Конспект НОД конструирование из ткани Изготовление народной куклы


Конспект НОД в старшей группе
Конструирование из ткани « Изготовление куклы Пеленашки»
Цель:  Формирование практических умений и навыков.
Задачи:
1. Продолжать знакомить с бытом, традициями и обычаями русского народа.
2. Приобщать к обрядовой культуре.
3. Знакомить с разновидностями народной куклы, технологией ее изготовления.
4. Развивать индивидуальные творческие способности.
5. Способствовать развитию интереса к совместной деятельности со взрослым.
Предварительная работа:
Рассматривание коллекции игрушек, чтение пословиц и поговорок о труде, подготовка практического материала (иллюстрации народных кукол), изучение литературы по теме «Народная кукла», рассматривание альбома «Игрушки наших бабушек»
Материалы и оборудование: имитация горницы, самовар сувенирный,   угощения на подносах, плетеная корзина с клубками ниток и образцами самодельных кукол, лекарственные травы, технологическая карта, мешочки с крупами, картинки народных кукол.
Ход НОД:
1.Приветствие
(Под народную музыку входят дети в группу, выстраиваются лицом к гостям)
Воспитатель:
-Ребята, у нас сегодня гости, я предлагаю вам поздороваться по старинному русскому обычаю, прижав руку к сердцу, поклонившись.
Воспитатель:
-Мы сегодня не просто так поздоровались именно по старинному русскому обычаю.
-Я сегодня приглашаю вас в горницу, проходите.
Давайте сядем рядком,
Да поговорим ладком.
Пусть наши глазки всё увидят,
Ушки всё услышат,
Голова запоминает,
А ротик ей не мешает.
(Дети рассаживаются на лавки)
2.Вводное слово воспитателя
Звучит колыбельная песня, девочка качает люльку.
Воспитатель:
(под колыбельную песню говорит слова)
В старину на Руси, когда уже давно окончены все полевые работы, долгими зимними вечерами, прикачав на сон маленьких деток любили люди устраивать посиделки: собирались в избе парни и девушки, женщины и мужчины, дети с пятилетнего возраста - вышивали, вязали, лепили, вырезали игрушки, играли, песни пели. Никто не сидел без дела.
Вот и мы сегодня с вами совершим путешествие в прошлое и побываем в горнице?
-Что такое горница? (комната в избе для приема гостей)
3.Сундучок с куклами
Воспитатель:
- Посмотрите, что же это стоит у нас в горнице? А что же в этом сундучке хранится, как вы думаете?
-Хотите узнать, что там лежит? 
Воспитатель:
Сундучок с секретом, он откроется, если мы с вами ласково обратимся к нему: « Сундучок, сундучок, приоткрой нам свой бочок!» (2 раза)
-Что- то не открывается сундучок, может нужно отгадать загадку. Тогда он уж точно откроется. В этой загадке встретится слово лен. Что это такое?
1) Словарная работа( лен)
Волосы льняные,
Глазки голубые.И обуты ножки,В синие сапожки.На красавице - пальто,Догадались? Это кто?..
-Значит, что лежит в сундучке? (кукла)
- Да необычные куклы, куклы, которые в магазине не купишь.
(Воспитатель открывает сундучок.)
На Руси в куклы играли и девочки, и мальчики (даже цари). Любую куклу делали сами из подручных материалов. А ими были тряпочки, нитки веточки, солома. С ними можно было не только играть, но и дарить друг другу, защитить свой дом. Сначала для детей делали куклу взрослые, а потом и сами дети с 5-6 лет начинали мастерить кукол. В некоторых домах их насчитывалось до 100 штук.
Хотите посмотреть в какие куклы играли наши прабабушки и прадедушки?
Тогда садитесь по- ближе будем смотреть, что же в сундучке.
(Воспитатель достает по одной куколке и рассказывает о ней)
(открываю сундучок)
1.Кукла «День и ночь»
-Из чего она сделана?
Эта кукла была сделана из тканей темных и светлых тонов. Светлая ткань символизировала- день, а темная –ночь. Рано утром хозяйка вставала и поворачивала куклу светлой стороной – на день. А вечером поворачивали темной стороной –на ночь.
Говорили :День прошел, и слава Богу, также пройдет и ночь.
Игра «День- ночь.
-Давайте поставим ее на стол, какой стороной повернем? Почему?
2.Зернушка
Эта кукла с мешочком, наполненным зерном. (показать зерно, дать пощупать) Она символизировала достаток в семье. В голодное время. Когда нечего было кушать брали крупу из кукол и варили из нее кашу.
Если гость входил в дом, то по кукле мог определить. Сытно ли живет семья? Если куколка была худа. Значит в семье беда.
-Скажите, наша кукла худа или нет? Значит в нашем доме достаток.
Воспитатель дает тарелку с зерном, дети рассматривают, пробуют пальчиками.
Игра «3 мешочка»
Воспитатель предлагает 3 мешочка, дети должны определить в каком из них зерно.
3.Кубышка- травница
-Из чего ее делали?
Эту куклу наполняли душистыми травами, ее нужно было помять. Пошевелить и по комнате разносился аромат. Пощупайте куколку, понюхайте, поставьте на стол.
И когда ребенок маленький плакал (включить звук плачущего малыша) ее подвешивали над колыбелью ребенка или клали на подушечку. Положите ее в колыбельку.
Воспитатель предлагает подышать ароматами лекарственных трав: мелисса, чабрец, мята.
4. УтешницаМалыш мог упасть, удариться, поцарапаться колени, может просто капризничать. На крик малыша прибегали мать или няня, успокаивали малыша, а потом доставали из кармана такую куколку и предлагали с куколкой поиграть. Родители привязывали к кукле конфеты, малыш съедал конфеты, успокаивался и игрался дальше. А мы тоже поиграем в веселую игру «Никанориха»
Народная игра «Никанориха»
Воспитатель: Что- то мы засиделись. Не пора ли поиграть перед работой, размять наши ручки и ножки.
Никанориха гусей пасла
Да пустила в огород козла,
Никанориха ругается,
А козел-то улыбается.
После припева все разбегаются, а Никанориха стоит, ругает «козлика». После того как музыка кончается, дети снова встают парами, а тому, кто останется без пары, говорят: «Раз - два - три - козлик ты!» Оставшийся ребенок становится «козликом», игра продолжается.
5.Стригушка
-А вот, посмотрите еще одна интересная кукла. Из чего ее делали?
Ее делали из сухой травы, соломы. Такой куклой играли дети, ею утешали младенцев. Но если в куклу вплетали лечебную травку, то игрушка имела и полезные свойства.
6.Кукла Пеленашка-Посмотрите, какая интересная куколка, свернутая в кулечек. Раньше маленьких деток плотно- плотно пеленали в пеленку. Вот и эта кукла называется пеленашка., от слова пеленка, пеленать. Такая кукла была не только для игры, еще ее клали в люльку к ребенку, она защищала и оберегала его.
Хотите научиться делать Пеленашек?
-Из чего она сделана? (ткань, ленточки)
Из каких частей она состоит?
Тогда давайте рассмотрим схему изготовления.
7.Практическая часть (дети выполняют работу)
-Покажите друг- другу куклы. Какие красивые куколки у вас получились! Они маленькие, нуждаются в нашей заботе.
(Раздается плач ребенка) Кто- то плачет, это же наш Ванюша капризничает. Давайте успокоим его, покладем ему куколку, пусть он не плачет.
Включаем музыку (колыбельную)
8.Итог
-Как называется кукла, которую мы научились делать сегодня?
-А каких еще делали кукол на Руси?
-Интересная работа была у наших прабабушек и дедушек?
Ну что ж, «поработали до поту, а теперь и поесть в охоту!» Приглашаю вас к столу, мои маленькие рукодельники, угощайтесь вкусными баранками.