Урок математики. Тема ЛИТР


Математика.
М.И.Моро, С.И. Волкова, С.В. Степанова  «Математика» учебник для 1-го класса часть 2.
УМК «Школа России»
Тема: Литр.
Тип урока: открытия новых знаний
Форма урока: урок -  практикум
 Цель деятельности учителя: познакомить с новой величиной - литром;
Задачи:
Образовательные: обеспечить усвоение знаний учащихся путём наблюдения и практической работы;     учить решать практически нестандартные задачи с новой величиной;  актуализировать знания разных единиц измерения: длины, массы; учить детей формулировать проблему, выдвигая гипотезы и находить правильное решение; 
Развивающие: развивать внимание, логико - математическую речь;          
Воспитательные: воспитывать умение работать в коллективе;
Универсальные учебные действия (метапредметные):
Познавательные: находить пути выхода из проблемной ситуации, выполнять действия с материальным объектом - литровой банкой.
Коммуникативные: планировать совместную деятельность;
Регулятивные: контролировать свою деятельность, определять последовательность действий;
Личностные: развивать учебно-познавательный интерес к учебному материалу и способам решения задач
Название этапа Цель Организация учебного процесса № слайда Формирование УУД
1. Мотивация к учебной деятельности 1) создать мотивацию к учебной деятельности на уроке;
2) определить содержательные рамки урока -Сегодня у нас необычный урок. Мы будем исследователями и познакомимся с новой величиной. Какие величины вам уже знакомы? Как их используют?
Сопровождать нас в путешествии будут хорошо известные герои сказки. Догадайтесь, о ком идёт речь.

В одном сказочном городе жили коротышки. Коротышками их называли потому, что они были очень маленькие. Каждый коротышка был ростом с небольшой огурец. В городе у них было очень красиво. Вокруг каждого дома росли цветы: маргаритки, ромашки, одуванчики. Там даже улицы назывались именами цветов: улица Колокольчиков, аллея Ромашек, бульвар Васильков. А сам город назывался Цветочным городом. Он стоял на берегу ручья. Этот ручей коротышки называли Огурцовой рекой, потому что по берегам ручья росло много огурцов.
Так начинается история приключений Незнайки и его друзей Н.Н.Носова. 1
- самоопределение в учебной деятельности, предполагающее осознанное подчинение себя системе нормативных требований учебной деятельности и выработке внутренней готовности к их реализации (Л)

2.Актуализация знаний
1) актуализировать правила нахождения неизвестных компонентов при сложении и вычитании;
2) формировать представление о переводе одних символов в другие, умение определять истинность полученных высказываний;
3) тренировать вариативность мышления, мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение;
4) мотивировать к пробному действию и его самостоятельному выполнению и обоснованию;
5) организовать фиксацию образовательной цели и темы урока;
6) организовать выполнение пробного действия и фиксацию затруднения;
7) организовать анализ полученных ответов и зафиксировать индивидуальные затруднения в выполнении пробного действия или его обосновании. Предположите, какое задание вам предстоит выполнить. Проверить истинность высказываний с использованием таблицы, изменить так, чтобы высказывание стало истинным)
- Как изменить высказывания, чтобы они стали истинными?(поменять местами компоненты)
Нахождение неизвестных компонентов при сложении и вычитании с использованием таблиц


Для чего выполняли эти виды работы?
2-4
- анализ, сравнение, аналогия, обобщение (П);
- использование знаково-символических средств (П);
- осознанное и произвольное речевое высказывание (П);
- подведение под понятие (П);
- выполнение пробного учебного действия (Р);
- фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (Р);
- волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р);
- выражение своих мыслей с достаточной и полнотой и точностью (К);
- учёт разных мнений (К);
- использование критериев для обоснования своего суждения (К)
3. Побуждение к формированию цели и задач урока.
1) выявить и зафиксировать место и причину затруднения - А сейчас мы с вами разгадаем кроссворд и узнаем тему нашего урока. Разгадывать мы его будем все вместе. Заполнять по горизонтали.
1. Огородник тот
С длинным носом живёт.
Где носом качнёт,
Там вода потечёт.                 
Нагнут меня ребятки —
 И дождь пойдет на грядку.    (лейка)
2. Закипит - исходит паром,
И свистит, и пышет жаром,
Крышкой брякает, стучит: -
Эй! Сними меня! – кричит                 (чайник)
3. Сделан он весь из стекла,
Для чая, сока, молока.                (стакан)
4. В шахту спустится -
Принесёт воды во двор.        
К реке идут — поют, Назад идут — плачут. (ведро)
- На уроках русского языка, когда мы говорили о слове, выявили, что не всякий набор букв (звуков) может являться словом. Что мы можем назвать словом? Обратите внимание на вертикаль, какое же главное слово у нас получилось? Предположите тему урока.

В сотворчестве с учащимися постановка цели урока.
- Как вы думаете, о чем мы сегодня будем с вами говорить?
Уточнение понимания учащимися цели. Коллективное составление плана работы.
- Верно, мы познакомимся с новой величиной.
Предположите, что можно будет о ней узнать. (измерять, сравнивать, решать задачи с её использованием)
5-10 - постановка и формулирование проблемы (П);
- волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р);
- смыслообразование (Л);
- выделение и формулирование познавательной цели (П);
- поиск и выделение необходимой информации (П);
- планирование (П);
4. Открытие нового знания. 1) организовать коммутативное взаимодействие с целью реализации построенного проекта, направленного на приобретение недостающих знаний;
2) организовать фиксацию построенного способа действия в речи и знаково (с помощью эталона);
3) организовать уточнение общего характера нового знания.
знания.

 Посмотрите, перед вами кувшин и кружка. Определите, куда больше вместится воды?  
Выслушиваются ответы учеников.
Как определили?
Теперь перед вами два ведра. Как определить, куда больше вместится воды?

Объясните, почему.
Сколько воды вмещается в бочонок?
Чем будем пользоваться? (ведром и банкой)


Банка и ведро – это мерки.
1 бочонок = 5 вёдер
1 бочонок = 10 банок
Разрешаем  проблемную ситуацию.
- Получается, что в бочонок вмещается разное количество воды. Почему так произошло?
Что надо делать, чтобы определить вместимость сосудов?
  Измерять одинаковой меркой, а не разной.

- Измеряют вместимость сосудов литрами - единой международной единицей.
- Где вы встречали эту единицу измерения?
  В магазине, на автозаправке.
- Какие ещё бывают ёмкости вместимостью 1 литр?
Посмотрите на ёмкости вместимостью 1 литр.
11-23 - смыслообразование (Л);
- поиск и выделение необходимой информации (П);
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К);
- выдвижение гипотез и их обоснование (П);
- волевая саморегуляция, познавательная инициатива (Р);
- моделирование (П);
- установление причинно-следственных связей (П);
- осознание ответственности за общее дело (Л);
- выражение своих мыслей с достаточной и полнотой и точностью (К);
- учёт разных мнений (К);
- использование критериев для обоснования своего суждения (К)
5. Включение в систему знаний.
создать условия для фиксации изученного способа действия ;организовать работу по совершенствованию вычислительных навыков с использованием нового знания;
Как и другие величины, количество литров можно измерить, сравнивать числовые значения, складывать и вычитать.
Работа в тетрадях (карточки с заданиями)
Вставьте пропущенные числовые значения, чтобы равенства стали верными. Работа в парах.
Вспомните правила работы в парах.
9л - ...л = Зл           ...л + 2л = 8л                      ..л - 4л = 4л    
4л + Зл - 5л = ...л    7л - 6л = ...л               6л - 5л + 8л = ...л
Проверка работы пар.
Физминутка 24 6. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности на уроке 1) зафиксировать в речи новый способ действий,
2) зафиксировать затруднения, которые остались, и способы их преодоления;
3) оценить собственную деятельность на уроке. Какая была тема урока?
- Мысленно вернитесь к плану. С какой новой величиной познакомились? Что учились делать?
- Где могут пригодиться полученные знания?
- Оцените свою работу на уроке.

27 - рефлексия способов и условий действия (П);
- контроль и оценка процесса результатов деятельности (П);
- самооценка на основе критерия успешности (Л);
- адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности (Л);
- формулирование своего мнения, учёт разных мнений (К)