Урок по литературному чтению на тему «Константин Дмитриевич Бальмонт «Золотая рыбка».


Конспект урока по литературному чтению:
3 класс
«Константин Дмитриевич Бальмонт «Золотая рыбка».
Используемая образовательная технология   Информационные и коммуникационные технологии (коммуникация-общение)
Цели и задачи урока Цель: Учиться анализировать литературное произведение.
Задачи: Познакомить учащихся с творчеством К. Д. Бальмонта; закрепить знания о выразительных средствах языка;
развивать воображение, речь учащихся, умение обобщать, работать в парах.
Оборудование урока Портрет поэта К. Д. Бальмонта, учебник, мультимедийное оборудование, цветные кружки.
 
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
1. Организационный момент.
Цель: настроить учеников на учебную деятельность, чтобы их дальнейшая работа на уроке была эффективной. Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности.
Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.
Устанавливает тематические рамки.
-Дети, откройте учебник на странице 112.
- Ребята, к какому жанру относится это произведение?
-Прочитайте название стихотворения. Как вы думаете, о чём пойдёт речь в этом стихотворении?
-Сегодня мы с вами совершим открытие. Постановка учебной задачи.
Вспоминают жанры произведений.
Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.
 
 
Прогнозирование содержания текста по его названию.
2. Изучение нового материала.
Цель:
а) использовать речевые средства;
б) строить монологическое высказывание;
в) уметь слушать, передавать впечатления о прочитанном;
г) высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о тексте;
д) развивать умение выразительного, осознанного чтения;
е) поиск информации и понимание прочитанного;
ж) находить в тексте конкретные сведения.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
   Организует первичное чтение текста учениками.
- Прочитайте стихотворение.
- Какие чувства вызвало у вас это стихотворение?
 
- Ребята, читаем стихотворение по строфам. Отвечаем на вопросы.
- Куда мы попали вместе с автором?
- В какое время года и суток происходит бал?
- Что делают люди на балах?  
- Какие звуки слышите вы?  
- Найдите в тексте слова и словосочетания, которые позволяют услышать музыку, передают звуки музыки.  
- Как чувствуют себя гости замка?  
- Гости счастливы?               
 
-Какова тема стихотворения?    
-Какова основная мысль стихотворения?   
-Как вы думаете, почему К. Д. Бальмонт назвал произведение «Золотая рыбка»?  
-Ребята, а сейчас познакомимся с автором этого стихотворения.               
 
 
 
-Люди на балах танцуют. А какие танцы без музыки.
(Музыкальная пауза.) Первичное чтение (про себя).
 
 
 
 
Чтение стихотворения учащимися по строфам.
Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме.
Вычленяют содержащиеся в тексте основные события.
Извлекают необходимую информацию из текста.
 
 
 
 
 
 
Формулируют несложные выводы, основываясь на тексте.
 Презентация о творчестве К.Д. Бальмонта.
Применение информационного поиска с помощью компьютерных средств.
Поиск и выделение необходимой информации.
Дети слушают музыку, выполняют танцевальные движения.
3. Закрепление учебного материала.
Цель:
а) организовать самостоятельное выполнение учащимися индивидуального задания на применение нового знания, запланированного для изучения на данном уроке;
б) находить в тексте средства художественной
выразительности;
в) уметь работать в паре;
г) доказывать собственное мнение, опираясь на текст. - К. Д. Бальмонт назвал стихотворение «Золотая рыбка». На балу кто-нибудь видел рыбку?
- Какую же рыбку «качал» пруд?    
- Что значит «качал»?              
- Отблеск ночной звёздочки напоминает золотую рыбку.
- Как называется такой приём?  
Организует выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание.
 -Ребята, работаем в парах. Отвечаем на вопросы на странице 113.       
Вопросы:
-Прочитайте, что сказал поэт о необычных способностях рыбки? Как менялось настроение людей?
-Найдите в этом стихотворении олицетворение.
-Найдите рифмы в стихотворении.
- Расскажите, какие иллюстрации хотели бы вы нарисовать к этому стихотворению? Самостоятельно создают способы решения проблем поискового характера.
Используют поисковый вида чтения.
Используют средства выразительности речи.
 
 
 
 
Работа в парах.
Понимают вопросы, отвечают на них, выслушивают собеседника, высказывают свою точку зрения по обсуждаемому произведению.
Строят продуктивное взаимодействие и сотрудничество с партнёром.
Выполняют творческое задание.
Устное словесное рисование.
4.Итог урока.
Цель:
организовать самооценку учениками собственной учебной деятельности на уроке. - Ребята, какое открытие вы сделали, прочитав произведение «Золотая рыбка»?
Организует работу по самооценке.
- Ребята, что понравилось, взволновало, поразило?
- Что было трудным?
- Вы довольны работой на уроке?
- Ребята, оцените свою работу на уроке. Делают вывод по прочитанному тексту.
 
 
 
Оценивают свою работу с учётом предложенных учителем критериев.
Ученики показывают красные, жёлтые, зелёные кружки.
5.Задание на дом.
Цель:
выбор заданий из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей. Организует выполнение домашнего задания по выбору.
-Дети, дома  выразительно прочитайте стихотворение. По желанию: выучить отрывок стихотворения; нарисовать иллюстрацию к стихотворению. Учащиеся выбирают домашнее задание по своим возможностям.