Константин Дмитриевич БАЛЬМОНТ Слово о поэте. . Шумный успех ранних книг К. Бальмонта. Поэзия как выразительница «говора стихий».


Тема урока: Константин Дмитриевич БАЛЬМОНТ Слово о поэте. . Шумный успех ранних книг К. Бальмонта. Поэзия как выразительница «говора стихий».
Цели урока: анализируя конкретное стихотворение, увидеть особенности поэтической манеры К.Бальмонта, разобраться в его творческой “лаборатории”, понять значение творчества поэта для развития русской поэзии в целом.
Ход урока
Учитель: Литературная эпоха рубежа 19–20 веков. Почти полувековое царствование реализма, прославленное именами Пушкина, Лермонтова, сменилось эпохой безудержного творческого эксперимента. Поражает стремительность, с которой появляются новые направления, течения, школы. Один из первых исследователей этой эпохи Венгеров отмечает: “Ни один из предыдущих периодов нашей литературы не знал такого количества литературных имен, не знал такого быстрого достижения известности, таких головокружительных книгопродавческих успехов…” Если рассматривать пространство с 1890 по 1910 годы, то получается впечатление какого-то калейдоскопа. Хотя русский символизм и возник как цельное направление, но очень скоро преломился в ярких, независимых индивидуальностях. Наиболее ярким представителем русского символизма явл В.Брюсов, Д.Мережковский, З.Гиппиус, К.Бальмонт, Ф.Сологуб…
В.Брюсов – всему творчеству присущ материалистический взгляд на мир; в его поэзии нет мистической символики, характерной для символистов; его лирический герой – индивидуалист, не принимающий современность, поклоняющийся только искусству; Д.Мережковский – характерны осознание рокового одиночества, раздвоенность личности, проповедь красоты; З.Гиппиус – мистицизм, душевная тоска, одиночество, разлад действительности и мечты; К.Бальмонт – неприятие внешнего мира, скорбь, возвеличивание любви, природы; мощная музыкальность стиха; его поэзия импрессионистична; Ф.Сологуб – глубоко пессимистичная поэзия; характерны мифологические и фольклорные образы. Но ведь в их творчестве и очень много общего.
Общее – это их стремление с помощью художественных образов-символов, часто загадочных по смыслу, отразить в художественной литературе тайные стороны бытия; они верили в спасительную миссию красоты и протестовали против действительности, уверенные в неблагополучии и гибели современного общественного устройства.
Сегодня мы вновь обратимся к творчеству уникального, самобытного поэта. Поэта, которым восхищались, которого называли гением.
О Константине Бальмонте современный читатель знает мало или понаслышке, между тем, без него картина Серебряного века была бы неполной. Им восторгались, пророчили великое будущее, о нём спорили, его возносили, низвергали, над ним подтрунивали, им любовались.
В 1894 году вышел сборник стихов Бальмонта “Под северным небом”, в 1895-м – “В безбрежности”, в 1900-м – “Горящие здания”, “Только любовь” в 1903г., и, наконец, в 1903-м – “Будем как Солнце”, книга, принесшая ему поистине всероссийскую славу. “Я – изысканность русской медлительной речи, - писал он, - предо мною другие поэты – предтечи, я впервые открыл в этой речи уклоны, перепевные, гневные, нежные звоны. Я – внезапный излом, я – играющий гром, я – прозрачный ручей, я – для всех и ничей…” И действительно, не было в те годы поэтического имени более известного. На фоне поэзии конца девятнадцатого века яркие стихи Бальмонта вспыхнули как Солнце. Войдя в число основоположников символизма, нового, тогда только ещё нарождающегося литературного течения, поэт раскрылся весьма вовремя.
Кто же он?
Манерный, крикливый, самовлюблённый, напыщенный поэт, не лишённый поэтического дарования или гениальная индивидуальность, яркая звезда в блестящем созвездии русских поэтов?
Попытаемся понять.
II. Работа с портретами
К его внешности, как и к творчеству, не было однозначного отношения. Но многие отмечали самобытность и неординарность внешности поэта. “Среднего роста, полноватый блондин с бородкой… Бальмонт всегда был нарядно одет и надушен крепкими английскими духами”, - писала о нём Б.Погорелова, свояченица поэта Валерия Брюсова.
Илья Эренбург в книге “Люди, годы, жизнь” писал, что в Париже трудно удивить, но на него оглядывались. В Москве в 1918 году люди хмурые. Посредине мостовой шествовал рыжий чудак: рыжая борода, рыжие кудри, спадающие на спину, бледное лицо. Вот этот рыжий чудак шёл с головой, поднятой кверху, к серому небу. В молодости Бальмонт пытался покончить жизнь самоубийством, выбросившись с третьего этажа гостиницы, в результате повредил себе ногу и всю жизнь, прихрамывая, шагал он быстро и, казалось, что скачет птица, привыкая скорее летать, чем ходить. Он походил на тропическую птицу, случайно залетевшую не на ту высоту.
А вот М.Цветаева, близко знавшая его, подчеркнула величественность Бальмонта – человека: “В присутствии Бальмонта всегда чувствуешь себя, как в присутствии высшего”. Для неё он был олицетворением самой поэзии. “На каждом Бальмонтовском жесте, слове – клеймо – печать – звезда -поэта”.
И действительно, этот чувствительный человек не хотел и не мог быть никем иным, как поэтом. Стихотворения Бальмонта – гимны своему дару.
Прочитаем строки, в которых звучит гордое, порой заносчивое “Я”.
Прослушаем несколько стихотворений Бальмонта и попытаемся ответить на вопросы:
- Каково ваше отношение к многочисленным “я”?
- Что это кокетство, самовлюблённость или что-то другое?
- Какие многообразные и изменчивые “я” вы уловили?
Чтение стихотворений: “Я люблю лесные травы”, “Я устал от нежных слов”, “Я в этот мир пришёл, чтоб видеть солнце” «Фантазия»
Я люблю лесные травы      Ароматные,Поцелуи и забавы,      Невозвратные.Колокольные призывы,      Отдаленные,Над ручьем уснувшим ивы,      Полусонные.Очертанья лиц мелькнувших,      Неизвестные,Тени сказок обманувших,      Бестелесные.Все, что манит и обманет      Нас загадкою,И навеки сердце ранит      Тайной сладкою.
Я устал от нежных снов,От восторгов этих цельныхГармонических пировИ напевов колыбельных.Я хочу порвать лазурьУспокоенных мечтаний.Я хочу горящих зданий,Я хочу кричащих бурь!
Упоение покоя —Усыпление ума.Пусть же вспыхнет море зноя,Пусть же в сердце дрогнет тьма.Я хочу иных бряцанийДля моих иных пиров.Я хочу кинжальных слов,И предсмертных восклицаний!
Отношение к революции у Константина Бальмонта было весьма противоречивым. Поэт предвосхищал ее и поначалу был убежден, что именно такое потрясение нужно современному обществу, которое погрязло во лжи, лицемерии и напускной благочинности. В 1901 году Бальмонт даже был выслан из Санкт-Петербурга из-за того, что активно призывал народные массы к свержению царизма. Поэта не спасло его блестящее литературное прошлое, а также огромное количество публикаций духовного содержания.
Тем не менее, после событий 1905 года Константин Бальмонт пересмотрел свое отношение к смене власти, хотя не изменил убеждений в том, что общество нуждается в хорошей встряске. Однако он четко осознал, что кровавый путь оставляет весьма дурно пахнущий след. Именно по этой причине он дважды принимал решение об эмиграции, и в 1920 году покинул Россию навсегда. Поэт старался не вспоминать о том, что когда-то и он сам был причастен к народным волнениям, а в полиции Санкт-Петербурга на него имелось весьма объемное досье. К этому периоду творчества, когда Бальмонт находился под впечатлением от передовых революционных идей, относится и стихотворение «Кинжальные слова», написанное в 1899 году. Впрочем, с раной долей успеха можно предположить, что к написанию этого произведения поэта подтолкнули и личные мотивы. К тому времени Бальмонт был женат уже во второй раз и начинал осознавать, что семейная жизнь вновь дает трещину. Острота чувств с годами исчезает, а нежные слова лишаются своего первоначального смысла, становясь привычными и обыденными. В душе Бальмонта назревало некое подобие бунта, он мечтал изменить не только собственную судьбу, но и весь окружающий мир. И эти два желания сплелись воедино, породив строчки: «Я хочу порвать лазурь успокоенных мечтаний».
Поэт признается, что он «устал от нежных слов», за которыми скрывается пустота, ему претят восторги и гармония мироздания, в которой он видит фальшь. «Я хочу горящих зданий, я хочу кричащих бурь!», — восклицает поэт.
Он убежден, что размеренные образ жизни приводит к усыплению ума и души, в результате чего появляется безразличие ко всему. Именно так умирает любовь, и погибают все самые светлые и чистые побуждения. Поэтому автор готов ценой собственной жизни избавиться от подобного состояния, он жаждет «кинжальных слов и предсмертных восклицаний», в которых будет гораздо больше искренности, чем в пустых фразах.
Я в этот мир пришел, чтоб видеть СолнцеИ синий кругозор.Я в этот мир пришел, чтоб видеть СолнцеИ выси гор.
Я в этот мир пришел, чтоб видеть мореИ пышный цвет долин.Я заключил миры в едином взоре.Я властелин.
Я победил холодное забвенье,Создав мечту мою.Я каждый миг исполнен откровенья,Всегда пою.
Мою мечту страданья пробудили,Но я любим за то.Кто равен мне в моей певучей силе?Никто, никто.
Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце,А если день погас,Я буду петь… Я буду петь о СолнцеВ предсмертный час!
Поиск смысла жизни – один из лейтмотивов творчества Константина Бальмонта, который в 1903 году опубликовал цикл произведений под название «Четверогласие стихий». В него вошло стихотворение «Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце…», в котором автор дает ответ на вопрос, что именно является для него важным и первостепенным.
Конечно, молодой Бальмонт, увлекающийся символизмом и еще не познавший горечь разочарований, идеализирует свои представления об окружающем мире и пытается отстоять ту точку зрения, которая близка ему в этот момент. Он убежден, что является властелином вселенной, и она должна подчиняться законом, придуманным им самими. Поэтому автор утверждает, что пришел в этот мир «чтоб видеть Солнце и выси гор», а также «море, и пышный цвет долин». Себя Бальмонт позиционирует как созерцателя, считая, что он «заключил мир в едином взор». И благодаря этому вознесся над другими людьми, которые не способны постичь законы мироздания и найти свой путь, единственно верный.
К этому времени Бальмонт уже осознает себя поэтом и знает, что именно творчеству будет посвящена вся его оставшаяся жизнь. Однако он именует себя не литератором, а певцом, считая, что по силе слога ему просто нет равных. Заявление звучит весьма самонадеянно, ведь автор рассчитывает при помощи собственных стихов изменить этот мир к лучшему, еще не понимая, насколько его идеи иллюзорны. Тем не менее, Бальмонт признается: «Мою мечту страданья пробудили, но я любим за это». Тот жизненный опыт, который уже успел приобрести поэт, позволяет ему вести речь о собственной избранности и уникальности. Конечно же, каждый человек неповторим в своей индивидуальности, однако Бальмонт верит, что ему удастся совершить невозможное – остановить бег времени и предотвратить глобальную катастрофу, причину которой автор видит в равнодушии, ограниченности и разобщенности людей.
Автор утверждает, что даже если случиться непоправимое, и мир в привычном его образе перестанет существовать, солнце погаснет и все погрузится во мрак, он сможет возродить жизнь на земле собственными стихами, которые полны энергии, чистоты и энтузиазма. «Я буду петь… Я буду петь о Солнце в предсмертный час!», — заявляет Константин Бальмонт, считая, что это его жизненное предназначение. Стоит отметить, что подобные убеждения автор сохранит на долгие годы и лишь в зрелом возрасте осознает, насколько был далек от истины и романтичен в своих побуждениях заставить вселенную стать частью себя самого.
Вывод:
Символистами жизнь рассматривалась как путь поэта. “Я” стояло в центре, автор как бы раскрывал страницы дневника. У Бальмонта это принимало порой крайние формы
позу стихийного гения;
эгоцентризм;
безразличие к условиям быта и морали;
восторженное отношение к самому себе;
уверенность в своей солнечности;
удивление перед богатством мира, радость открытий в себе и других;
бравурное самоудовлетворение;
владыка собственного мира;
“Не для меня законы, раз я гений”.
Бальмонт творил собственную биографию, стремясь создать поэму из своей жизни. Это стремление принимало порой экстравагантные формы:
- повис на дереве, читая;
- в Париже лёг на асфальт, фиакр переехал через него;
- вошёл в воду с тростью, чтобы полюбоваться отблеском на воде;
Экстравагантное, чудаческое, скандальное, то, что впоследствии назовут “бальмонтовщина” заслонило образ самого поэта.
А он любил:
одиночество;
языки;
поглощал целые библиотеки;
ему обязаны знакомству с литературной планетой.
Всю жизнь Бальмонт занимался переводами. В его переводах выходили и до сих пор выходят многие произведения Шелли, Эдгара По, Уитмена, Кальдерона, Уайльда, Верлена, Бодлера, Гофмана. Он знал немецкий, французский, чешский, болгарский, грузинский языки. Бальмонт – один из лучших переводчиков поэмы “Витязь в тигровой шкуре” Ш.Руставели.
И неудивительно, все они: экстравагантный Уайльд, и страшный По, и мистический Гофман, и лирический Шелли, повлияли на характер и творчество Бальмонта. Он впитал в себя пессимизм Шопенгауэра, сверхчеловечность Ницше. Таким был он сам.
Он называл свои стихи песнопениями. Они различны по жанру: сонеты, элегии, послания, гимны, фантазии и даже молитвы.
Как бы вы определили содержание стихотворений Бальмонта, о чём стихи?
(Он стремится запечатлеть всё: ветер в камышах, жизнь и смерть, прошлое и настоящее, тончайшие ощущения и переживания.)
Бальмонту суждено было стать одним из зачинателей символистского движения. Но у него своё место.
Это поэзия, в которой органически, не насильственно сливаются два содержания: скрытая отвлечённость и очевидная красота.
- Символистская поэзия говорит своим особым языком, более, чем другой род поэзии трогает наши слуховые и зрительные впечатления.
Обратимся к стихотворению “Фантазия” из первого сборника “Под северным небом”.
Год написания – 1893. Какие события в жизни и творчестве Бальмонта произошли в этот период?
В 1892 году Бальмонт впервые посещает Скандинавию, которую не просто полюбил, но и сроднился с нею. Отблески скандинавских впечатлений засверкали в книге стихов “Под северным небом”, где вторым стихотворением была “Фантазия”. Этот сборник стихов стал не только знаменательным событием в творческой биографии Бальмонта, но и ознаменовал новое художественное направление – символизм. В ряде стихотворений еще заметно подражание Фету, Тютчеву, но во всем чувствовался свежий, оригинальный поэтический дар.
Чтение стихотворения
ФантазияКак живые изваянья, в искрах лунного сиянья,Чуть трепещут очертанья сосен, елей и берез;Вещий лес спокойно дремлет, яркий блеск луны приемлетИ роптанью ветра внемлет, весь исполнен тайных грез.Слыша тихий стон метели, шепчут сосны, шепчут ели,В мягкой бархатной постели им отрадно почивать,Ни о чем не вспоминая, ничего не проклиная,Ветви стройные склоняя, звукам полночи внимать.Чьи-то вздохи, чье-то пенье, чье-то скорбное моленье,И тоска, и упоенье,- точно искрится звезда,Точно светлый дождь струится,- и деревьям что-то мнитсяТо, что людям не приснится, никому и никогда.Это мчатся духи ночи, это искрятся их очи,В час глубокой полуночи мчатся духи через лес.Что их мучит, что тревожит? Что, как червь, их тайно гложет?Отчего их рой не может петь отрадный гимн небес?Всё сильней звучит их пенье, всё слышнее в нем томленье,Неустанного стремленья неизменная печаль,-Точно их томит тревога, жажда веры, жажда бога,Точно мук у них так много, точно им чего-то жаль.А луна всё льет сиянье, и без муки, без страданьяЧуть трепещут очертанья вещих сказочных стволов;Все они так сладко дремлют, безучастно стонам внемлютИ с спокойствием приемлют чары ясных, светлых снов.
Учитель: Если посмотреть на стихотворение, то визуально можно выделить 3 строфы, 3 смысловые части.
Беседа с классом по первой смысловой части.
Какая картина нарисована Бальмонтом в 1 части? – Картина спящего зимнего леса. Природа погружена не просто в сон, а состояние умиротворенного покоя, все овеяно дремотой, ленью (“спокойно дремлют”, “отрадно почивать”). Автор вроде бы описывает реальный материальный мир, но, читая стихотворение, мы как будто отрываемся от земных реалий и отправляемся в какой-то сказочный, загадочный мир, фантастический (вспоминается почему-то сказка А.Роу “Морозко”).
Как поэт достигает этого? Что мы видим? – Мы видим не сосны, ели и березы, а их очертания. Кажется, что если закроешь глаза на миг и вновь их откроешь, они уже исчезнут. Мы видим не саму луну, а только “искры лунного сиянья”, “яркий блеск”. Появляется ощущение мгновения, мига, легкости, зыбкости, переменчивости происходящего. Что мы слышим? – Мы слышим “роптанье ветра”, “тихий стон метели”, шепот елей и сосен (помогает аллитерация “щ”, “ш”, “ч”, “т”, “с”). Кажется, что кто-то приложил палец к губам и тихо произносит: “Т-с-с-с”. Какому изобразительному средству отдает предпочтение Бальмонт? – Олицетворению. Перед нами живой образ природы. Она живет, хотя и “спит”; за ее дремотой скрывается бурная внутренняя жизнь: лес “вещий”(предвидящий будущее, пророческий), “исполнен тайных грез” (мечты, никому неизвестные, скрытые, глубоко личные) и т.д. И только предпоследняя строчка “Ни о чем не вспоминая, никого не проклиная” указывает на присутствие лирического героя, глубоко взволнованного.
Какие образы – символы встречаются в первой смысловой части? – Образ луны. Луна – это внеземной мир, мир грез, фантазии, где рождается философская мысль, где приходит творческая фантазия, воображение; мир, очень далекий от реальности. Луна ассоциируется с космосом, а космос – с вечностью, вечность – с бессмертием. Вспомним, как в 1942 году в Париже больной и нищий Бальмонт, прощаясь с жизнью, с солнцем, с поэзией, говорил, что он уйдет по Млечному пути в вечность: “Достаточно я был на этом берегу… Свершив заветное, час ночи стерегу, Чтоб в Млечном быть Пути, Где новых звезд зачатье…”. Также встречаются образы – символы свободных стихий метели и ветра (мы понимаем, что воображение поэта ничем не сковано, ему сейчас ничего не мешает, поэт волен, свободен…).
Беседа с классом по второй смысловой части.
Во 2 части перед читателем как бы раскрываются врата в безбрежный и чудесный мир воображения, фантазии, далекий от реальности, но который так волнует поэта, зовет лирического героя в дальний путь. Как в калейдоскопе, сменяются здесь лики зимней ночи, ее мгновенья, и также быстро меняется бальмонтовская фантазия. Что мы теперь слышим? – Уже “вздохи”, “моленье”, природу точно томят тревога, “тоска”, но здесь же – “упоенье”, т.е. состояние восторга, наслаждения. Часто используются во 2 части лексические повторы, слова повторяются, словно баюкают (как не вспомнить В.Маяковского, который говорил, что “стихи Бальмонта плавные и мерные, как качалки и турецкие диваны…”!). Но это состояние характерно не только природе. Кому еще? – Человеку, лирическому герою. Мы уже вместе с лирическим героем ощущаем это состояние восторга. Появляются “духи ночи” (заветные желания, воспоминания), иногда воспоминания о прошлом мучают, душе становится больно. Возникает какая-то тревога (“точно им чего-то жаль”). А чего же жаль лирическому герою? – Жаль, что все это – не наяву, что это сказочный обман (“то, что людям не приснится”). Лирический герой философски подходит к этому.
Беседа с классом по третьей смысловой части.
В третьей, самой маленькой части, все возвращается на круги своя. Уже нет ни напряженности, ни роковых тайн, ни риторических вопросов. С чего начинается 3 часть? – С союза “а”, вторая и третья части противопоставляются, а первая и третья части как бы обрамляют вторую. В 3 части все успокоилось (“сладко дремлют”, “безучастно… внемлют”, “с спокойствием приемлют”). Почему? – Наверное, и природа, и лирический герой готовятся к встрече с новыми впечатлениями. Еще много будет прекрасных мгновений, открытий. А это был лишь краткий миг в нескончаемом потоке времени. – Да, Бальмонт смог “остановить мгновенье”, запечатлеть его в стихотворении, он показал нам личное, при этом сиюминутное восприятие ночи. Он художник – импрессионист (вспоминаются слова Гете:“Остановись, мгновенье, ты прекрасно”).
 В чем же смысл названия стихотворения? – Фантазия – способность к творческому воображению, которое достигает своей кульминационной точки тогда, когда мир природы и внутренний мир человека находятся в гармонии. Гармонии величественного мира природы, необъятного космоса и безграничных недр человеческой души, видений, грез и мечтаний каждого из нас.
Бальмонт очень любил цвет (вспомните хотя бы “Красный парус в синем море, в море голубом…”). Но в этом стихотворении “Фантазия” практически отсутствует цветовая гамма. Почему? – Бальмонт сознательно делает акценты на слуховом, осязательном, зрительном восприятии окружающей действительности. Лишь жизнеутверждающий эпитет “светлый” встречается в стихотворении. Следует отметит, что в стихотворении отсутствует ярко выраженное деление на отдельные строфы. Почему? – Это объясняется тем, что автор изначально задумал стихотворение очень музыкального, напевного плана. Ведь Бальмонт был музыкально одарен. Музыка в его творчестве заливает все. На его стихах, как на нотах, можно ставить музыкальные знаки. Около 500 романсов создано на его стихи. Произведение “Фантазия” не читается, а поется, и этому способствуют внутренние рифмы, к которым так часто прибегает поэт. Действительно, читаешь Бальмонта – попадаешь в сказку, слушаешь весну.
Заключительное слово. Каждой весной в г. Шуе Ивановской области открывается яркий и интересный праздник – детский Бальмонтовский фестиваль поэзии “Солнечный эльф”, в котором принимают участие дети всех школ города. Фестиваль посещает много гостей, в том числе и дочь К.Бальмонта С.К.Шаль. Фестиваль длится целую неделю, в течение которой дети посещают выставки, вернисажи рисунков по произведениям К.Бальмонта, в рамках фестиваля проводится и конкурс на лучшее прочтение стихов поэта. Поэта помнят, так как каждая строчка его произведений не может не задеть самых нежных и тонких струн любой человеческой души, а утонченное восприятие Бальмонтом природы не оставит равнодушным ни одного читателя.
Домашнее задание: ответить на вопрос: “В чем самобытность творчества К.Бальмонта?”