ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ОСнова ОБУЧЕНИЯ АКТИВНОЙ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ


ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ОСнова ОБУЧЕНИЯ АКТИВНОЙ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ
В процессе модернизации российской системы образования принципиальной трансформации подвергается и начальная школа. Сегодня начальная школа ориентируется на интеллектуализацию и ставит своей целью формирование свободной и творчески мыслящей личности.
Именно в начальных классах работа над эмоциональным и интеллектуальным развитием учащихся имеет умственную и практическую деятельности. Интенсивное развитие интеллекта происходит главным об этапах становления личности. Существует мнение, к шести годам это развитие осуществляется более чем на треть, к восьми - наполовину, а к двенадцати годам на три четверти. Другие авторы называют и более ранние сроки и, соответственно, подчеркивают еще большую роль младших школьных лет в развитии основных качеств личности, поэтому учитель начальных классов должен всемерно заботиться о повышении воспитательного и развивающего потенциала каждого своего урока.
Основным принципом обновления школы стала личностная ориентация образования. Личностно ориентированное образование предусматривает дифференцированный подход к обучению с учетом уровня интеллектуального развития школьника, с учетом его способностей, задатков.
Метод проектов является одной из технологий личностно ориентированного обучения. Творческая деятельность учащегося не может выйти за пределы имеющихся у него знаний и перед началом работы он должен эта знания получить.
Проектный метод активизирует познавательные способности, раскрывает творческие возможности, учитывает интересы учащегося. Метод проектов не является каким-то специальным методом обучения - это всего лишь форма обучения, причем часто внеурочная.
За годы применения данного метода сложились оптимальные формы и методы организации проектной деятельности учащихся:
выполнение проектов в малых группах;
закрепление материала по конкретной теме в виде творческого задания и итоговое повторение в форме проекта;
использование «типовых» учебных проектов.
Формирование личностных качеств, развитие мышления, творческих способностей учащихся без ограничения инициативы, при участии свободного воспитания позволяют активно познавать мир.
Проектирование - это не только процесс достижения результата, оформленного в виде конкретного практического выхода, но и организация процесса достижения этого результата, это вид деятельности, дающий начало изменениям в образовательной среде.
В основу проектной деятельности можно выделить несколько принципов: свобода ребенка; взаимодействие с группой; свободное распределение времени; взаимодействие с учителем.
На уроках в начальной школе использование проектного метода обеспечивает направленность на индивидуальное и групповое обучение, активизацию учения, стимулирует рост творческого развития.
Первые проекты такие как «Новогодняя открытка» или «Моя любимая сказка» очень просты и индивидуальны, здесь учащиеся начальной школы приобретают свой первый опыт от постановки задачи до самостоятельной ее реализации.
Для создания наиболее сложных проектов используется работа в группах, позволяющая наиболее глубоко и разносторонне работать над проектом и положительно влияющая на качество выполнения проекта.
Разнообразные и интересные темы проектов по учебным предметам: «Окружающий мир», «Русские народные сказки», «Русский язык», «Математика» никого не оставляют равнодушными и заставляют работать над проектом самостоятельно и увлеченно с полной отдачей творческих сил и заниматься поиском и обработкой новой информации. В основу большинства, проектов положены идеи о направленности учебно- познавательной деятельности школьников на результат по таким предметам как «Русский язык», «Математика», «Окружающий мир», «Литература», благодаря решению практически задач интересных и нужных на данный момент.
Законченные работы можно будет не только увидеть, но и использовать в дальнейшем на уроках, а учащиеся, получив и осознав результат первого опыта своей самостоятельной деятельности будут подготовлены для решения наиболее значимых исследовательских задач взятых их жизни в начальной школе.
Выполнение учебных проектов позволяет выявить и развить творческие возможности и способности учащихся, воспитать в условиях реальной действительности граждан открытого общества: деятельных, знающих, инициативных, стремящихся к миру, прогрессу и способных применить в повседневной жизни те знания, которые получили в школе.
Литература
Головизнина Н.Л. Учебно-исследовательская деятельность как перспективное средство воспитания творческой личности // Дополнительное образование. - :>002.-№8. -С. 6-11.
Горячев А. В., Иглина Н.И. Все узнаю, все смогу. ПЬсобие по проектной деятельности в начальной школе (2-4 классы). - М.: Изд-во: Баласс, 2010.
Савенков А.И. Учебное исследование в начальной школе // Начальная школа.-2000.-№12.-С. 101-108.
Бурундукова Л.И. Волшебная изонить. - М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2010.