Урок математики по теме Единицы измерения. Литр









Урок по математике
Тема. Единицы измерения ёмкости.
Литр.


Учитель начальных классов
ГБОУ ЛНР «Ровеньковская
общеобразовательная школа № 5»
Кутузова Л.В.




Тема. Единицы измерения ёмкости. Литр.
Цель: познакомить учащихся с единицей ёмкости – 1 литр. Показать ее
практическое применение. Развивать творческое мышление учащихся.
Способствовать воспитанию культуры общения.
Оборудование: телевизор, DVD, весы, гири, продукты, емкости: 3-л банки,
1 – л банки, литровый ковш, ведро с водой, наглядность.
Ход урока
I. Организация класса.
Учитель. Здравствуйте, ребята! Сегодня в городе математике открывается новый магазин. Чтобы мы не заблудились нам нужно познакомиться с маршрутом:
1 остановка 2 остановка 3 остановка
Чистописание Веселый счет Магазин
Итак, в путь. Давайте узнаем, на каком виде транспорта мы отправимся путешествовать? ( На доске виды транспорта)
2 1 3
Автобус Троллейбус Трамвай
Для этого, найдем правильное решение примера.
7 – 5 = ?
Значит, мы отправимся на автобусе. Для того чтобы отправиться в путь, давайте все вместе прочитаем девиз нашего урока:
« Не просто слышать, а слушать!
Не просто смотреть, а видеть!
Не просто отвечать, а думать!
Дружно и плодотворно работать!»
II. Минутка каллиграфического письма
/ Входит пассажир, у которого на голове две шапки. /
Учитель. Ребята, посмотрите, что это за интересный пассажир в нашем автобусе? Скажите, что заметили странного?

Дети. У него две шапки на голове. А человеку нужна лишь одна шапка, потому, что у него одна голова.
Учитель. Дети, у человека одна голова, а каких частей тела у человека две?
Ответы детей. Два уха, два глаза, две ноги, две руки
Учитель. А где в природе мы встречаем число два?
Ответы детей. У реки два берега, два крыла у птицы
Учитель. Встречается ли число два в сказках?
Ответы детей. «Два жадных медвежонка», «Две сестры», «Две воды» (живая и мертвая), «Два козла»
Учитель. Вот и первая остановка «Чистописание»
Ребята, а какой номер нашего автобуса?
Дети. Два.
Учитель. Скажите, на что похожа цифра два?
Дети. На прекрасного лебедя, на гадко утенка, на крючок.
Учитель. Давайте откроем тетради и напишем полстрочки цифры два.
/ Дети пишут цифру./
Ребята, а теперь давайте среди ваших цифр найдем лучшую цифру два и «оденем» ей корону, ведь эта цифра похожа на прекрасного лебедя. А теперь найдем «гадкого утенка» - неудачно написанную цифру и поставим над ней точку. Превратите «гадкого утенка» в прекрасную лебедь, написав как можно лучше цифру.
Молодцы! Едем дальше. Необходимо подготовиться к следующей остановке.
III. Закрепление и повторение ранее изученного материала.
Давайте вспомним и повторим таблицу сложения и вычитания в пределах 10.
Игра «Преодоление лесенки»
7+3
4+3/ \10-4
5-3/ \6-3
4+4/ \5+2
8-5/ \7-5


Учитель. Остановка «Веселый счет». Вам предлагается математическая разминка.
Рифмованные задачи
В садике гулял павлин.
Подошел еще один,
Три павлина за кустами
Сколько их? – считайте сами. (1+1+3=5)
На полянке у реки
Жили майские жуки.
Дочка, сын, отец и мать.
Кто успел их сосчитать? (1+1+1+1=4)
Яблоки в саду поспели.
Мы отведать их успели.
Два румяных, налитых,
Два с кислинкой. Сколько их? (2+2=4)
Я, Сережа, Коля, Ванда –
Волейбольная команда.
Женя с Игорем пока
Запасных два игрока.
А когда подучатся,
Сколько их получится? (1+1+1+1+2= 6)
Шесть ворон на крышу село,
К ним подруга прилетела.
Отвечайте быстро, смело,
Сколько всех их прилетело? (6+1=7)
Шесть щенков в футбол играли.
Но двоих домой позвали.
Они в окно глядят, считают,
Сколько их теперь играет? (6-2=4)

Учитель. Молодцы, ребята! На этой остановке хорошо поработали. И снова в путь. Впереди остановка «Магазин». Пока наш автобус движется по маршруту, мы с вами поиграем в геометрическую игру «Необыкновенные человечки»

Геометрическая игра










- Сколько овалов, квадратов, треугольников в каждом рисунке?
Учитель. Автобус прибыл. Остановка «Магазин».
Утомились мы немножко
Очень долгая дорожка.
Разомнемся, отдохнем,
Снова вместе в путь пойдем.

Физкультминутка
Мы ногами топ – топ. Раз – присели, два – привстали.
Мы руками хлоп – хлоп. Сели, встали.
Мы глазами миг – миг. Руки к телу все прижали
Мы плечами чик – чик. И подскоки делать стали.
Раз – сюда, два – туда, Раз – два, раз – два,
Повернись вокруг себя. Заниматься нам пора.

Учитель. Отдохнули, а теперь пойдем в магазин.
IV. Актуализация знаний учащихся.
1. Включается кадр телевизора, DVD
Посмотрите, возле магазина уже первый покупатель. Кто же это? /Незнайка/. Незнайка не решается зайти в магазин, потому, что впервые пришел за покупками и не знает, как нужно делать покупки. Поможем?
2. Включается второй кадр телевизора, DVD
- Незнайке нужно купить 1 кг конфет и 2 кг яблок.
- Как он должен обратиться к продавцу?
- Какой единицей измерения он будет пользоваться при покупке этих товаров? /Единицей массы/
- Что понадобиться для взвешивания этих продуктов? /Гири/
Практическая работа. /Дети выходят к доске и взвешивают продукты/
- Какую гирю возьмет продавец, чтобы взвесить 1 кг печенья, 2 кг сахара?
- А еще Незнайка должен купить молоко.
V. Изучение нового материала.
- В чем можно купить молоко? /В пакетах, в бутылках/
Включается третий кадр телевизора, DVD
1. Объяснение.
- Молоко можно купить на разлив. Когда говорят о том, сколько молока, сока, воды или другой жидкости, то используют слово «литр», обозначается буквой «л» - это единица емкости.
Чтобы измерить, например, сколько воды в ведре, можно использовать литровый ковш. / Показ литрового ковша/.
- В эту банку /показ литровой банки/ тоже входит один литр, ее называют «литровой». Такой банкой тоже можно измерять количество жидкости.
2. Коллективная практическая работа.
Задания.
- Измерить сколько литров воды можно налить в банку. (Для измерения используется трехлитровые банки).
- Налить в трехлитровую банку 1 литр воды.






- Как сделать, чтобы в обеих банках воды стало поровну?
- Сколько воды стало в каждой банке? /По 2 литра/
Молодцы, ребята! А теперь начнем работу в тетрадях.
Я с тетрадкою дружу, ручку правильно держу.
Сяду прямо – не согнусь, за работу я возьмусь.
VI. Закрепление нового материала.
Работа по группам.
1 группа: сравнить единицы емкости
2 группа: сложить единицы емкости.
3 группа: Работа по карточкам:

2
Л
+
3
Л
*
6
Л














5
Л
*
4
Л
+
1
Л



Релаксация.
Реснички опускаются.
Глазки закрываются.
Мы спокойно отдыхаем,
Сном волшебным засыпаем.
Дышится легко, ровно, глубоко.
Руки, ноги отдыхают,
Шея не напряжена и расслаблена.
Дышится легко, ровно, глубоко.
Реснички поднимаются,
Глазки открываются.

2. - Итак, все покупки сделаны. Время возвращаться. А для этого нужно найти ошибки в этих неравенствах:
3 кг < 5 л
5 кг > 3 л
Вывод: нельзя сравнивать единицы массы с единицами ёмкости.
VII Итог урока.
- Заканчивая свое путешествие, подведем итог.
- Ребята, с какой единицей измерения познакомились?
- Как ее обозначить? /На доску вывешивается слово ЛИТР/.
- Что измеряется в литрах?
Построение ассоциативного куста.

молоко
сок квас
кефир литр напиток
бензин масло
вода
















13PAGE 15


13PAGE 14715






15