Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте на тему В гостях у Вани и Вити


Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе на тему: «В гостях у Вани и Вити»
Программные задачи:
Коррекционно-образовательные:
-познакомить с артикуляцией звуков [в] -[в’], буквой В;
-совершенствовать понятие об образовании звуков [в] -[в’];
- закреплять понятие о твердости и мягкости, глухости и звонкости согласных звуков;
-совершенствовать умения выделять первый звук в слове;
-совершенствовать умения определять место звука в слове.
Коррекционно-развивающие:
-развивать фонематическое восприятие, речевую активность, зрительное восприятие, творческое воображение, память, мышление, общую, тонкую моторику;
- совершенствовать артикуляционную моторику.
Коррекционно-воспитательные:
-воспитывать доброжелательное отношение к окружающим;
-воспитывать любовь и бережное отношение к домашним животным.
Материалы и оборудование: проектор, ноутбук, экран, предметные картинки по теме «Домашние животные», «Одежда», сигнальные карточки, зеркала, доска, столы и стулья по количеству детей, картинка к дидактическому упражнению «Путаница», конверты с разрезными картинками «Буква В», кисточки, клей, блестки, заготовки елочных игрушек (из картона), магнитофон, сундук.
Подготовительная работа: закрепление названий зимней одежды, названия домашних животных.
Ход НОД
1.Организационный момент
Дети входят в зал, здороваются и становятся полукругом.
Логопед – Сегодня мы с вами отправимся на ферму. А кто знает, что такое ферма?
Дети – Это дом, где живут домашние животные.
Логопед – Почему животные называются домашними?
Дети – Потому что за ними ухаживает человек.
2.Основная часть
Логопед – Правильно (на экране появляется ферма и 2 мальчика). Посмотрите, кто нас там встречает (звукозапись):
«Здравствуйте, ребята! Меня зовут Ваня. А меня зовут Витя. На нашей ферме живет много домашних животных. Мы их кормим, чистим. К Новому году Дед Мороз передал из леса для нас сундук с подарками, который привез волк, а ключ забыл. Ребята, поможете нам открыть сундук?»
Логопед: Ребята, поможем открыть сундук.
Дети: Поможем.
Логопед: За каждое правильно выполненное задание, мы будем получать частичку ключа. Готовы?
Дети: Готовы.
Логопед: Тогда слушайте первое задание.
На ферме случилась беда – все животные испугались волка и сбились в кучу. Помогите найти всех животных.
Д/у «Путаница»
(на экране появляется «путаница» из домашних животных)
Логопед – Внимательно посмотрите и назовите домашних животных.
Дети – Корова, кошка, собака, овца, свинья, коза.
На экране появляется слайд с изображением домашних животных.
Логопед – Молодцы, ребята. Давайте назовем всех животных. Вы помогли Ване и Вите найти животных.
(ПОЯВЛЯЕТСЯ КЛЮЧ 1).
У мальчиков есть любимые домашние животные, а какие, давайте отгадаем. Садитесь на стульчики. Отгадать нам помогут имена мальчиков. Какой первый звук вы слышите в имени Ваня?
Дети – Звук [в].
Логопед – Зубками мы нижнюю губу прикусим,
Между ними голос пустим (логопед раздает зеркала). Возьмите зеркала и покажите мальчикам, как расположены губы, зубы (дети произносят звук и логопед забирает зеркала). Звук [в] мы можем пропеть?
Дети – Нет
Логопед – Почему?
Дети – Потому что воздух не проходит свободно, он встречает преграду.
Логопед – Значит звук [в] какой (гласный или согласный)?
Дети – Согласный.
Логопед – Правильно.
Логопед – Звук [в] звонкий или глухой?
Дети – ЗвонкийЛогопед – Как мы можем узнать?
Дети – Мы должны поставить руку на горло и произнести звук. Горло «поет», поэтому звук [в] звонкий.
Логопед – Звук [в] твердый или мягкий?
Дети – ТвердыйЛогопед – Молодцы .Логопед – В названии любимого животного Вани есть звук (в). Как вы думаете, какое любимое животное у Вани?
Дети – Корова.
Логопед – Почему вы так думаете?
Дети – Потому что в слове корова есть звук [в], он твердый. Где находится звук (в) в слове корова.
Дети: В середине слова.
Логопед: Правильно. Какой первый звук вы слышите в имени Витя?
Дети: Звук [в’].
Логопед: дайте характеристику звуку (в’)
Дети: согласный, звонкий, мягкий.
Логопед - Как вы думаете, какое любимое животное у Вити?
Дети – Свинья?
Логопед – Почему вы так думаете?
Дети – Потому что в слове свинья есть звук [в’].
Логопед: где находится звук в слове?
Дети: в середине слова.
Логопед – Умницы. Теперь вы знаете, какие любимые животные у Вани и Вити.
(На экране появляются синий и зеленый дом, корова и свинья)
Логопед – Дети, давайте поможем найти домик для каждого животного. Домики разного цвета. Как вы думаете почему?
Дети – Твердые и мягкие звуки обозначаем синим и зеленым цветом.
Логопед – Верно. В какой домик мы поселим корову?
Дети – Мы поселим корову в синий дом, потому что в этом слове звук [в] твердый. Твердый звук обозначаем синим цветом.
Логопед – Правильно. А почему свинья будет жить в зеленом домике?
Дети – Потому что в слове свинья звук [в’] мягкий. Мягкий звук обозначаем зеленым цветом.
Логопед – Молодцы. Вы помогли любимым животным мальчиков найти свои домики, умеете находить слова с заданными звуками и определять их место в слове.
(ПОЯВЛЯЕТСЯ КЛЮЧ 2)
Логопед – Ваня и Витя хотят посмотреть кто из вас самый внимательный. Они прислали вам сигнальные карточки. Я вам буду называть звуки. Если вы услышите звук [в] поднимаете синюю карточку. Звук [в’] – зеленую (логопед раздает карточки). Слушайте внимательно.
Звуки: в, вь, в, в, вь, в, вь, вь.
Слоги: ва, во, ви, ву, ве, вю, ва.
Слова: ветка, ваза, весна, венок, вата, волк, вишня, волосы.
Логопед – Молодцы. Вы были очень внимательными, умеете различать звуки. Ване и Вите очень понравилось, как вы справились с этим заданием.
(ПОЯВЛЯЕТСЯ КЛЮЧ 3)
А теперь давайте отдохнем. Подходите ко мне, становитесь свободно, чтобы друг другу не мешать.
Физминутка «Зверобика»Уселась кошка на окошкоИ стала лапкой уши мыть.Понаблюдав за ней немножко,Ее движенья можем повторить.
Раз, два, три. Ну- ка повтори!Раз, два, три. Ну- ка повтори!Три, четыре, пять. Повтори опять!Три, четыре, пять. Повтори опять!Повтори опять! Очень хорошо!
Змея ползет лесной тропою,Как лента, по земле скользит.А мы движение такоеРукою можем вам изобразить.
Раз, два, три. Ну- ка повтори!Раз, два, три. Ну- ка повтори!Три, четыре, пять. Повтори опять!Три, четыре, пять. Повтори опять!Повтори опять! Очень хорошо!
Весь день стоит в болоте цапляИ ловит клювом лягушат.Не трудно так стоять ни каплиДля нас, для тренированных ребят.
Раз, два, три. Ну- ка повтори!Раз, два, три. Ну- ка повтори!Три, четыре, пять. Повтори опять!Три, четыре, пять. Повтори опять!Повтори опять! Очень хорошо!
Живет на свете очень многоМартышек, кошек, птиц и змей.Но человек- ты друг природы,И должен знать повадки всех зверей.
Раз, два, три. Ну- ка повтори!Раз, два, три. Ну- ка повтори!Три, четыре, пять. Повтори опять!Три, четыре, пять. Повтори опять!Повтори опять!
(на столе картинки: валенки, варежки, шапка, свитер, пуховик, шуба)
Логопед – Мы отдохнули, набрались сил и можем продолжать дальше. Мальчикам пора идти на ферму. На улице зима, поэтому Ване и Вите нужно одеться по-зимнему. Давайте им поможем. У нас есть два стола, на которых лежат картинки с изображением зимней одежды. Станьте к столам по 4 человека. Вам необходимо выбрать одежду, в названии которой есть звук (в), а вам, в названии которой есть звук (в’). Вы помогаете Ване, а вы – Вите. Рассмотрите картинке, вам понятно, что на них изображено.
Дети – Да.
Логопед – Тогда начали.
Логопед – Давайте посмотрим, что у вас получилось. Какую одежду подобрали Ване?
Дети – Валенки, варежки. Почему?
Логопед – Какую одежду подобрали Вите?
Дети – Свитер, пуховик. Почему?
Логопед – Молодцы. Вы правильно помогли мальчикам подобрать одежду, в названии которой есть звуки (в и в’).
(ПОЯВЛЯЕТСЯ КЛЮЧ 4).
Знакомство с буквой ВЛогопед – Ребята, имена мальчиков начинаются с разных звуков, но обозначаются одной буквой. Это буква В.
(на экране появляется буква В)
Логопед – Это буква В.
В – буква очень важная,Воображала страшная.Грудь колесом, живот надут,Как будто нет важнее тут.
Логопед – На что похожа буква В?
Дети – Буква В похожа на крылья бабочки, очки, крендель.
Логопед – Сколько элементов в букве В?
Дети – Палочка и два полукруга.
Логопед – В какую сторону смотрит буква?
Дети – В правую.
Логопед – У вас на столах лежат конверты с разрезными картинками. Ваша задача сложить букву В.
Дети выполняют задание.
Логопед: Молодцы ребята. Мы познакомились с буквой В и научились выкладывать ее из частей.
ПОЯВЛЯЕТСЯ КЛЮЧ 5
Логопед: Ваня и Витя решили украсить ферму к Новому году и приготовили игрушки. Они хотят украсить их своей любимой буквой В. Давайте им поможем. Садитесь за столы. У вас на столах лежат елочные игрушки. С помощью кисточки и клея вам необходимо нарисовать букву В и украсить ее блестками. Посмотрите, что у вас должно получиться. (Логопед показывает готовую игрушку). Посмотрите на экран, как правильно рисовать букву В. (На экране появляется поэтапное изображение буквы В). Теперь возьмите в руки кисти и вместе со мной в воздухе нарисуем букву В. (Логопед комментирует последовательность действий). Приступаем к работе.
Логопед: Ребята, кто выполнил задание, подойдите к елке и повесьте свою игрушку на елку.
ПОЯВЛЯЕТСЯ КЛЮЧ 6
3.Итог занятия
Логопед: Ребята, мы выполнили все задания, и получили все части ключа. Посмотрите на экран. Теперь мы с вами можем открыть сундук. )Логопед открывает сундук и показывает детям угощение). Ваня и Витя очень довольны тем, что мы помогли им выполнить все задания и открыть сундук. Но, к сожалению, мальчикам пора возвращаться на ферму. Давайте вспомним с какими звуками и буквой мы познакомились во время нашего путешествия. Что вы можете о них сказать, дайте им характеристику. Какое задание было для вас самым сложным? Что больше всего понравилось?