Конспект интегрированного занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе. Тема: «Путешествие в космос»


Конспект интегрированного занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе. Тема: «Путешествие в космос»
Вид занятия: тематическое.
Тип занятия: интегрированное. Подготовительная к школе группа.
Цель: развить у детей интерес к учебно - познавательной деятельности.
Задачи:
1. Образовательные:
- Закреплять знания детей о речевых единицах (звуке и букве, слоге и слове, предложении) ;- Закреплять умение определять место звука в слове;
- Закреплять умение проводить звуко - буквенный анализ слов.
2. Развивающие:
- Развивать слуховое и зрительное внимание, фонематическое восприятие, слух, память, мышление, воображение, мелкую моторику.
- Развивать навыки звуко - буквенного и слогового анализа и синтеза;
- Расширить и активизировать словарь по теме «Космос».
- Развивать умение находить решение и делать выводы;
- Продолжать обогащать и активизировать словарный запас детей.
3. Воспитательные:
- Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу;
- Воспитывать чувство ответственности, взаимопомощь.
Методы и приемы
Наглядные: использование наглядных пособий, средств ТСО, музыкального сопровождения, иллюстративных пособий.Словесные: проблемные вопросы к детям, объяснения, указания, оценка деятельности детей, загадывание загадок, поощрения, обобщения, пояснения, обращения к опыту детей; подведение к выводу, анализ занятия.Практические: создание проблемной ситуации, сюрпризный момент, игры, упражнения, задания, уточнение, анализ, активная деятельность детей.Оборудование
Для украшения группы звезды и планеты, глобус, картинки, карточки с «полубуквами», слогами, словами; плакаты с написанными предложениями; плакат с изображением Солнечной системы; карточки для индивидуальной работы, счетные палочки, фишки на каждого ребенка, схемы предложений, конверт с заданиями, коробка с сюрпризом; аудиоаппаратура, запись музыки на «космическую» тематику.Организация занятия
Дети располагаются в центре группы на ковре. Мольберт и стол воспитателя с пособиями стоит рядом. В группе расставлены столы для выполнения заданий.
План занятия
1 часть. Вводная. Разговор воспитателя с инопланетянином
2 часть. Основная
1. Путешествие в космос
2. Беседа о планетах Солнечной системы
3. Встреча с инопланетянином
4. Выполнение заданий инопланетянина:
• Задание «Буква сломалась»;
• «Какие буквы спрятались?»;
«Узнай знакомую букву и напиши на космической пыли»;
« Впиши букву» (диктант);
• Игра «Весёлые человечки» (физкультурная минутка) ;• «Потерялись животные» ;• «Рассели друзей по домикам»
3 часть. Заключительная часть
1. Сюрпризный момент
2. Итог непосредственно – образовательной деятельности
Длительность: 30 мин.
Ход занятия
I.Орг. момент.
Воспитатель (В): – Ребята, к нам сегодня на занятие пришло много гостей. Давайте с ними поздороваемся.
Дети (Д): – Здравствуйте.
II.Эмоциональная настройка.
В: – Ребята, какое у вас сегодня настроение?
Д: – Хорошее, радостное, веселое.
В: – Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу свое хорошее настроение.
Собрались все дети в круг.
Я – твой друг и ты – мой друг.
Крепче за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
III. Беседа о времени года.
В: – Ребята, какое время года наступило?
Д: – Наступила весна.
В: – Весна какая?
Д: – Солнечная, тёплая, ясная, красивая, весёлая, нарядная, долгожданная.
В: – Какие весенние месяцы вы знаете?
Д: – Март, апрель, май.
В: – Какой сейчас месяц?
Д: – Сейчас месяц март.
Раздается телефонный звонок. Воспитатель разговаривает по телефону (звучит запись голоса инопланетянина) .Воспитатель: Здравствуйте, кто говорит?
Инопланетянин: Здравст–вуй–те! С ва-ми на свя-зи кос-мос! Го-во-рит жи-тель кос-ми-чес-кой пла-не-ты марс! Я при–гла-шаю вас в гос-ти на на-шу пла–не-ту! У нас случилась беда космические пираты похитили самую главную книгу нашей планеты . Земляне просим вас нам помочь.
Воспитатель: Ребята, хотите отправиться в путешествие на космическую планету и помочь инопланетянам ?Дети: Да
2 часть. Основная
Воспитатель: Тогда отправляемся!
Чтобы мы не смогли найти эту книгу, космические пираты приготовили много разных заданий. За каждое выполненное задание пираты будут присылать нам звезды, и в конце занятия мы узнаем, какую же книгу похитили космические пираты. Чтобы отправиться в путь, давайте отгадаем загадки.
До Луны не может птица
Долететь и прилуниться.
Но зато умеет это
Делать быстрая …
Д (хором): – Ракета.
В: – Правильно, ребята, мы полетим на ракете. В путешествии вас ждёт много грамматических заданий. При выполнении их вам нужно давать полные и чёткие ответы, надо пройти спецподготовку - потренировать свой язычок.
V.Артикуляционная гимнастика (выполняется хором).
Чу – чу – чу, в космос полететь хочу.
Им – им – им, на ракете полетим.
Ды – ды – ды, долетим мы до звезды.
Ой – ой – ой, затем вернёмся мы домой.
Воспитатель:
А сейчас мы с вами, дети,
Улетаем на ракете.
Все вы за руки возьмитесь,
В круг скорее вы садитесь.
Внимание! Всем приготовиться к полету! Что такое? Наша ракета не может взлететь, космические пираты повредили ракету. Чтобы её восстановить, вам надо узнать от какой буквы деталь? Перед собой вы видите элементы букв. Нам надо узнать, какая буква написана, назвать ее и дописать (на мольберте расположены элементы букв, ребенок называет недописанную букву, подходит к мольберту и дописывает ее)
В: – Молодцы. За это задание пираты прислали нам первую звезду (А). Наша ракета теперь в порядке, можем отправляться в полёт. (Звук запуска ракеты)
Звучит космическая музыка, дети сидят в кругу.
Воспитатель: Закройте глаза. Наша ракета летит с огромной скоростью. Руки, ноги, все тело становятся тяжелыми. Откройте глаза.
Воспитатель: Ребята, вот мы и приземлились. Мы проделали с вами долгий путь. Нам встречались в космосе разные планеты. Скажите, сколько всего планет в Солнечной системе?
Дети: Девять
Воспитатель: Назовите их
Дети: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон
Воспитатель: Какая планета самая большая в нашей Солнечной системе?
Дети: Юпитер
Воспитатель: А самая маленькая?
Дети: Плутон
Воспитатель: Ребята, слушайте меня внимательно. Я буду называть вам звуки, а вы мне должны назвать планету, на которую мы прилетели — М, А, Р, С.
Дети: Марс
Воспитатель: Как называются жители планеты Марс?
Дети: Марсиане
Воспитатель: Как называется планета, на которой мы живем?
Дети: Земля
Воспитатель: А как называются жители Земли?
Дети: Земляне
Воспитатель: Смотрите нас кто – то встречает (входит инопланетянин)
Дети: Здравствуйте!
Раздается металлический голос: Здравст-вуй-те, я жи-тель кос-ми-чес-кой пла-не-ты марс. Рад ви-деть вас на на-шей пла-не-те. Спа-си-бо, что при-ле-те-ли! Ду-маю вы нам смо-же-те по-мочь о-тыс-кать са-му-ю глав-ную кни-гу зна-ний, кос-ми-чес-ки-е пи-ра-ты её вер-нут е-сли вы смо-же-те вы-пол-ни-те за-да-ни-я, ко-то-ры-е вам при-го-то-ви-ли кос-ми-чес-ки-е пи-ра-ты. Ус-пе-хов вам.
Инопланетянин передает конверт с заданиями воспитателю.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, сможем мы выполнить задания?
Дети: Да
Для того что бы справится с заданием давайте проверим свои силы ответим на вопросы
Вопросы:
1. Сколько букв в алфавите?
2. Чем отличается буква от звука?
3. Какие бывают звуки?
4. Какие бывают согласные звуки?
5. Какие буквы не имеют звука?
6. Какой звук лишний: А,О,Р,И?
7. Назовите первый звук в слове "космос".
8. Из чего состоит предложение?
9. Какой звук лишний: Д, С, Р, Ы?
10. Сколько слогов в слове "ракета"?
11. На какой звук оканчивается слово "астроном"?
12. На схеме слова красным цветом какой звук обозначается?
Воспитатель открывает конверт и достает первое задание.
Воспитатель: Ребята, давайте откроем конверт. Космические пираты просят нас следовать по стрелкам и выполнять все задания по очереди.
Первое задание «Какие буквы спрятались?»
Воспитатель: Молодцы, дети! Вы справились с первым заданием. Посмотрим, какое следующее задание приготовил нам марсианин. Достает из конверта задание на карточке.
Второе задание «Узнай знакомую букву» и напиши на космической пыли.
Третье задание «Какое слово хотел написать марсеанен»Цель: упражнять детей в выделении первого звука в словах и составлении из них новых словЧетвёртое задание « Впиши букву» (диктант)
В первой клеточке запишем букву, которая стоит второй в слове «окно».
Во второй клетке запишем букву, которая стоит второй в слове «кот».
В третьей клетке запишем букву, которая спряталась в слове «сон». В этом слове она стоит на первом месте.
В четвертой клетке запишем букву, которая стоит последней в слове «костюм».
В пятой клеточке запишем букву, которая стоит третьей в слове «крот».
В шестой клетке запишем букву, которая спряталась в слове «нос». В этом слове она стоит последней.
Выполнив это задание, дети читают ключевое слово «космос».
ФизминуткаПятое задание
Игра «Потерялись животные»
Цель: упражнять в дифференциации гласных и согласных звуков на слух, в выделении первого звука в слове.
Воспитатель: И последнее задание от космических пират.
Шестое задание «Рассели друзей по домикам» Цель: упражнять в делении слов на слоги
3 часть. Заключительная
Марсианин. Мо-лод-цы, ре-бя-та! Вы о-чень хо-ро-шо спра-ви-лись со все-ми за-да- ни-я-ми. Я ви-жу, что на Зем-ле жи-вут ум-ны-е и со-об-ра- зи-тель-ны-е де-ти. Те-перь вы по-лу-чи-те кос-ми-чес-кий сюр-приз. Отдает коробку с сюрпризом воспитателю. Воспитатель открывает ее.
Воспитатель: Дети, в коробке изображения маленьких ракет. Давайте посмотрим.
Дети рассматривают ракеты и находят внутри шоколадные конфеты.
Воспитатель: Ну ты и шутник, марсианин. Спасибо тебе за такой сюрприз. Дети тоже благодарят марсианина.
Воспитатель: Пора отправляться домой.
Ребенок рассказывает стихотворение.
Эта планета – любимый наш дом,
На ней мы с рожденья до смерти живем.
Планета прекрасна: моря, океаны.
Цветы и деревья там, разные страны,
И солнце сияет с зари до заката, что за планета, скажите, ребята!
Дети: Земля
Воспитатель: Попрощайтесь с марсианином
Дети: До свидания!
Воспитатель:
Вот и закончилась наша игра. Домой возвращаться, ребята, пора! (звучит космическая музыка)
Воспитатель: Вот ребята, мы и дома. Что вам особенно понравилось и запомнилось в нашем путешествии? Какие задания показались интересными? Какое задание было самым трудным?
Воспитатель: Спасибо, ребята, вы меня порадовали своими ответами, жаль, что путешествие уже закончилось. Давайте попрощаемся с гостями. Дети прощаются с присутствующими в зале и уходят в группу.
Ребята, следующее задание называется «Буква сломалась». Ребята, попробуйте назвать буквы, в которых после космического шторма осталось только по «полбуковки».