Конспект урока по метапредмету Слово Самое важное слово…


Цель урока: не просто найти метасмысл слова, но , самое главное, - открыть что-то новое, узнать, понять что-то важное про себя, почувствовать в себе исследователя.
Вид урока; урок-исследование
Тема урока: Самое важное слово…
Слово учителя. В центре экспериментальных уроков по программе «Слово» - анализ наполненных глубоким смыслом слов, таких как ИСТОРИЯ, Православие, Открытие, Природа…
Это слова, значение, происхождение, роль которых в нашей жизни нам важно уяснить, открыть, почувствовать.
Какое слово в центре сегодняшнего урока? Я не сказала этого ребятам. Мы постараемся с помощью анализа художественных произведений и личных впечатлений определить его.
Подготовка перед уроком : составление таблицы
Материал для анализа Основная
тема Основная проблема Положительные черты автора положительные черты героя
«Горе от ума» человек в трудных жизненных обстоятельствах
(одиночество умного человека) борьба человека за свои идеалы
(безуспешная) «На мёртвом стойбище» человек в трудных жизненных обстоятельствах
(выживание) борьба человека за свою жизнь
(успешная) Экологическая
акция природа в тяжёлой ситуации борьба человека
за сохранение природы Общее сложная, трудная ситуация борьба человека Анализ «Горя от ума».
Б) «Горе от ума» - это новое для вас произведение. Когда вы стали его читать, оно оказалось неожиданно трудным для понимания. Но какие-то моменты были вам понятны и близки?
- Что именно? Каждая группа называет понятный ей момент) чтение обучающимся отрывка из комедии - Есть ли положительный герой в комедии?
- Какой герой, на ваш взгляд, наиболее близок самому автору?
- Какие черты Чацкого привлекают вас? Каждая группа находит в комедии отрывки, которые характеризуют Чацкого?
Заполнение первой части таблицы
2. Анализ рассказа В.Г.Тана - Богораза «На мёртвом стойбище».
В основу рассказа легли исторические события 1889 года, когда погибла четвёртая часть коренного населения Чукотки от оспы. Главная героиня – Илениут.
Основные события этого рассказа - называет каждая команда.
Называет основные черты Илениут. (Она нашла в себе силы и мужество отстоять свою жизнь ради жизни младенца). Рассказ воспринимается как призыв к борьбе за жизнь.
Называет основные качества Тана-Богораза. Он был сослан в 1890 году в Колымский край. В 1923 году он выступил перед правительством с докладом об изучении и охране окраинных народов.
Заполнение второй части таблицы.
Каждая группа рассказывает о тех экологических акциях, в которых участвовала.
Заполнение третьей части таблицы.
Выход на ключевое слово. Ответственность HYPERLINK "http://vocabulary.ru/dictionary/975/word/otvetstvenost" \t "_blank"— готовность и способность Человека лично отвечать за то, что происходит с ним, с другими людьми и вокруг него.
vocabulary.ru › Давлетчина С.Б. Словарь по конфликтологии. – 2005
Обобщение. Мы определили ключевое слово. А зачем? Что вам дал этот урок?
Продолжите 3 фразы : 1 группа - «Ответственный человек – это человек, который …»
2 группа «Я ощущаю ответственность …»
3 группа – «Ответственность - это …»