Рабочая программа по литературе 5 класс Беленький


Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе
- Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования по литературе,
- «Программа для общеобразовательных учреждений 5 – 11 классы» под редакцией Г. И. Беленького (4 – е издание, переработанное), Москва «МНЕМОЗИНА» 2009, авторыГ. И. Беленький, М. М. Голубков, Г. Н. Ионин, Э. А. Красновский, Ю. И. Лыссый, М. А. Снежневская, О. М. Хренова;
- «Примерные программы по учебным предметам. Литература. 5 – 9 классы: проект. – М.: Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения).
Программа для общеобразовательных учреждений «Литература 5 – 11 классы/ под редакцией Г. И. Беленького. – 4-е изд. – Мнемозина, 2009» основана на работе над художественным текстом, словом писателя, выработке у учащихся навыков комплексного анализа прозаического и поэтического текста, на принципах личностно-ориентированной педагогики, вариативности, дифференциации и индивидуализации.
Программа составлена на 68 часов, 34 недели по 2 урока.
Обоснованность программы:
Программа для общеобразовательных учреждений «Литература 5 – 11 классы/ под редакцией Г. И. Беленького. – 4-е изд. – Мнемозина, 2009» изучения литературы в 5 классе построена на основе сочетания хронологического и проблемно – тематического принципов, с учетом системности, доступности, личностно – ориентированного подхода к обучению учащихся, а также преемственности и перспективности между разделами курса.
В Рабочую программу введены часы на изучение литературоведческих понятий, на развитие связной речи (различные формы пересказа, чтение наизусть, обогащение словарного запаса речи, составление планов разного типа, задания на развитие ассоциативного и творческого воображения, работа в ситуации диалогического общения, интерпретация текста, сочинительство стихотворений, небольшие изложения, письменное высказывание по литературной или нравственно - этической проблеме).
Предлагаемый курс направлен на решение следующих задач:
воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания, грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Решаемые задачи позволяют достичь цели курса:
приобщить обучающихся к богатствам русской и мировой литературы
развить способности:
воспринимать и оценивать произведения литературы и отраженные в них явления жизни
формировать художественный вкус, эстетические потребности, гражданскую, идейно-нравственную позицию обучающихся
осознать литературу как величайшую духовно-эстетическую ценность;
освоить идейно-эстетическое богатство родной литературы в ее лучших образцах и отдельных произведениях литературы народов России, познакомиться с шедеврами мировой классики
анализировать и оценивать литературные произведения;
получить представление о жизненном и творческом пути выдающихся писателей;
развить и усовершенствовать коммуникативные навыки на основе осознания функций языка и художественной образности литературного текста.
В результате освоения содержания курса литературы учащийся получает возможность совершенствовать и расширить круг общих учебных умений, навыков и способов деятельности, овладение которыми является необходимым условием развития и социализации школьников.
Содержание стандарта может быть реализовано следующими видами усложняющейся учебной деятельности:
- рецептивная деятельность: чтение и полноценное восприятие художественного текста, заучивание наизусть (важна на всех этапах изучения литературы);
- репродуктивная деятельность: осмысление сюжета произведения, изображенных в нем событий, характеров, реалий (осуществляется в виде разного типа пересказов (близких к тексту, кратких, выборочных, с соответствующими лексико-стилистическими заданиями и изменением лица рассказчика); ответов на вопросы репродуктивного характера);
- продуктивная творческая деятельность: сочинение разных жанров, выразительное чтение художественных текстов, устное словесное рисование, инсценирование произведения, составление киносценария;
- поисковая деятельность: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, комментирование художественного произведения, установление ассоциативных связей с произведениями других видов искусства;
- исследовательская деятельность: анализ текста, сопоставление произведений художественной литературы и выявление в них общих и своеобразных черт.
Содержание литературного образования разбито на разделы, согласно основным вехам развития русской литературы
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
- выразительное чтение художественного текста;
- различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
- ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
- заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
- анализ и интерпретация произведения;
- составление планов и написание отзывов о произведениях;
- написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений
Формы организации учебного процесса – сочетание традиционных (чтение во всех его видах (особенно «медленное чтение», при котором ученик, погружаясь в текст, раскрывает многие не заметные на первый взгляд особенности языка и стиля писателя) с опорой на аналитическое осмысление некоторых элементов структуры произведения и особенностей художественной литературы) классических форм, методов и приёмов обучения с нетрадиционными (уроки - игры, уроки - викторины, олимпиадные состязания, защита мини - рефератов, работа в группах, коллективное составление таблиц, литературоведческого словаря, написание сочинений разных вариаций, сжатый и полный пересказ, использование литературных ресурсов Интернета/

Содержание тем учебного курса
Введение.(1ч)
Отличие художественной литературы от научно-популярной.
Любимые книги, герои, авторы.
I.Мифы (5ч)
Происхождение, особенности содержания и художественное своеобразие мифов, связь мифов с верованиями древних людей.
Мифы Древнего Египта «Великое путешествие солнечной Ладьи». Мечта народа о победе над смертью.
Мифы Древней Греции. О происхождении мира и богов. «Олимп», «Ночь, Луна, Заря и Солнце», «Орфей и Эвридика». «Пигмалион». Подвиги Геракла. Гомер как легендарный создатель поэмы «Одиссея.
Герои мифов в поэме Гомера «Одиссея» (отрывок из IX песни). Мудрость и хитроумие Одиссея
Внеклассное чтение Н. А. Кун. «Легенды и мифы Древней Греции»; В.В.Смирнова. «Герои Эллады»; легенда о «Летучем голландце».
Мифы древних славян. Боги как носители доброго и злого начал. Духи и нечистая сила. Причины суеверий и верований народа.
II. Устное народное творчество (8ч)
Народные сказки . Виды народных сказок (сказки о животных, волшебные и бытовые). Сказка как жанр фольклора. Отличие сказки от мифа.  «Белая уточка», «Кот и лиса».
Внеклассное чтение Сказка «Бой на Калиновом мосту»,»,«Каша из топора»,   «Солнце, Месяц и Ворон Воронович». Сказки   народов   мира:    «Коршун   и   кошка»    (египетская сказка)
Внеклассное чтение Сказки народов мира.
Легенды и предания Отличие легенд и преданий от мифов и сказок.
«О   граде   Китеже»,   «Атаман   Кудеяр»,   «Про Никитушку Ломова».
Малые жанры фольклора(загадки, пословицы и поговорки) Загадки, пословицы и поговорки. Пословицы и поговорки народов мира. Народный кукольный театр. Сатира   в   кукольной   комедии. Оптимистическая   природа смеха. «Петрушка Уксусов».
III. Сказочные события и герои в литературе (14ч)
Литературные сказки. Отличие литературной сказки от народной.
А. С. ПУШКИН. Сведения о жизни поэта.
«Руслан и Людмила» (фрагменты). Сказочные образы и мотивы в произведении.
Изобразительное мастерство поэта. Ритм, стихотворный размер, рифма.
X.К.АНДЕРСЕН.  Сведения о жизни великого сказочника. «Снежная королева». Победа самоотверженной, преданной любви и дружбы над рассудочностью, эгоизмом. Выражение авторского отношения к героям в их портретах.
Внеклассное чтение X. К. Андерсен. «Русалочка», «Гадкий утенок», «Соловей», «Новое платье короля», «Истинная правда», «Штопальная игла»
Е. Л. ШВАРЦ. Сведения о жизни писателя.
«Золушка» (киносценарий).
Сказки о гонимой падчерице. «Золушка» Е. Л. Шварца и «Золушка» Шарля Перро.
Над чем и почему иронизирует и смеется Е. Л. Шварц.
О пьесе и театре. Отличие пьесы от сказки, рассказа, поэмы.
П. П. БАЖОВ. Сведения о жизни писателя. Путь писателя к сказу. Особенности сказа как литературного жанра.
«Каменный цветок». Герой сказа Бажова труженик и художник.
Внеклассное чтение О. Уайльд «Мальчик-звезда»
IV. Басни (6ч)
Басня как литературный жанр. Близость басни к устному народному творчеству.
И. А. КРЫЛОВ.(6ч) Сведения о жизни баснописца.
«Волк на псарне» иносказательный и обобщающий смысл басен, их обличительная направленность
«Демьянова уха», Близость басни к устному народному творчеству
«Квартет», . Отражение народной мудрости и жизненных наблюдений в баснях.
«Волк и Ягненок». Лаконизм и близость их языка к разговорной речи. Афористичность
Урок-концерт по басням Крылова. «Лжец», «Две Бочки», «Свинья под Дубом», «Осел и Соловей», «Кукушка и Петух»
Басни Эзопа («Рыбак и Рыбка», «Лев и Мышь», «Лисица и виноград») и Лафонтена («Лисица и виноград»)
V. Человек перед лицом жизненных испытаний (20ч)
М. Ю. ЛЕРМОНТОВ. (4ч) Сведения о жизни поэта. Лермонтов на Кубани. (Куб.) Тема Отечественной войны 1812 года в поэзии Лермонтова. «Бородино». Значение рассказчика-солдата в поэтическом повествовании; образность языка, звукопись Тема и идея художественного произведения. Эпитет и сравнение М. Ю. Лермонтов. Из поэмы «Сашка» (строфы VII, VIII)
А. В. КОЛЬЦОВ.(3ч) Сведения о жизни поэта. «Косарь»
Близость стихотворения к народной песне. Картины степи, свободного крестьянского труда как выражение вольного духа русского человека.
Мотивы социальной несправедливости в стихотворении.
И. С. ТУРГЕНЕВ. Сведения о жизни писателя. «Аннибалова клятва» Тургенева. «Муму». История создания рассказа. Непримиримое отношение писателя к угнетению, жестокости и унижению людей. Трудолюбие, широта души, чувство собственного достоинства Герасима, его нравственное превосходство над барыней и ее челядью. Влияние на человека барства и рабства. Роль описаний природы в рассказе. Эпитеты и сравнения как средство выражения переживаний персонажей и авторского отношения к героям.
Л. Н. ТОЛСТОЙ. Сведения о жизни писателя. Толстой на КавказеТолстой на Кавказе «Кавказский пленник». Быль как литературный жанр.
Нравственная стойкость, жизненная активность, человечность (Жилин) в противопоставлении пассивности, слабодушию (Костылин). Мысль писателя о дружбе людей разных народов как естественном законе человеческой жизни Горцы и природа Кавказа в восприятии рассказчика. Сюжет и герои художественного произведения.
В. М. ГАРШИН Сведения о жизни писателя.
«Сигнал».  Причина разного  отношения  героев рассказа к жизни.
Нравственное превосходство Семена
Л. Н. АНДРЕЕВ. Сведения о жизни писателя.
«Кусака». Идея доброты и ответственного отношения к окружающему миру.
За что можно одобрить, за что осудить дачников.
А. И. КУПРИН. Сведения о жизни писателя.«Белый пудель». Причина столкновения персонажей в рассказе. Верность и отвага (Сережа) против эгоизма и своеволия (Трилли). Средства изображения героев (поступки, внешний облик, речь, пейзаж).
Внеклассное чтение А. И. Куприн. «Чудесный доктор»
VI. Поэзия природы (7ч)
Любовь поэтов к родной природе как выражение их патриотических чувств и глубокого восприятия красоты окружающего мира. Музыка стиха.
А. С. Пушкин. «Обвал»; Ф. И. Тютчев. «Как хорошо ты, о море ночное», «Есть в осени первоначальной»
.. А. Н. Майков. «Пейзаж», «Ласточки». К. Д. Бальмонт. «Где б я ни странствовал, везде припоминаю»; Н. И. Рыленков. «Всё в тающей дымке».
Внеклассное  чтение A.А. Фет. «Ласточки пропали», «Скрип шагов вдоль улиц белых»; А. Н. Майков. «Весна» («Уходи, зима седая!..»), «Весна! Выставляется первая рама», «Осень» (отрывок)  К. Г. ПАУСТОВСКИЙ. Сведения о жизни писателя. «Мещёрская сторона». Мысль писателя о необходимости гармонии человека и природы. Лиризм описаний, выразительность и красочность языка. Очерк как вид эпического произведения.Е. И. НОСОВ. Сведения о жизни писателя. «Тридцать зерен». «Как ворона на крыше заблудилась».
VII. «Идет война народная, священная война!..» (3ч)
К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины А. А. Сурков. «Бьется в тесной печурке огонь»
О. Ф. Берггольц. «Разговор с соседкой»; С. С. Орлов. «Тонкая российская береза»
VIII. Рассказы о твоих сверстниках (4ч)
Ю. П. КАЗАКОВ.
Сведения о жизни писателя. «Тихое утро». Своеобразие характеров мальчиков. Смысл заглавия рассказа. Лиризм описаний природы. Юмор в рассказе.
В. А. СОЛОУХИН. Сведения о жизни писателя.
«Мститель». Рассказ как жанр литературы


Учебно-тематический план

Содержание
Кол-во часов
В том числе развитие речи
Внеклассное чтение

Введение.
1



Мифы.
5

1

Устное народное творчество.
8
1
1

Сказочные события и герои в литературе.
14
1
1

Басни.
6
1
1

Человек перед лицом жизненных испытаний.
20
2


Поэзия природы.
7

1

«Идет война народная. Священная война!...»
3

1

Рассказы о твоих сверстниках
4

1

Итого
68
6
7





Плановых контрольных работ

Классное сочинение
4





Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса

Основные учебные умения и навыки обучающихся:
использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа
определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов
самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера
поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа; отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели
умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах; владение основными видами публичных выступлений, следование этическим нормам и правилам ведения диалога
выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое)
умение понимать язык художественного произведения, работать с критическими статьями
владение навыками редактирования текста, создания собственного текста
определение собственного отношения к явлениям прошлого и современной жизни
умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои взгляды
осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
В результате изучения литературы ученик должен знать:
содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
основные теоретико-литературные понятия.

В результате изучения литературы ученик должен уметь:
работать с книгой;
определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
выявлять авторскую позицию;
выражать свое отношение к прочитанному;
выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
владеть различными видами пересказа;
строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.



Список учебно-методической литературы

Литература для учителя:

Программы для общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы / Под редакцией Г.И.Беленького. – М.: Мнемозина, 2009.
Скрипкина В.А. Контрольные и проверочные работы по литературе. 5-8 классы: Методическое пособие. – М.: Дрофа, 1996
В.П.Журавлев. Читаем, думаем, спорим 5 класс.- М.: Просвещение, 2008.
Снежневская М.А. и др. Методические советы к учебнику для 5 кл. "Литература". – М.: Мнемозина, 2011г.
Егорова Н.В. Поурочные разработки 5 класс. - М.: Вако, 2007.
Итоговые работы по литературе 5 – 11 класс. Н.В.Охременко, О.В.Федина. Москва, «Аквариум», 1997.

Литература для учащихся:

Литература. 5 класс.: Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. /Под редакцией Г.И.Беленького. – М.: Мнемозина, 2012г.

Тематическое планирование по литературе 5 класс (68ч.)


Дата проведения
Тема урока
Основные знания, умения и навыки
Примечание

1

Отличие художественной литературы от научно-популярной. Любимые книги, герои, авторы.

Выделять специфику художественной литературы и содержание. Работать с учебником.




Раздел Мифы.



2

Происхождение, особенности содержания и художественное своеобразие мифов
Находить отличительные черты мифов в литературе.


3

Мифы Древнего Египта. Мечта народа о победе над смертью. «Великое путешествие солнечной Ладьи».
Находить отличительные особенности мифа и фольклора. Пересказывать содержание мифа, работать с текстом.


4

Мифы Древней Греции О происхождении мира и богов. «Олимп», «Ночь, Луна, Заря и Солнце», «Подвиги Геракла».
Выделять отличительные черты мифа и сказки.


5

Гомер как легендарный создатель поэмы «Одиссея».
Герои мифов в поэме Гомера «Одиссея» (отрывок из 1Х песни)


Определять героев мифов в поэме. Выявлять особенности стихотворной речи произведения.


6

Вн.чт. Н.А.Кун «Легенды и мифы Древней Греции».


Пересказывать мифы, выразительно читать эпизоды, выделять основную идею и находить отличительные черты мифа и легенды.






Устное народное творчество.





7

Народные сказки
Виды народных сказок. Сказка как жанр фольклора.

Определять характерные для сказок обороты речи. Выделять отличительные особенности сказки и мифа.


8

«Белая уточка», «Кот и лиса» - русские народные сказки.

Определять характерные для сказок обороты речи, сопоставлять эпизоды сказок, сказочных героев с их изображением в живописи и графике.


9

Сказки народов мира: «Коршун и кошка» (египетская сказка).

Сравнивать характерные черты сказок народов мира и народных сказок.


10

Р.р. «Пишу сказку» (написание собственной сказки)

Создавать сказку, учитывая особенности жанра.


11

Легенды и предания.
Отличие легенд и преданий от мифов и сказок.
«О граде Китиже», «Атаман Кудеяр», «Про Никитушку Ломова».

Выделять отличительные черты легенд, преданий, мифов и сказок. Выразительно читать и составлять цитатный план произведений.


12

Малые жанры фольклора. Загадки, пословицы и поговорки. Пословицы и поговорки народов мира.


Находить отличительные черты пословиц и поговорок, выделять тематику пословиц и поговорок


13

Народный кукольный театр
Сатира в кукольной комедии. «Петрушка Уксусов».

Читать по ролям народную пьесу, находить жанровое своеобразие произведения.


14

Вн.чт. Любимые произведения устного народного творчества.
Принадлежность сказок к определенному виду, обосновывать свою иллюстрацию. Сочинять пословицы, загадки, небылицы.




Сказочные события и герои в литературе.



15

Литературные сказки. Отличие литературной сказки от народной.

Находить отличительные особенности литературных сказок.


16

А.С.Пушкин Сведения о жизни поэта.
«Руслан и Людмила» (фрагменты). Сказочные образы и мотивы в произведении

Находить сказочные образы и мотивы в произведении.



17

Изобразительное мастерство поэта. Ритм, стихотворный размер, рифма.
Отбирать материал для характеристики героев.


18

Х.К.Андерсен Сведения о жизни великого сказочника. «Снежная королева».
Выбирать эпизоды для характеристики персонажей, устанавливать ассоциативные связи с иллюстрациями.


19

Победа самоотверженной преданной любви и дружбы над рассудочностью, эгоизмом.
Давать характеристику героев с опорой на текст. Пересказывать эпизоды, подбирая цитаты из текста.


20

Выражение авторского отношения к героям в их портретах.

Находить особенности выражения авторского отношения к героям. Находить портретные характеристики.



21

Р.р. Написание классного сочинения по сказке Х.К.Андерсена «Снежная королева».
Создавать сочинение- рассуждение в соответствии с темой, учитывая принцип анализа прочитанного произведения, оценивать поступки героев, выражать собственное мнение, приводя цитаты из текста.
С№1

22

Е.Л. Шварц . Сведения о жизни писателя. «Золушка» (киносценарий).
Выбирать эпизоды для характеристики персонажей, устанавливать ассоциативные связи с иллюстрациями.


23

Сказки о гонимой падчерице. «Золушка» Е.Л. Шварца и «Золушка» Шарля Перро.
Находить сходства и отличия сказки о гонимой падчерице. «Золушка» Е.Л. Шварца и «Золушка» Шарля Перро.


24

Над чем и почему иронизирует и смеется Е.Л. Шварц. О пьесе и театре.
Находить отличие пьесы от сказки, рассказа, поэмы. Читать по ролям сказку, пересказывать любимый отрывок.


25

П.П.Бажов . Сведения о жизни писателя. Путь писателя к сказу.
работать с книгой;
определять принадлежность художественного произведения к сказу.


26

Особенности сказа как литературного жанра. «Каменный цветок».
Пересказывать подробно понравившиеся отрывки, выразительно читать, находить портретные характеристики героев.


27

Герой сказа Бажова – труженик и художник.
строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведеНИЕМ


28

Вн.ч. В мире литературных сказок.
Пересказывать и выразительно читать эпизоды из любимой литературной сказки, доказывать, приводя примеры из текста, авторское отн




Басни .



29

Басня как литературный жанр. Близость басни к устному народному творчеству.
находить жанровые особенности басни, объяснять отличия басни от сказки.


30

И. А. Крылов . Сведения о жизни баснописца. «Волк и Ягненок».
Составлять план рассказа о баснописце, объяснять жанровые и языковые особенности басни, сопоставлять литературный текст с иллюстрациями


31

Басни И.А.Крылова «Волк на псарне», «Квартет».
Находить аллегорию, мораль и объяснять их, использовать поговорки, пословицы, афоризмы из басен Крылова в речи.


32

«Демьянова уха», «Кукушка и Петух». И.А.Крылова
Устанавливать ассоциативные связи с произведениями живописи, выразительно читать наизусть басню.


33

Р.р. Написание классного сочинения по басням
И.А. Крылова.

На основе морали басни доказать ее сатирические истоки, приводя цитаты из текста, включать авторское отношение к героям, высказывая свою точку зрения. Использовать в речи понятия морали, аллегории,олицетвор.
С№2

34

Вн. чт. Басни Эзопа и Лафонтена.
Выделять отличительные черты басен Эзопа и Лафонтена, выразительно читать, анализировать басни.




Человек перед лицом жизненных испытаний.



35

М. Ю. Лермонтов Сведения о жизни поэта. Тема Отечественной войны 1812 года в поэзии Лермонтова.
Устанавливать ассоциативные связи с иллюстрациями.


36

«Бородино». Значение рассказчика-солдата в поэтическом повествовании.
Передать сюжет стихотворения, объяснять его диалоговую форму, выделять образность языка, находить прием звукописи.


37

Тема и идея художественного произведения. Эпитет и сравнение.
Выразительно читать стихотворение наизусть, находить эпитет и сравнения, выделять тему и идею стихотворения.


38

А. В. Кольцов . Сведения о жизни поэта. «Косарь». Близость стихотворения к народной песне.
Выразительно читать стихотворение, соблюдая нормы литературного произношения.


39

Картины степи, свободного крестьянского труда как выражение вольного духа русского человека.
Анализировать стихотворение в соответствии с планом.


40

И. С. Тургенев . Сведения о жизни писателя. «Муму». История создания рассказа.
Соотносить описания быта и нравов крепостнической России в рассказе со знаниями об этом периоде из истории.


41

Непримиримое отношение писателя к угнетению, жестокости и унижению людей.
Комментировать художественный текст, устанавливать ассоциативные связи с произведениями живописи. Выборочно пересказывать эпизоды, составлять цитатный план.


42

Трудолюбие, широта души, чувство собственного достоинства Герасима.
Сопоставлять главного героя с окружающими, составлять его характеристику, использовать цитаты из текста в связном ответе.


43

Роль описаний природы в рассказе»Муму»
Строить устное высказывание с опорой на текст, определять роль эпитетов и сравнений как средств выражения переживаний персонажей и авторского отношения к героям.


44

Р.р. Написание классного сочинения по рассказу
И.С. Тургенева «Муму».
Определять роль портрета, пейзажа, интерьера в создании образа литературного героя, обосновывать авторское отношение к герою, сравнивать его с другими персонажами
С№3

45

Л. Н. Толстой . Сведения о жизни писателя.
«Кавказский пленник». Быль как литературный жанр.
Воспринимать художественный текст; выделять смысловые части рассказа, составлять план прочитанного; формулировать тему, идею, проблематику произведения.



46

Нравственная стойкость, жизненная активность, человечность (Жилин) в противопоставлении пассивности, слабодушию (Костылин).
Способность передавать содержание прочитанного текста


47

Мысль писателя о дружбе людей разных народов как естественном законе человеческой жизни.
Совершенствовать навыки устного и письменного
высказывания.


48

Сюжет и герои художественного произведения
Анализировать прозаический текст, развивать умение давать уст. и письменный ответ на тему


49

В.М.Гаршин. Сведения о жизни писателя. «Сигнал». Причина разного отношения героев рассказа к жизни.
Умение вступать в речевое общение, уча-
ствовать в диалоге; понимать точку зрения собеседника


50

Л.Н.Андреев. Идея доброты и ответственного отношения к окружающему миру в рассказе «Кусака»
Отвечать на проблемный вопрос. Делать
творческие проекты.


51

А.И.Куприн. Сведения о жизни писателя. «Белый пудель».
Выразительно читать
Фрагменты,владеть различными видами пересказа; участвовать в диалоге.


52

Причина столкновений персонажей в рассказе «Белый пудель»
Характеризовать особенности сюжета,композиции,роль изобразительно-выразительных средств; выявлять авторскую позицию.


53

Средства изображения героев (поступки, внешний облик, речь, пейзаж).
Сопоставлять поступки героев, использовать сравнительные характеристики.


54

Р.р. Написание классного сочинения по рассказу И.А. Куприна «Белый пудель».
Работать над сочинением по конкретной теме, выбранной самостоятельно, формулировать идею, подбирать цитатный материал, аргументировать собственную точку зрения.
С№4



Поэзия природы.



55

Любовь поэтов к родной природе как выражение их патриотических чувств и глубокого восприятия красоты окружающего мира.
Называть поэтов, которые в стихотворениях воспевали красоту природы.


56

А.С. Пушкин. «Обвал». А.Н. Майков. «Пейзаж», «Ласточки».
Владеть монологической и диалогической
речью; выбирать и использовать выразительные средства языка.


57

Ф.И. Тютчев. «Как хорошо ты, о море ночное», «Есть в осени первоначальной»; К.Д. Бальмонт. «Где б я ни странствовал, везде принимаю...».
Анализировать, высказывать свою точку зрения. Выразительно читать произведение; формулировать тему, идею, проблематику; выражать свою точку зрения.


58

Н.И. Рыленков. «Все в тающей дымке».
Владеть монологической и диалогической
речью; выбирать и использовать выразительные средства языка.


59

К.Г.Паустовский.
Очерк как вид эпического произведения «Мещерская сторона».
Воспринимать и анализировать художественный текст, формулировать тему, идею, проблематику, давать характеристику героев.


60

«Мысль писателя о необходимости гармонии человека и природы.
Владеть монологической и диалогическойречью; выбирать и использовать выразительные средства языка


61

Вн. чт.
Е. И. Носов.
«Тридцать зерен». «Как ворона на крыше заблудилась». Рассказы Паустовского и Пришвина
Анализировать художественные тексты; сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев; выражать свое отношение к прочитанному произведению.




«Идет война народная, священная война!..»



62

К.М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины»; А.А. Сурков. «Бьется в тесной печурке огонь»;
Составлять тезисный план о писателе, цитатный план статьи учебника.


63

О.Ф. Берггольц. «Разговор с соседкой»; Р. Гамзатов. «Журавли».
Анализировать, как автор создает живой и убедительный народный характер, воплощение черт русских богатырей.


64

Вн. чт. В.П. Катаев. «Сын полка».
Выразительно читатфрагменты, владеть различными видами пересказа; участвовать в диалоге.




Рассказы о твоих сверстниках



65

Ю.П.Казаков.. «Тихое утро». Смысл заглавия рассказа.



66

В.А.Солоухин. «Мститель». Рассказ как жанр литературы
Анализировать художественный текст; давать характеристику герою; характеризовать авторскую позицию,
свое отношение к прочитанному произведению


67

Вн. чт. Обсуждение самостоятельно прочитанных произведений
Характеризовать героев произведений и высказывать свое мнение о прочитанной книге


68

Рекомендации на летнее чтение.























Заголовок 415