказов Рассказы «Антоновские яблоки», «Чистый понедельник», «Темные аллеи». Стихотворения Вечер», «Не устану воспевать вас, звезды!..», «И цветы, и шмели, и трава, и колосья».
2
2


Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: Подготовить сообщение (устно) «Традиции русской классики в творчестве И. Бунина».
4


Тема 4.3. Очерк жизни и творчества А.И. Куприна.
Тема любви в повести «Гранатовый браслет»
Содержание учебного материала:
Жизнь и творчество А.И. Куприна. Тема любви в повести «Гранатовый браслет». Смысл названия повести, спор о сильной, бескорыстной любви, тема неравенства в повести. Трагический смысл произведения. Любовь как великая и вечная духовная ценность. Трагическая история любви «маленького человека». Столкновение высоты чувства и низости жизни как лейтмотив произведений А. И. Куприна о любви.
2
2

Серебряный век русской поэзии



Тема 4.4 Обзор русской поэзии начала XX века. Творчество символистов
Содержание учебного материала: Обзор русской поэзии и поэзии народов России конца XIX начала XX века. Константин Бальмонт, Валерий Брюсов, Андрей Белый, Николай Гумилев. Проблема традиций и новаторства в литературе начала ХХ века. Формы ее разрешения в творчестве реалистов, символистов, акмеистов, футуристов.
Истоки русского символизма. Влияние западноевропейской философии и поэзии на творчество русских символистов. Философские основы и эстетические принципы символизма, его связь с романтизмом