Тема Александр Сергеевич Пушкин- великий сказочник



Обоснование выбора
Темы
Эпиграфа
Цели и задач
Форм организации
Методов и приемов
Наглядных средств
Формирование умений и навыков


Основное содержание и ход урока


Данная тема способствует пониманию пятиклассниками сказок А.С.Пушкина как своего рода азбуки нравственности.

Тема: Александр Сергеевич Пушкин – великий сказочник.


Эпиграф данного урока показывает, насколько Пушкин любил сказки, ценил их, восторгался ими. Учащиеся также должны проникнуться этими чувствами.


«Что за прелесть эти сказки»
А.С.Пушкин



Цель и задачи, поставленные к уроку, помогут развитию у учащихся
умения работать с текстом
логического мышления
творческого воображения
умения работать в группах и парах
умения самостоятельно добывать знания
умения отстаивать свою точку зрения

Цель: прикосновение к сокровищам подлинного искусства, каковыми, безусловно, являются сказки Пушкина.

Образовательные задачи:
расширить и углубить знания учащихся о сказках А.С.Пушкина;
осмыслить жанр сказки с иной точки зрения на примерах великого сказочника;

Воспитательные задачи:
способствовать воспитанию в учащихся проницательного читателя, способного раскрыть идейные и психологические богатства слова писателя;
способствовать воспитанию нравственных, этических качеств;

Развивающие задачи:
развитие умения сопоставлять, выделять главное в тексте;
развитие речи учащихся;
развитие изобретательности и фантазии в создании иллюстраций к сказкам;
способствовать развитию умения слушать и слышать других;


Разноуровневые дифференцированные задания, способствующие
а) репродуктивному воспроизведению задания;
б) умению применять полученные знания на практике;
в) творческому использованию знаний

Вид урока: Обобщающее повторение
(урок-панорама)
Метод обучения: интерактивный
Форма урока: игра-викторина


Использование наглядных средств с целью формирования образного представления прочитанного, более глубокому раскрытию идейного богатства слова писателя.

Наглядные средства: портрет А.С.Пушкина, иллюстрации мастеров кисти к сказкам, рисунки учащихся



Используется прием изложение-повествование. Во вступительном слове учителя дается краткая характеристика своеобразия мира сказок Пушкина.

I. Организационный этап
Слово учителя:
- Ребята! На сегодняшнем уроке нам предстоит окунуться в бесконечно прекрасный мир пушкинских сказок. Этот мир знаком вам, едва вы из колыбели. «Какое наслаждение проникнуть в мир Пушкина!»- воскликнул однажды известный писатель Владимир Набоков. Это дивный мир, с которым человек, можно сказать, соприкасается в течение всей своей жизни.
Сказки Пушкина - это и своего рода азбука нравственности и поистине симфония человеческой души. Это изумительный мир!


Игра помогает проверить знания учащихся, развивает любознательность, настойчивость, наблюдательность, азарт, а также творческо-поисковые способности.

II.
Игра-викторина
(Класс можно поделить на 3 команды. Ответы пишут на контрольных листах.)
Вопросы викторины

Что кричал петушок из сказки «Сказки о золотом петушке», предупреждая об опасности? (Кири- ку-ку царствуй, лежа на боку!)
Через сколько дней отправился на восток войско младшего сына, а затем и самого царя Дадона? (Восемь)
Что просил мудрец у царя Дадона за свою услугу? (Шамаханскую царицу)
Сколько лет вместе прожили старик со старухой из «Сказки о рыбаке и рыбке»? (30 лет и 3 года)
Перечислите по порядку, что по просьбе ворчливой старухи должен был выпросить старик у золотой рыбки? (Корыто, избу, быть столбовой дворянкой, вольной царицей, владычицей морскою)
Куда отправила старуха служить старика, став дворянкой? (В конюшню)


Игра «Узнай сказку!»

«Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком» («Сказка о царе Салтане»)

«Буду служить тебе славно,
Усердно и очень справно,
В год за три щелка тебе по лбу
(«Сказка о попе и о работнике его Балде»)

«Знаешь: всем ты нам сестрица»
(«Сказка о мертвой царевне»)


«Там он стал веревку крутить
Да конец ее в море мочить»
(«Сказка о попе и о работнике его Балде»)


«Для меня вы все равны,
Все удалы, все умны»
(«Сказка о мертвой царевне»)

«Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит».
(«Сказка о царе Салтане»)



3. Игра «Кто внимательно читал?»
(Выбирается самый внимательный читатель)

Какая картина открылась из окна царице, когда она села ждать возвращения «милого друга»? (Вся белешенька земля)
Как называется канун Рождества, когда бог дает царице дочь? (Сочельник)
Какое свойство имело зеркальце? (Говорить)
Какое приданое было готово для царевны? (Семь торговых городов да сто сорок теремов)
Как звали сенную девушку, исполнявшую «черные» наказы злой царицы? (Чернавка)
На что набрела царевна в лесу? (На терем)
Как братья определили, что перед ними царевна? (По речи)
Для чего выезжали братья дружною толпой? (Уток пострелять, башку у татарина отсечь, черкеса вытравить из леса)
Как звали жениха царевны? (Королевич Елисей)
Как звали собаку братьев? (Соколко)
Сколько дней ждали братья, думая, что царевна проснется? (Три дня)
К кому обращается королевич Елисей в поисках своей невесты? (К солнцу, месяцу, ветру)
От чего умерла царица? (От тоски)


Творческая работа
На доске картина М.А.Врубеля «Царевна-Лебедь»
«Образ Царевны-Лебеди создан «редкостным по красоте истинно сказочными красками», - говорил о картине Врубеля художник Васнецов.
- Опишите картину в сочинении-миниатюре, используя в нем следующие слова и выражения:
Лебединое оперение, волшебное превращение; хрупкая, нежная, загадочная царевна; таинственно мерцающие глаза, царственный кокошник, морской пейзаж, сине-лиловые сумерки, водная гладь.


4. Обобщение. Задание на дом.
- Ребята, насколько чудесный мир сказок Пушкина пробудило у вас желание творить? И если оно у вас появилось, то прошу продолжить дома работу над альбомом иллюстраций к сказкам писателя.
Также по желанию вы можете составить свои вопросы к викторине по одной из сказок.


15