Особенности и сходство образов М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» в сравнении с романом татарской литературы З.Бигиева «Тысячи, или красавица Хадича».


Методическая разработка урока
по художественной прозе М.Ю.Лермонтова в IX классеТема:
Особенности и сходство образов М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» в сравнении с романом татарской литературы З.Бигиева «Тысячи, или красавица Хадича».
Цель:
разрешение проблемной ситуации посредством организации мыслительной деятельности учащихся; помочь учащимся понять причины двойственности натуры Печорина в сравнении с Муса Салиховым; формировать умение анализировать произведение в «диалогах культур»; развивать коммуникативную культуру обучающихся.
Задачи:
Образовательная:
создать целостную картину произведения как миропонимания;
развить умение работать с текстом художественного произведения в сравнении с другим произведением родного языка.
Развивающая:
развитие умения аргументировать и доказывать свою точку зрения, слышать и уважать мнение оппонента;
формировать у учащихся навыки самостоятельного анализа и синтеза изучаемого материала;
умение строить переход от знания отдельных фактов к их обобщению, от раскрытия их сущности - к причинно-следственным связям;
выработка личностного отношения к изучаемому произведению;
развитие устной и письменной монологической (диалогической) речи.
Воспитательная:
развитие культуры ведения дискуссии;
способствовать психологическому погружению учащихся в текст литературного произведения;
воспитание нравственных качеств личности.
Оборудование:
Роман М.Ю.Лермонтова " Герой нашего времени", роман З.Бигиева «Тысячи , или красавица Хадича»»
Толковый словарь
Рабочие тетради
Портрет М.Ю. Лермонтова
Проектор, экран, ноутбук
Эпизоды из художественного фильма «Герой нашего времени» , из спектакля «Тысячи, или красавица Хадича», презентация
Методы и приемы:
Мотивация к устному высказыванию.
Групповая работа.
Проверка знаний и умений учащихся.
Приемы умственной деятельности учащихся:
анализ текста литературного произведения;
создание проблемной ситуации;
работа с противоречием;
построение причинно-следственных связей;
обобщение причин;
выявление значения событий;
обоснование своих выводов фактами;
Ход урока
№ Мероприятие Задание
1. Вступительное слово учителя:
Ученики, мы с вами в ходе уроков познакомились с произведением М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени». Чтобы понять и открыть сущность характера Печорина предлагаю вам вспомнить из татарской литературы роман З.Бигиева «Тысячи, или красавица Хадича».
(Презентация по произведению З.Бигиева «Тысячи, или красавица Хадича»)
Попробуем через сравнение главных героев раскрыть Печорина, как социально-психологический образ. Предлагаю провести параллели между двумя произведениями для раскрытия причины смерти Белы и Зулейхи. Проведём диалог двух культур.
Кто является вспомогательным героем в обоих произведениях, какова их роль?
Давайте вместе вспомним основные моменты жизни каждого главного героя в обоих произведениях.
(Беседа с учащимися по отдельным эпизодам произведения, просмотр эпизодов из кинофильма «Герой нашего времени» и спектакля «Тысячи , или красавица Хадича») Запись на проекторе :
1. Печорин и Муса Салихов, как социально-психологические образы.
2. Причина смерти Белы и Зулейхи.
3. Казбич, Грушницкий и Габденнасыйр, как вспомогательные образы в раскрытии духовного мира главных героев.
(Ответы учащихся, беседа)
Работа над текстом
Работа над текстом
Ответы учащихся
Анализ отдельных эпизодов из текста
2. Вопрос:
Каковы итоги всех встреч других персонажей с Печориным?
Что в основе характера Печорина: "злой нрав" или "глубокая, постоянная грусть"?
Осуждение или сочувствие вызывают поступки Печорина?
Что или кто виноват в трагедии Печорина - общество, обстоятельства или он сам?
В чем заключается сходства образов Печорина и Муса Салихова ?Найдите в тексте описание портрета Печорина и Муса Салихова, сравните оба портрета. Ответ учащихся:
Всё: смерть Бэлы, разрушена чеченская семья; одиночество слепого мальчика, старуха, оставленная умирать; разочарование, тяжелый осадок в душе М.М.; разочарование княжны, нервный срыв; сломана жизнь любимой женщины (Веры);
убит Грушницкий.
Рассуждения учащихся. Беседа
Печорин и Муса Салихов в произведениях раскрываются, как безжалостные эгоисты, по вине которых погибают женщины.
У обоих героев одинаковые духовные ценности, психологические портреты.
Работа над текстом.
3. Вывод:
Получается, что Печорин - герой, сотканный лишь из недостатков и пороков общества, испорченный, безнравственный человек, который играет жизнями других людей?
А ведь в ходе анализа произведения мы не всегда так считали: ведь некоторые пытались оправдать его поступки, давайте вспомним их аргументы: Мы "оправдали" его отношение к М.М:(не друг)
Поняли его отношения с женщинами (ситуация: мужчина-завоеватель).
Поняли его желание подчинять себе других, более слабых людей.
4. Вопрос:
Раскрылась ли перед нами сущность характера Печорина?
Что поможет?
Особенности композиции.
Ответы учащихся
Ответ: Композиция произведения. Работа со словарями.
Композиционная сложность романа неразрывно связана с психологической сложностью образа главного героя.
Композиция и стиль романа «Герой нашего времени» подчинены одной цели: как можно глубже и всесторонне раскрыть образ героя своего времени, последить историю его внутренней жизни.
Роман построен так, что Печорин и его жизнь последовательно предстают перед читателем .5. Слово учителя:
Раскройте причины смерти Бэлы и Зулейхи. - Равнодушие и эгоизм, целеустремленность Печорина и Мусы Салихова.
- Любовь Бэлы и Зулейхи.
- У Печорина возникает азарт завоевания женщины, а у Мусы Салихова азарт к деньгам.
6. Давайте попытаемся раскрыть образы Казбича, Грушницкого и Габденнасыйра, как вспомогательные образы в раскрытии духовного мира главных героев.
Дается сравнительная характеристика героям.
Работа в рабочих тетрадях
7. Вспомните, слова " назначение", " предопределение", " судьба" встречались в тексте много раз, причем звучали они из уст героя. Как сам Печорин характеризует свою жизнь, свои поступки? Распечатанные выдержки текста
8. Ответим на этот вопрос:
"Что решает участь человека: его воля или судьба, предопределение?"
Как бы вы ответили на этот вопрос?
Разделение учащихся на группы
Работа в группах
9.  Обоснуйте свою точку зрения, вспомните свой жизненный опыт, приведите факты Работа в группах:
I группа (за судьбу)
Смирение, покорность, привязанность, забота о других, жизнь в настоящем, вижу других, чувства, нравственность, мораль, правила.II группа(все решает человек) Уверенность в себе, характер, сила, целеустремленность
будущее, лично для себя, сила, эгоизм, индивидуализм, расчет.
10 Пленарная часть с фиксацией на доске. Высказывание аргументов
11. Вопрос:
И так, обобщим сходства героев, поднятые проблемы в обоих произведениях. Ответы учащихся.
12. Вывод:
Печорин и Салихов– герои своей эпохи, портреты составленные из пороков всего нашего поколения. Ответы учащихся. Работа в рабочих тетрадях.
13. Домашнее задание:
Написать сочинение по теме «Психологический портрет» Печорина» Запись домашнего задания