Технологическая карта урока математики на тему: «Литр. Сколько литров?» (4 класс)


Класс: 4 «Г»
Тип урока: Урок усвоения новых знаний- первичное ознакомление с новым понятием.
Технологическая карта урока математики
Тема «Литр. Сколько литров?»
Цель темы
Образовательные: познакомить с понятием «литр», продолжить формирование продолжительной умственной деятельности, основ логического мышления, пространственного воображения, математической речи и аргументации, делать обоснованные выводы, понимать значение величин и способов их измерения; использование арифметических способов для разрешения сюжетных ситуаций; формирование умения решать учебные и практические задачи средствами математики;
Развивающие: развивать у обучающихся познавательные действия: логические и алгоритмические, планировать последовательность действий при решении задач,
Воспитательные: воспитывать критичность мышления, интереса к умственному труду, интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.
Планируемый результат Предметные: 
решать задачи на нахождение объема, выраженного в литрах;
подводить под понятие (формулировать правило) на основе выделения существенных признаков;
выражать изученные величины в разных единицах;
распознавать и составлять текстовые задачи;
проводить анализ задачи с целью нахождения ее решения;
записывать решение задачи по действиям и одним выражением;
Личностные:
Способность к организации самостоятельной учебной деятельности
Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности;
Система заданий, ориентирующая младшего школьника на оказание помощи героям учебника (Маше или Мише) или своему соседу по парте позволит научится, или получить возможность научиться проявлять познавательную инициативу в оказании помощи соученикам.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД: на основе вариантов решения практических задач под руководством учителя делать выводы о свойствах изучаемых объектов; ученик научится или получит возможность научиться контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания;
Познавательные УУД: ученик научится или получит возможность научиться:
-владеть общими приемами решения задач, выполнения заданий и вычислений:
-выполнять задания на основе рисунков и схем, выполненных самостоятельно;
-выполнять задания на основе использования свойств арифметических действий;
- строить объяснение в устной форме по предложенному плану;
- строить логическую цепь рассуждений;
Коммуникативные УУД. Ученик научится или получит возможность научиться взаимодействовать (сотрудничать) с соседом по парте, в группе; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своего действия.
Основные понятия Единица объема – литр
Межпредметные связи: Русский язык
Оборудование: Учебник Математика 4 класс 1 часть. Чекин А.Л. Перспективная начальная школа, Тетрадь для самостоятельной работы №1 О.А. Захарова, интерактивная доска.
Виды работ Работа фронтальная, индивидуальная.
Ход урока
Задачи этапа урока Деятельность учителя
Содержание
Задания для учащихся Деятельность учеников Планируемые результаты
Предметные УУД
I этап. Организационный момент
Подготовить учащихся к предстоящей работе на уроке.
Создать комфортную обстановку на уроке. Здравствуйте, ребята! Рада приветствовать Вас на уроке математики! Проверьте, пожалуйста, глазками - всё ли готово к уроку. Садитесь.
- Я желаю вам интересного урока, активности и бодрости и тогда у вас всё получится.
Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место для работы на уроке. Личностные:
Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности;
IIэтап. Проверка домашнего задания
Какой номер был задан для выполнения дома? (№ 297, № 298)
-Что объединяет эти два задания? (Это задачи на нахождение вместимости сосудов)
-Что нужно было сделать в № 297?
-Что нужно было найти?
-У кого возникли трудности?
-В чем заключалось задание? Проверяют домашнее задание.
Анализируют решения и допущенные ошибки. Регулятивные: ученик научится или получит возможность научиться контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания;
III этап. Сообщение темы, постановка целей и актуализация имеющихся знаний у учащихся
Подготовка к восприятию нового материала.
-Вспомните, с какой темой мы познакомились на прошлом уроке?
-С каким новым понятием мы познакомились? (Вместимость)
-В каких единицах измерения измеряется вместимость? (в литрах, миллилитрах)
-Сегодня на уроке мы познакомимся с новой единицей измерения ЛИТР.
-Тема нашего урока «Литр. Сколько литров?»
-Какую цель мы можем поставить на наш урок? (познакомится с единицей измерения литр, научиться выполнять измерения в литрах). Отвечают на вопросы учителя.
Знакомятся с темой урока.
Формулируют с помощью учителя цель на предстоящий урок. Регулятивные: на основе вариантов решения практических задач под руководством учителя делать выводы о свойствах изучаемых объектов;
Познавательные:
строить объяснение в устной форме по предложенному плану;
строить логическую цепь рассуждений;
IV этап. Усвоение новых знаний
Логический переход к проблеме, которая даст новые знания. Актуализация знаний.
-На рисунках показаны сосуды, в которых налили одинаковое количество воды. Вместимость какого сосуда больше?
244665517653000
243713090805001987559080500
19875510668000
100838013081000
1)
1246505444500124650513779500122555444500
122555000

2)

-Откройте свои тетради, запишите дату урока 25 ноября (26.11) и место работы- классная работа.
-Откройте учебник на с.88 №300 (устное коллективное выполнение)
-Прочитает вслух за Машу…, за Мишу…
-Какое новое слово для нас? 9=(литр)
-Найдём это слово в словарике.
Литр- единица вместимости (объёма).
-Как сокращенно записывается это единица измерения? (л.)
-Что обычно измеряется в литрах? (различные ёмкости)
-Какие ёмкости представлены на иллюстрации? (пакет молока, стеклянная банка и графин)
-Что объединяет эти ёмкости? (одна единица измерения- литр. В каждом из них по литру определённой жидкости)
-Прочитайте вопрос ниже и ответьте на него.
Вспоминают пройденный материал на прошлом уроке.
Записывают число и классную работу в тетрадях.
Работа в учебниках.
Отвечают на вопросы.
Высказывают свое мнение.
Знакомятся с новым понятием.
Работают со словарем.
Сравнивают ёмкости на иллюстрации, анализируют их вместимость.
Предметные: 
решать задачи на нахождение объема, выраженного в литрах;
подводить под понятие (формулировать правило) на основе выделения существенных признаков;
выражать изученные величины в разных единицах;
распознавать и составлять текстовые задачи;
проводить анализ задачи с целью нахождения ее решения;
записывать решение задачи по действиям и одним выражением;
Личностные:
Система заданий, ориентирующая младшего школьника на оказание помощи героям учебника (Маше или Мише) или своему соседу по парте позволит научится, или получить возможность научиться проявлять познавательную инициативу в оказании помощи соученикам.
Регулятивные: ученик научится или получит возможность научиться контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания; Познавательные:
владеть общими приемами решения задач, выполнения заданий и вычислений:
выполнять задания на основе рисунков и схем, выполненных самостоятельно;
Коммуникативные: взаимодействовать (сотрудничать) с соседом по парте, в группе; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своего действия.
V этап. Проверка понимания учащимися нового материала. Первичное закрепление
Первичное закрепление нового материала.
Умение пользоваться новой информацией. -№ 301 (письменно)
-Прочитайте внимательно задание.
-О чём идет речь в задаче?
-Что нам известно из условия?
-Какой главный вопрос в задаче?
-Что мы можем найти сначала? (Чисто литровых пакетов)
2639060200660-Каким действием?
Литр. Пак. 3 упаков.-по 12шт. ? л
Двухлитр. Пак.-2 упаков. По 8 шт.
1) 12*3=36 пак.
-Сколько литров сока в 36 пакетах? (36 литров, так как 1 л*36=36 литров)
-Сколько двухлитровых пакетов?
2)8*2=16 пак.
-Сколько это литров сока?
3)2л.*16=32 л.
-Вычисли общую вместимость
4) 36+32=68 л.
-Какой запишем ответ?
(68 литров сока привезли в школьную столовую)
№ 302 (письменно)
-Внимательно прочитайте задачу.
-О чём идёт речь в задаче?
-Что известно из условия задачи?
-Какой главный вопрос в задачи?
-Во сколько действий решается задача? (в одно)
-Какое это действие? (деление)
Литр. Пакет-15 руб.
? литр.-100руб.
100:15=6 (ост.10)
-Что означается остаток 10? (осталось 10 рублей)
-Какой ответ запишем?
(6 литров молока можно купить на 100 рублей)
Физминутка Письменно работают по заданиям из учебника.
Читают задания.
Отвечают на вопросы учителя.
Решают задания с опорой на учебник.
Формулируют ответ на главный вопрос задачи.
Вспоминают деление с остатком.
Выполняют физминутку, снимают физическое и умственное напряжение. Предметные: 
решать задачи на нахождение объема, выраженного в литрах;
выражать изученные величины в разных единицах;
распознавать и проводить анализ задачи с целью нахождения ее решения;
записывать решение задачи по действиям и одним выражением;
Личностные:
Способность к организации самостоятельной учебной деятельности
Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности;
Регулятивные:
ученик научится или получит возможность научиться контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания; Познавательные:
владеть общими приемами решения задач, выполнения заданий и вычислений:
выполнять задания на основе использования свойств арифметических действий;
строить объяснение в устной форме по предложенному плану;
VI этап. Закрепление ранее изученного материала
Закрепление новых знаний посредством выполнения задания самостоятельно.
Умение делать проверку работы соседа. Самостоятельная работа.
-Закрепим полученные знания с помощью самостоятельной работы.
Откройте свои тетради на печатной основе на с.69. № 127, № 128.
-Что нужно сделать в № 127? (определить стоимость различных товаров)
№ 127.
Задание: Определить стоимость кваса, налитого в трёхлитровый бидон, если его цена 30 руб./л
30*3=90(руб.)-стоимость кваса в трёхлитровом бидоне.
№ 128.
Задание: Реши задачу. Вычисли и запиши ответ:
В двух бочках 72 литра кваса. Когда из первой бочки взяли 14 л кваса, в ней осталось 26 л. Сколько литров кваса было в каждой бочке?
1) 26+14=40(л)-было в 1 бочке.
2)72-40=32(л)-было во 2 бочке.
Ответ? 40 литров кваса было в 1 бочке, 32 литра кваса было во второй бочке сначала.
В трех одинаковых бидонах 93 литра молока. Сколько литров молока в пяти бидонах такой же вместимости?
1) 93:3=31(л)-в одном бидоне.
2)31*5=155(л)-в пяти бидонах.
Ответ:155 литров молока в пяти бидонах такой же вместимости.
Взаимопроверка.
-А теперь обменяйтесь тетрадями со своим соседом по парте. Проверим ваши ответы и решения. Самостоятельное выполнение изученного материала.
Проверяют работу соседа по парте.
Обсуждают решения заданий и допустившие ошибки. Предметные: 
решать задачи на нахождение объема, выраженного в литрах;
выражать изученные величины в разных единицах;
записывать решение задачи по действиям и одним выражением;
Личностные:
Способность к организации самостоятельной учебной деятельности
Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности;
Познавательные: владеть общими приемами решения задач, выполнения заданий и вычислений:
Коммуникативные:
взаимодействовать (сотрудничать) с соседом по парте, в группе;
VII этап. Предполагаемая домашняя работа
Домашнее задание Учебник с. 88 № 303. Тетрадь для самостоятельных работ с.70 № 129. Знакомятся с домашним заданием. VIII этап. Итог урока
Подведение итогов урока.
Анализ полученных знаний. Что было сложно и трудно.
-Подведём итог нашего урока.
-Что нового мы сегодня узнали?
-С каким математическим термином познакомились?
-Какую цель мы ставили на начало урока?
-Мы достигли этой цели?
Оценивание работы учащихся
-Ребята, спасибо за продуктивный урок. Вы молодцы! Подводят итог урока.
Отвечают на вопросы учителя.
Личностные:
Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности;
Коммуникативные:
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своего действия.