Конспект урока для 11 класса «Институт семьи и брака»

РАЗРАБОТКА УРОКА-ИССЛЕДОВАНИЯ С ЭЛЕМЕНТАМИ ДИСКУССИИ В 11 КЛАССЕ НА ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ: ИНСТИТУТ СЕМЬИ И БРАКА

ЦЕЛИ УРОКА: содействовать формированию мнения о роли семьи в обществе, выработать определенную позицию по отношению к семейной жизни и семейным отношениям.

ЗАДАЧИ УРОКА:
- познакомить с нормами, регулирующими отношения в семье;
- показать социальное назначение института брака, традиционные семейные ценности, проблемы семьи и определить основные направления государственной политики поддержки семьи;
- развить умения осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме; - сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи.

Тип урока: урок изучение нового материла и первоначальное его закрепление.

Форма проведения урока: урок – исследование с элементами дискуссии.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация урока, схемы, пакет документов.

План урока:
Семья как социальный институт.
Социальный институт брака.
Традиционные семейные ценности.
Тенденции развития семьи в современном мире.
Государственная политика поддержки семьи.

Х О Д У Р О К А
Организационный момент:
Предлагаю сыграть в игру «Ассоциация». Назовите те образы, которые возникают у вас, когда вы слышите слова «семья», «брак», «родители», «дети».
На доске отразить ассоциации.
А теперь попробуйте выстроить свои схемы взаимодействия этих понятий, объяснив принцип вашего построения.
На доске выстроить схемы.

1. О социальных институтах семьи и брака пойдет речь на нашем уроке.
Тема урока: «Институт семьи и брака». Слайд.

В рамках нашей темы мы рассматриваем семью как социальный институт. Речь пойдет о семье как о комплексе существующих в обществе социальных норм, санкций, образцов поведения, прав и обязанностей, регулирующих отношения между супругами, родителями и детьми.
Смотрим схему: Слайд.

Семья как социальный институт – это комплекс


Социальных норм
Образцов поведения
Права и обязанностей


1. Регулируют отношения между супругами, родителями и детьми.
2. Воздействуют со стороны общества на семейные отношения.


Основа – семейные роли (супружеские, родительские, детские, межпоколенные, внутрипоколенные)



Исполнение семейной роли зависит от правильного формирования ролевого образа.
Работа с учащимися по вопросам:
Что соответствует ролевым ожиданиям членов семьи по отношению друг к другу?
Что значит быть женой или мужем, старшим в семье или младшим?
Какого поведения от вас ждут?
Какие правила, нормы диктует вам общество?

Используя данные вопросы, разбиваемся на группы, - охарактеризовать семейные роли.
Первая группа – супружеские ( жена и муж)
Вторая группа – родительские (мать и отец)
Третья группа – детские (сын, дочь, сестра, брат)
Четвертая группа – межпоколенные (дет, бабушка, прадед, внучка, правнук)

Вопрос: - Как Вы думаете, когда возникли и как складывались нормы семейного поведения?
По ходу ответов учащихся заполняется таблица «Виды семей». Слайд.

Вопрос:
- Вспомните, как и почему возникают нормативные механизмы института семьи?
- Где и как проявляется семейная деятельность? Вспомните, какие функции выполняет семья? Слайд.

2. Мы выяснили, что с возникновением государства регулирование семейной жизни приобрело правовой характер: социальный контроль и санкции, наряду с общественным мнением, начали осуществлять государственные органы. Государство стало санкционировать союз мужчины и женщины с целью создания семьи. Так возник социальный институт брака. Исследуем это социальное явление.
Работа с учебником: На стр.105 учебника приведены несколько определений института брака. Прочитайте их и скажите: - какую особенность брака как социального института подчеркивает каждое из них? - Какое из определений наиболее широкое? Мнение аргументируйте? - Брак как социальные институт не стоит на месте, он эволюционирует вместе с обществом. Приведите примеры, подтверждающие данный тезис.

Сегодня многие молодые люди считают, что институт брака устарел, можно обойтись без него. Все более популярным становятся гражданские браки.
Дискуссия: «Гражданский брак за и против». Определите свою позицию, ответ аргументируйте. Слайд

В развитых странах обсуждается вопрос однополых браков. Права однополых семей полностью приравнены к правам разнополых в Швеции, Норвегии, Дании, Нидерландах и Бельгии. Другие страны запрещают создание таких союзов.
Вопрос: Как вы относитесь к данной проблеме? Почему? Ответ аргументируйте. Слайд.


3. Цитата – «Для любящих, как и для птиц, необходимо не только гнездышко, но и небо».
Вопрос: Как вы думаете, что он имел в виду?
Вопрос: Какую бы хотели видеть идеальную семью в будущем.
На доске прописываются ответы учащихся.
Какие семейные ценности могут укрепить брак? Попробуйте создать словарь семейных ценностей. Для этого предлагаю воспользоваться следующими афоризмами.
Работа с источниками. После обсуждения на доске появляется схема. Слайд.

Вопрос: Какие ценности, существующих в семьях ваших родителей вы бы приняли и перенесли в свои будущие семьи, а от каких отказались? Ответ аргументируйте.

4. В наши дни во всех странах семья переживает качественные изменения. Кто-то даже говорит о кризисе социального института брака и семьи.
Вопрос: Какие тенденции и проблемы в этой связи наблюдаются в мире, в том числе и в нашей стране?
Мозговой штурм: Определите самые острые проблемы семейных отношений в мире и современной России. Заполнив таблицу.
Тенденции развития и проблемы семьи.
№\№
Проблемы

1.


2.


3 и т.д.


Работа в группах: какие причины вызывают эти тенденции и проблемы. Распределите их по двум направлениям.
Причины зависящие от

Государства и общества
Членов семьи





5. Слайд. Ситуацию в России некоторые социологи называют катастрофической. По данным статистики, распадается каждый второй брак. 70% разводов приходится на молодые семьи. Каждый третий ребенок рождается вне брака. Ежегодно рассматриваются десятки тысяч заявлений о лишении родительских прав. Следовательно, проблема укрепления семьи стоит очень остро, и решать ее надо на уровне государства.
Вопрос: Что же делается в нашей стране в этой связи? Определите основные направления государственной политики поддержки государства.
После обсуждения появляется Слайд.


Итог урока:
Существует мнение: «Брак – это не контракт между двумя людьми, брак – это контракт между супружеской парой и обществом». А один из мыслителей прошлого заявлял: «Общество заканчивается за порогом моей спальни» Так ли это?
Д.Карнеги выделил семь правил, следуя которым супруги могут обеспечить себе счастливую семейную жизнь:
- не ворчите;
- не старайтесь перевоспитать своего супруга;
- не критикуйте;
- искренне восхищайтесь достоинствами супругами;
- уделяйте внимание супруге;
- будьте вежливы;
- читайте литературу о супружеских взаимоотношениях.
Считаете ли вы эти условия достаточными для достижения гармонии в семейных отношениях?
Что бы вы исключили из этого списка и что добавили?

Домашнее задание: параграф 11; Создайте идеальный портрет: жены; мужа; родителя; ребенка. Каждый выбирает один портрет.