Заключение. ИСТОРИЯ ФЕОДОСИЙСКОЙ КАРТИННОЙ ГАЛЕРЕИ ИМ. И. К. АЙВАЗОВСКОГО


ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Национальная картинная галерея им. И. К. Айвазовского — один из старейших музеев Украины и первая на её территории публичная картинная галерея. Ее открытие было приурочено ко дню рождения И. К. Айвазовского и состоялось 29 июля 1880 г.
В данной дипломной работе рассмотрена история картинной галереи, которая располагалась в специально построенном по проекту художника и под его наблюдением зале. В Феодосии 80-х годов XIX в., маленьком пыльном городке на южной окраине России, не было ни театра, ни массовой библиотеки. Не слышала Феодосия паровозного гудка, не знала водопровода, который провел И. К. Айвазовский в последствии. И все же именно здесь распахнул двери огромный в 260 м выставочный зал и на посетителей глянули со стен картины Айвазовского и предстали талантливо изваянные А. С. Пушкин, М. И. Глинка, античные скульптуры. Для того чтобы в полной мере оценить значимость этого события, достаточно вспомнить, что до открытия галереи в Феодосии на всей обширной территории Российского государства были доступны для посещения только два художественных музея: Эрмитаж в Санкт-Петербурге (с 1852г.) и Румянцевский музей в Москве (с 1862 г.). Даже такие крупнейшие собрания как Государственная Третьяковская галерея и Государственный Русский музей были открыты в 90-годах XIX в.
На примере Феодосийской картинной галереи им. И. К. Айвазовского показаны некоторые аспекты становления и развития культурного наследия Автономной Республики Крым.
В работе показаны несколько этапов развития Феодосийской картинной галереи им. И. К. Айвазовского, а также биография великого мариниста. С ее помощью прослеживается связь и становление галереи.
И. К. Айвазовский своими делами заслужил уважение и любовь сограждан. Он заботился о развитии родного города и края: построил в Феодосии гимназию и библиотеку, археологический музей и первую на юге России картинную галерею.
При участии художника и благодаря его энергии был построен морской торговый порт и проведена в город железная дорога. Бесценным даром для жителей города была питьевая вода, проведенная в город из одного из источников Субашского имения Айвазовского. В ознаменование этого события в городе были построены два фонтана. Один из них до сих пор является украшением города и на нем высечено: «Фонтан И. К. Айвазовского. 18. IX. 1888 г. ».
Отношение к Феодосии Ивана Константиновича является примером глубокой сыновней привязанности к городу, в котором он родился и прожил почти всю жизнь. Феодосийская картинная галерея, носящая имя великого мариниста является детищем, как самого художника, так и феодосийцев которые чтят и помнят Ивана Константиновича Айвазовского.
Феодосийцы чтут в лице Айвазовского не только выдающегося художника, но и славного гражданина своего города. В 1930 году здесь был поставлен памятник художнику. На пьедестале памятника высечено: «Феодосия – Айвазовскому».
В работе было показано, как развивалась Феодосийская картинная галерея им. И. К. Айвазовского на всех этапах ее становления.
В дореволюционном прошлом экспозиция картин при жизни художника не носила постоянного характера. В галерее показывали последние, только что написанные художником полотна. В залах галереи работали феодосийские любители живописи – копиисты.
Большое количество посетителей бывало в летние и осенние месяцы, когда в феодосийский порт заходили пассажирские пароходы. Слава о галерее росла.
Иван Константинович Айвазовский умер 19 апреля (2 мая) 1900 года. Внешне в галерее ничего не изменилось. Все осталось в ней так, как было при жизни художника. На стенах висели 49 картин его кисти, завещанных городу, по-прежнему работали копиисты, приходили посетители – местные жители и пассажиры с пароходов, имевших стоянку в феодосийском порту. О значительном количестве посетителей в летние месяцы можно судить по размерам поступлений в кассу, доходившим до 600 рублей в месяц.
Ближайшие родственники и благотворительное общество поддерживали память об Иване Константиновиче Айвазовском, изредка устраивая в галерее литературно – музыкальные вечера, на которых читались воспоминания о жизни и деятельности Айвазовского, а также исполнялись музыкальные произведения любимых художником композиторов.
Во время первой мировой войны все 49 картин остались не тронутыми благодаря ответственности Феодосийской управы и местного населения.
В дореволюционной России коллекции музеев, за очень редкими исключениями, не были доступны широким массам. Происходило это не только потому, что у трудящихся были ограничены возможности посещения музеев, но, главным образом, потому, что не велось ни какой просветительной работы с посетителями и работы по привлечению их в музеи. А уже перед советскими музеями встали сложные задачи: нужно было систематизировать и изучить огромное число вновь поступивших художественных произведений, привлечь трудящихся в музеи и проводить с ними широкую просветительную работу, пропагандирую образцы искусства.
После национализации картинная галерея была включена в сеть музеев Народного Комиссариата просвещения. С этого времени жизнь галереи вступила в новую полосу.
Впервые был составлен перспективный план работы галереи, который предусматривал пополнение коллекции (главным образом за счет приобретения произведений раннего периода творчества Ивана Константиновича Айвазовского), намечал объем и характер в культурно – просветительной работе.
Несмотря на существовавшие первоначально трудности, наступило оживление всей деятельности галереи.
Были организованы мастерские рисунков живописи, пейзажной живописи и печатно - графическая. В студии были классы общего рисования живописи, перспективы, истории искусств и пластической анатомии. Мастерскими и студией руководили художники К. Ф. Богаевский, М. А. Шаронов, Г. А. Магула, Е. Н. Святский, Н. И. Пискарев и Н. И. Хрусталь. В студии обучались красноармейцы, дети рабочих и подмастерья плакатных мастерских, всего 17 человек. Это показывает нам, как расширяется деятельность национализированной Феодосийской картинной галереей им. И. К. Айвазовского по сравнению с дореволюционным периодом. При отделе народного образования была создана художественная секция, которая также работала в галереи. Она занималась оформлением общественных зданий города, а так же изготовлением монументов.
С расширением коллекции Феодосийской картинной галереи им. И. К. Айвазовского и развитием популяризационной работы из года в год росла и ее посещаемость. Теперь посетителями являлись не только жители Феодосии, а также приезжие, которые специально наведывались в город для посещения Феодосийской картинной галереи им. И. К. Айвазовского. Галерея использует самые различные формы работы с посетителями. В последние годы, например, в летнее время она организует экскурсии для пассажиров пароходов, имеющих стоянку в феодосийском порту в вечерние часы, когда галерея уже закрыта для обычных посетителей.
Феодосийская картинная галерея им. И. К. Айвазовского после национализации по сравнению с дореволюционным периодом приобрела большую популярность, благодаря пополнению коллекции и систематизации картин. Благодаря этому она была своеобразна по содержанию и профилю, что позитивно сказывалось и на ее развитие в дальнейшем. Так же приход советской власти в Феодосию благоприятно отразился и на самой галерее. В это время она переживала подъем: расширялась, собирая новые экспозиции, частично достраивалась и реформировалась, помогая своим ученикам успешно выдерживать испытания в художественные вузы. Она приобрела известность не только в узких кругах посетителей, но также ею стали интересоваться и более широкие массы населения.
В годы Великой Отечественной войны Феодосийская картинная галерея им. И. К. Айвазовского переживала застой в своем развитии, из-за эвакуаций и всеобщего тяжелого положения в странах.
Но уже после освобождения Крыма делу восстановления галереи было придано политическое значение. По указанию областного комитета Коммунистической партии все строительные организации города оказали помощь галерее.
В фондах галереи еще в довоенные годы было накоплено много художественных произведений, которые не выставлялись для обозрения из-за недостатка экспозиционной площади. Теперь решением руководящих организаций галерея получила значительную часть бывших жилых комнат дома Айвазовского. Что значительно помогло расширить экспозицию Феодосийской картинной галереи им. И. К. Айвазовского.
На выставке 1945 года демонстрировались все картины Айвазовского, накопленные в фондах Феодосийской картинной галереи им. И. К. Айвазовского к этому времени, даже и те картины, какие никогда до того не выставлялись: все портреты его работы и различные случайные в творчестве художника картины.
2 мая 1946 года закончились работы по восстановлению всего дома и помещений картинной галереи. В торжественной обстановке после пятилетнего перерыва Феодосийская галерея была вновь открыта для посетителей. В этом же году был оборудован и открыт при галерее лекторий на 120 мест.
В итоге в этот период была создана цельная экспозиция, отражающая состояние изобразительного искусства в Крыму за сто лет (с начала XIX по начало XX века).
После восстановления продолжался рост картинной галереи и дальнейшее расширение ее фондов.
В Феодосийской картинной галерее была проведена научная конференция, на которой были зачитаны доклады о жизни и творчестве И. К. Айвазовского и о его выдающихся современниках.
На конференции выступили представители делегаций научных, общественных учреждений Феодосии и Симферополя, а также прибывший представитель политуправления Черноморского флота.
Деятельность картинной галереи несколько шире той, которую обычно выполняют художественные музеи и галереи. За прошедшие годы в галерее проведена значительная работа по художественному воспитанию советской молодежи: в студии занимались сотни молодых художников, многие из них учатся в художественных училищах и институтах, а некоторые окончили их и самостоятельно работают творчески.
Кроме того, галерея ведет работу с художниками-любителями; здесь получают консультации по вопросам изобразительного искусства не только жители Феодосии и примыкающих районов, но и участники художественной самодеятельности Черноморского флота.
В 70 – 80-е годы в галерее стали работать старые, опытные и молодые художники, приезжавшие в Феодосию для более углубленного ознакомления с живописью И. К. Айвазовского, для обогащения своего творческого опыта.
Быстрое развитие картинной галереи, пополнение ее коллекций, расширение ее культурно-просветительной и художественно-образовательной деятельности убедительно свидетельствуют об огромном внимании к искусству в социалистическом государстве. Галерея с этого времени превратилась в крупный художественный центр в Крыму.
В наши дни Феодосийская картинная галерея - единственный музей маринистической живописи.
В настоящее время сотрудники галереи продолжают работу по выявлению и учету хранящихся в других музеях страны и частных собраниях произведений И. К. Айвазовского, а также его учеников и последователей. К сожалению в последнее время сотрудники Национальной картинной галереи им. И. К. Айвазовского не получают информации обо всех издаваемых в других городах источниках, поэтому изучение литературы в том числе и каталогов изданных другими галереями в 1990 – 2005 годах требуют дальнейшей разработки.
В тоже время популяризаторская работа сотрудников галереи в наше время заключается в чтении лекций о творчестве мастеров русского изобразительного искусства и лекции на литературные темы. Основная тема – жизнь и творческий путь Айвазовского.
Из года в год увеличивается число людей, приходящих в галерею имени И. К. Айвазовского, возрастает интерес к живописи, к творческому наследию великого мариниста. Феодосийская картинная галерея им. И. К. Айвазовского по – сравнению с предыдущими периодами развития картинной галереи стали посещать не только жители города Феодосии и приезжие отдыхающие, а также люди увлеченные культурой, научные работники музеев, галерей, библиотек других стран которые специально приезжают посетить Национальную картинную галерею им. И. К. Айвазовского.
Ежегодно выходит в печать 6 – 8 каталогов выставок галереи, что дает полное представление об экспонатах Феодосийской картинной галереи им. И. К. Айвазовского.
Кроме того галерея имеет научную библиотеку. Научные сотрудники галереи работают над такими научными темами – «И. К. Айвазовский», «К. Ф. Богаевский», «М. П. Латри», «Н. С. Барсамов» и другие.
В 2004 года по завершении капитального ремонта в части дома художника открыта экспозиция «Вилла маэстро» и особая кладовая, в которой впервые появилась возможность показать изделия из драгоценных металлов и многие другие интересные экспонаты, до того хранившиеся в фондах. Это еще раз показывает что Феодосийская картинная галерея с 1950 года стала значительно расширяться, и на данном этапе развития имеет множество экспонатов, которые с течением времени меняются.
В настоящее время в Феодосийской картинной галереи им. И. К. Айвазовского имеется 20 экспонатов с драгоценными металлами.
На данный момент в развитии Феодосийской картинной галереи им. И. К. Айвазовского имеются как определенные достижения, так и сложности. Это аргументируется нехваткой финансовых средств выделяемых государством, спасают только иностранные инвесторы, а так же благотворительная помощь спонсоров нашей страны.
Нехватка средств сильно сказывается на Национальной картинной галереи им. И. К. Айвазовского, так как здание картинной галереи снаружи практически не ремонтировалось после реставрации Великой Отечественной войны.
В последующее время галерея еще больше приобретала популярности за счет своего своеобразия, и своеобразия экспонируемой коллекции.
Все эти события подкреплены документально. В работе приведены иллюстрации, некоторые репродукции с картин Ивана Константиновича Айвазовского, портреты его семьи, а также автопортрет для лучшего представления поданного материала.
Таким образом, в работе дана не только характеристика перечисления событий в меняющиеся исторические времена, но и подробная характеристика деятельности самой Национальной картинной галереи им. И. К. Айвазовского.
В наше время галереи не хватает финансовых средств государства для дальнейшего развития. Поддерживают галерею на данном этапе развития различные инвестиции, но и их хватает только для поддержания галереи, не дают ей прийти в упадок.
В дипломной работе подробно показано, что Феодосийская картинная галерея им. И. К. Айвазовского — это один из самых популярных и посещаемых музеев страны. Публику сюда привлекает прекрасная постоянная экспозиция, состоящая из эталонных произведений всемирно известного мариниста, картин западноевропейских живописцев XVIII-XIX вв., марин русских художников XIX в., работ мастеров серебряного века и коллекции произведений современных художников, а также часто меняющиеся выставки из фондов галереи, других музеев, крупных частных собраний изобразительного искусства.