Стратегии подготовки обучающихся к ЕГЭ по английскому языку


Стратегии подготовки обучающихся к ЕГЭ по английскому языку
Последние несколько лет наша российская школа переживает качественно новый этап в своём развитии, который связан с кардинальным изменением задач обучения. Основной целью обучения иностранным языкам в школе является формирование, совершенствование и развитие личности, способной к достижению необходимого уровня коммуникативной компетенции. Эффективность обучения во многом определяется уровнем коммуникативных умений.
ЕГЭ призван оценить уровень сформированности иноязычной коммуникативной компетенции. В связи с этим он имеет комплексный характер и состоит из коммуникативно-ориентированных иноязычных контрольных заданий во всех видах речевой деятельности.
Таким образом, на сегодняшней день одной из важных задач является разработка стратегии и тактики подготовки обучающихся к сдаче ЕГЭ.
Для успешного прохождения экзамена необходимо не только обладать должным уровнем сформированности коммуникативных умений, но и освоить стратегии выполнения разных типов тестовых заданий, с помощью которых они оцениваются. Процедура проведения экзамена строго регламентирует временные рамки выполнения письменной части экзамена и устных ответов учащихся, а привычкой и умением работать в условиях ограниченного времени обладают далеко не все учащиеся.
Каждый учащийся, планирующий сдавать ЕГЭ, должен в общих чертах знать процедуру проведения экзамена. Письменная часть экзамена по иностранным языкам проводится в основном по той же схеме, что и ЕГЭ по всем предметам. Однако необходимо заранее ознакомиться с форматом бланков ответов и освоить процедуру переноса ответов из КИМов в бланки ответов, поскольку нет ничего досаднее технических ошибок, которые при этом допускаются.
Система оценивания ответов учащихся определяется спецификацией экзамена. Оценивание в первых трёх обязательных разделах экзамена («Аудирование», «Чтение», «Грамматика и лексика»), где правильные ответы учащихся предопределены заданиями и проверяются по ключам (так называемые «объективные» тесты). Здесь по каждому тестовому вопросу экзаменуемый получает либо 1 балл в случае правильного ответа, либо 0 баллов в случае неправильного ответа, а вот развёрнутые свободные ответы учащихся в разделах «Письмо» и «Говорение» оцениваются специально подготовленными экспертами на основе критериального принципа с использованием подробных схем и шкал оценивания.
В общем виде определяют два аспекта подготовки к ЕГЭ по английскому языку:
содержательный аспект предполагает развитие коммуникативной компетенции, развитие комплексных коммуникативных умений
процессуально-технологический аспект заключается в овладении навыками работы в новом экзаменационном формате
В рамках содержательного аспекта должно происходить развитие и совершенствование различных видов речевой деятельности как комплексного речевого умения. Технологический аспект предполагает знакомство со спецификой заполнения бланков ответов ЕГЭ, тренировку в выполнении тестовых заданий различного типа. Различные виды и стратегии формируются в процессе обучения английскому языку с помощью разнообразных упражнений, в состав которых можно с успехом включать задания тестового типа. Важно подобрать учебные пособия, где подобные упражнения не хаотичны, а представляют собой продуманную и логично выстроенную систему.
Типичные ошибки при выполнении заданий ЕГЭ
Аудирование
Неправильно заносят ответы в бланк ответов
Недостаточно полно понимают содержание аудиотекста, чтобы правильно определить основную мысль
Не умеют игнорировать ненужную информацию
Выбирают варианты ответов только потому, что эти же слова звучат в тексте, и забывают о том, что верный ответ, как правило, выражен синонимами
При извлечении запрашиваемой информации из аудиотекста особые затруднения у обучающихся вызывают вопросы с опцией «в тексте не сказано», т.к. они не делают различия между информацией, о которой в аудиотексте не говорится и неверной информацией
Чтение
Обучающиеся нередко пренебрегают контекстом и дают ответ на тестовый вопрос, основываясь на значении отдельного слова
Обучающиеся стараются найти в тексте лексику, использованную в вопросе, не пытаясь подобрать синонимы или синонимичные выражения к словам из текста
При восстановлении структурно-смысловых связей обучающиеся не вдумываются в смысл контекста, не обращают внимания на слова, предшествующие пропуску или стоящие непосредственно за ним (хотя, как правило, такие слова являются своего рода подсказкой) и выбирают ответ, основываясь только на структуре или только на содержании изъятой из текста фразы
Грамматика и лексика

Наиболее трудными для обучающихся остаются видовременные личные формы глаголов, так как многие не умеют анализировать контекст для определения времени, в котором происходило действие, последовательности описываемых действий и их характера
Ошибки в использовании форм страдательного залога (asked вместо was asked; invited вместо was invited) могут также свидетельствовать о невнимании к контексту
Некоторые ошибки обусловлены неправильным выбором формы вспомогательного глагола из-за неумения согласовывать подлежащее со сказуемым
Нередко допускаются ошибки при образовании множественного числа существительных
Письмо
Не все обучающиеся внимательно читают инструкцию к заданию, умея извлекать из нее максимум информации и правильно понимать поставленную коммуникативную задачу
Обучающиеся не соблюдают формальные ограничения при выполнении письменных заданий, значительно превышая или преуменьшая требуемый объем (также указанный в инструкции к тестовому заданию), что приводит к снижению баллов
В письменных высказываниях нередко отсутствует деление на абзацы, и недостаточно или неверно используются средства логической связи. Некоторые учащиеся не умеют придерживаться одного стиля (официального или неофициального) на протяжении всего задания
При выполнении письменных заданий С1 и С2 обучающиеся не всегда укладываются в рекомендуемое время, не имея, в этом случае, возможности проверить свою работу с точки зрения объема, достижения коммуникативных задач, организации и языкового оформления