Планирование работы и проведение мероприятий по повышению компетенции педагогических работников по использованию системы moodle, дистанционного обучения.


(СЛАЙД 1) Планирование работы и проведение мероприятий по повышению компетенции педагогических работников по использованию системы moodle, дистанционного обучения.
(СЛАЙД 2) Во исполнение распоряжения министерства образования Хабаровского края от 20 мая 2014г. «О создании профессиональных центров для лиц с ограниченными возможностями здоровья» 22 мая 2014 года в КГК ПОУ 18 был издан приказ о создании профессионального центра для лиц с ограниченными возможностями здоровья.
(СЛАЙД 3) Целью деятельности Центра является подготовка лиц с ОВЗ в качестве квалифицированных рабочих (служащих) на рынке труда и обеспечению их интеграции в социум на основе построения профессиональной карьеры. Одной из решаемых задач является «использование и совершенствование технологий дистанционного консультирования лиц с ОВЗ».
(СЛАЙД 4) Под ДОТ понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника. (СЛАЙД 5) Целью использования ДОТ образовательным учреждением является предоставление обучающимся возможности освоения образовательных программ непосредственно по месту жительства обучающегося или его временного пребывания (нахождения).
(СЛАЙД 6) На данный момент в КГК ПОУ 18 обучаются 216 лиц с ОВЗ. Среди них:
- дети с нарушением интеллекта. В большей степени у них страдает мышление. Это выражается в слабой способности к обобщению, классификации, сравнению, анализу. Понимание скрытого, переносного смысла совсем или почти недоступно. Ведущим в познавательной деятельности является установление частных, конкретных связей;
- дети с нарушениями речи. У детей преобладает конкретно-образный тип мышления, слабо выражена способность к речевым абстракциям;
- дети с нарушениями слуха. Помимо речевых нарушений при нарушениях слуха отмечаются особенности абстрактно-познавательной деятельности. Для этих детей характерна задержка словесно-логического мышления при сохранности конкретных форм мышления. Они могут хорошо справляться со сложными конструктивными заданиями, а задания, требующие речевого отчета и речевого оформления, вызывают у них затруднения;
- дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Особенности психического развития детей с ДЦП связаны с поражением двигательной сферы. Это, прежде всего, нарушения речи. Часто отмечаются снижения слуха. У детей с ДЦП нарушена пространственная ориентация. Это проявляется в замедленном формировании понятий, определяющих положение предметов и частей собственного тела в пространстве, неспособности узнавать и воспроизводить геометрические фигуры, складывать из частей целое.
Сложности, возникающие при обучении лиц с ОВЗ в аудиторном режиме, доказали необходимость внедрения ДО (дистанционного обучения), в частности с применением ЭУМК. На первоначальном этапе, для реализации ДО использовались социальные сети, так на сайте Одноклассники создана страница ПОУ 18, где преподаватели имеют возможность выкладывать материалы и иллюстрации. Также использовалась электронная почта для выдачи заданий и получения ответов. К сожалению, таких мер оказалось недостаточно. Анализируя создавшуюся ситуацию, было принято решение использовать единую платформу для создания полноценного электронного учебно-методического комплекса.
Создание электронных учебных материалов и формирование электронных учебно-методических комплексов осуществляется для обеспечения задач формирования единой базы информационных ресурсов электронно-дистанционного обучения как неотъемлемой части электронной образовательной среды. Средством реализации электронно-дистанционных образовательных технологий является портал электронно-дистанционного обучения под управлением модульной объектно-ориентированной динамической среды Moodle.
Доступ к образовательным информационным ресурсам при реализации образовательных программ с применением ЭДОТ обеспечивается размещением электронных учебных материалов и электронных учебно-методических комплексов на портале электронно-дистанционного обучения образовательного учреждения. Кроме доставки стандартного учебно-методического материала, входящего в учебно-методический комплекс по дисциплине, (СЛАЙД 7) система управления обучением среды Moodle обеспечивает дистанционное интерактивное взаимодействие между участниками образовательного процесса, проведение всех видов контроля и другие функции.
(СЛАЙД 8) Для обучения необходимо иметь:
персональный компьютер и доступ к Internet;
базовые навыки работы с электронной почтой, Internet, офисными программами (просмотр и подготовка текста и др.)
(СЛАЙД 9).Непосредственно в учебном процессе принимают участие следующие категории пользователей ресурсов сервера:
студенты;
сетевые преподаватели или тьюторы;
авторы курсов или преподаватели-эксперты;
разработчик курса;
администратор.
(СЛАЙД 10) Преподаватель сетевой или тьютор закрепляется за каждым курсом. Основной задачей сетевого преподавателя является сопровождение учебного процесса на основе уже подготовленных учебных материалов. Сетевой преподаватель может просматривать результаты тестов своего курса и успеваемость студентов, которые его изучают. Студент может общаться со своим тьютором посредством как встроенной в систему электронной почты, так и других имеющихся в наличии средств общения.
Преподаватель - эксперт создает новые учебные курсы и тесты или руководит процессом разработки и дает указания, рекомендации разработчикам курса. Дает указания и рекомендации сетевому преподавателю или самостоятельно выполняет его функции.
Разработчик курса собирает и обрабатывает все материалы, подготовленные автором курса, выполняет верстку всех материалов в формат сервера, осуществляет размещение материалов на сервере.
Администратор регистрирует студентов, группы, тьюторов и экспертов, контролирует и анализирует статистику доступа к документам, обеспечивает работоспособность всей системы и архивное копирование баз данных.
Большинству преподавателей нашего образовательного учреждения придется совмещать две функции: тьютора и эксперта. Чтобы успешно справляться с этой задачей, преподавателю необходимо иметь:
персональный компьютер и доступ к Internet;
базовые навыки работы с электронной почтой, Internet, офисными программами (просмотр и подготовка текста и др)
Изучив всесторонне проблему организации и внедрения ДО на основе платформы moodle был составлен план действий: (СЛАЙД 11)
Разработать положение об использовании ДОТ в КГК ПОУ 18, в котором будут содержаться организационные формы реализации обучения с ДОТ
Разработать положение об использовании системы электронного обучения moodle в образовательном процессе КГК ПОУ 18, включающее цель разработки и использования, направления применения, общий порядок использования и т.д.
Выбор и назначение специалистов: разработчик курса и администратор для обеспечения функционирования системы
Приобретение платформы moodleПодготовка преподавательского состава, с использованием ресурсов сайта moodle.osu.ruОрганизация специалистами Центра ОВЗ семинара для преподавателей и разработчиков курса по подготовке материалов для публикации с учетом особенностей лиц с ОВЗ
Составление графика наполнения платформы. В первую очередь предметы профессионального цикла, а далее – общеобразовательные.
Реализация ЭУМК на основе платформы moodle позволит решить следующие задачи: (СЛАЙД 12)
- обеспечение учебного процесса учебными, учебно-методическими, справочными и другими материалами, повышающими качество подготовки специалистов, их систематизация и каталогизация, включение в учебный процесс;
- реализация требований ФГОС СПО;
- повышение эффективности управления самостоятельной работой студентов;
- реализация балльно-рейтинговой системы оценки результатов обучения студентов;
- создание условий для внедрения в образовательный процесс и использования ДОТ, формирования системы электронного тестирования;
- создание условий по совершенствованию учебно-методической базы образовательного учреждения;
- работа с талантливой молодежью, так как им требуется более высокая "планка" и соответственно более сложные задания;
-  и самое главное: обеспечение комфортных условий обучения для лиц с ограниченными возможностями здоровья.