Практические рекомендации Нарушение психического развития при ограничении движения

Ресурсный центр
КОУ «Радужнинская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» по сопровождению образовательных организаций
города Радужный Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
по вопросам инклюзивного образования








Нарушение психического развития при ограничении движения















Подготовила: Маковеева С.В.
учитель


Радужный
2016



ДЦП КАК ВАРИАНТ ДЕФИЦИТАРНОГО ДИЗОНТОГЕНЕЗА

Дефицитарный дизонтогенез – вариант психического дизонгогенеза, при котором наблюдается дефицит развития на фоне дефицита поступающей информации из-за дефицита (недостаточности) какого-либо информационного канала.
В.В. Лебединский

4 основные информационных канала



















Влияние дефицитарности моторной сферы на психическое развитие

















ОБЩИЕ ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ДЦП

Все познавательные процессы имеют общие особенности:
Нарушение активного произвольного внимания (из-за невозможности длительно фиксировать взор, слух на источнике информации),
Повышенная истощаемость (из-за постоянного напряжения мышц всего организма),
Низкая интеллектуальная работоспособность,
Повышенная инертность и замедленность (застревание, вязкость в доступных видах деятельности),
Вторичные невротические осложнения (робость, страх, пониженный фон настроения, агрессия).

ВЗАИМОСВЯЗЬ РЕЧЕВОГО И ОБЩЕГО ПСИХОМОТОРНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

0-1,5 мес. жизни
Речевое развитие: период интенсивного интонационного обогащения крика.
Психомоторное развитие: развитие динамических изменений тонуса мышц всего тела.

1,5-2,5 мес. жизни
Речевое развитие: появление гуления. Звуки гуления не идентифицируются с речевыми, но можно различить отдельные подобия.
Психомоторное развитие: начало удержания головы вертикально, а также формирование возможности зажимать и разжимать кисть, удерживать вложенный в руку предмет.

5-ый мес. жизни
Речевое развитие: появление лепета. Голосовой поток, характерный для лепета начинает распадаться на звуки.
Психомоторное развитие: формирование функции сидения.

7-8 месяцев жизни
Речевое развитие: повторение в течение 2-4 минут одних и тех же открытых слогов в определенном ритме.
Психомоторное развитие: формирование опорной функции ног.

8-9 месяцев
Речевое развитие: введение в «речь» новых звуков. Употребление некоторых лепетных звукосочетаний для выражения своих эмоций.
Психомоторное развитие: закрепление функции стояния
конец I-начало II года жизни
Речевое развитие: появление первых слов.
Психомоторное развитие: овладение ходьбой; развитие манипулятивной деятельности рук

16-20 месяцев жизни
Речевое развитие: интенсивное пополнение словаря.
Психомоторное развитие: овладение ходьбой; расширение собственного пространства.

18-22 месяцев жизни
Речевое развитие: формирование элементарной фразовой речи (фраза из 2-3 слов, не объединенных в одну физиологическую синтагму).
Психомоторное развитие: обогащение коммуникативного опыта.

28-32 месяцев жизни
Речевое развитие: усложнение фразовой речи, увеличение интенсивности ее употребления.
Психомоторное развитие: расширение социальных контактов.


Общие особенности речевого развития детей с ДЦП

Запаздывание на всех этапах речевого развития,
Нарушение звукопроизношения (весь спектр дизартрических расстройств),
Темпо-ритмические нарушения (заикание),
Бедность словаря,
Трудности в использовании предлогов,
Бедность коммуникативного опыта.

Особенности деятельностного развития детей с ДЦП



















Особенности эмоционально-личностной сферы детей с ДЦП

Часто формируется по типу психического инфантилизма (недоразвитие высших форм волевой активности): эгоцентризм, не способность подчинять свои интересы интересам других, руководство эмоцией удовольствия),
Неадекватная самооценка,
Отрицательные качества личности (по 2 противоположным механизмам).

Фиксированность детей на своем дефекте

I группа – наиболее благополучная, полностью понимают последствия своего заболевания, трезво оценивают свои возможности и перспективы, готовы к преодолению трудностей,
II группа – постоянно подавленное настроение, потеря веры в улучшение состояния,
III группа – сравнительно спокойно относятся к своему заболеванию; нет объективной оценки своих возможностей и критического отношения к ним.

Группы формируются под воздействием воспитания в семье!!!


ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ СЕМЬИ ПО ОБУЧЕНИЮ И ВОСПИТАНИЮ РЕБЕНКА С ДЦП

Формирование самостоятельности в деятельности,
Формирование навыков самообслуживания и культурно-гигиенических,
Формирование навыков общения,
Ориентировка в ближайшем окружении,
Обучение в семье,
Коррекция недостатков интеллектуального развития

ИТОГ: формирование адекватного отношения к своему дефекту


Практико-ориентированные рекомендации для педагогов


Так как у данной категории детей при сохранном интеллекте идёт «диссоциативное» развитие психики (т.е. отмечается неравномерность развития, когда какие-либо знания и умения ребенка могут быть развиты больше, чем должно быть в его возрасте, и при этом другие знания и умения недостаточно сформированы), перед началом обучения необходимо изучить клинико-психолого-педагогический статус ребёнка.

У детей с ДЦП отмечается сенсорная сверхчувствительность. Малейшее сенсорное возбуждение, если оно внезапно, может вызвать резкое усиление спазма, поэтому: следует избегать резких внешних воздействий; педагог должен приближаться к ребёнку со стороны лица, а если это невозможно, нужно словесно обозначить свои действия; нельзя сажать детей с ДЦП спиной к двери и лицом к окну. Дверь и окно должны быть сбоку.


Необходимо обращать внимание на состояние эмоционально-волевой сферы ребенка и учитывать его во время занятий (детям с церебральным параличом свойственна повышенная тревожность, ранимость, обидчивость; например, гиперкинезы и спастика могут усиливаться от громкого голоса, резкого звука и даже при затруднении в выполнении задания).

На занятиях необходимо соблюдение двигательного режима, обязательный перерыв на физкультминутку.


В каждое занятие желательно включать упражнение на пространственную и временную ориентацию (например, положи ручку справа от тетради; найди сегодняшнюю дату на календаре и т.д.).

Для детей с усиленным слюнотечением (саливацией) требуется контролирующая помощь со стороны учителя с напоминанием проглотить слюну для формирования у ребенка устойчивой привычки - контроля за слюнотечением.


Для детей, имеющих тяжелые нарушения моторики рук(практически всегда они связаны с тяжелым нарушением речи), необходим индивидуальный подбор заданий втестовой форме, позволяющий ребенку не давать развернутый речевой ответ.
На занятии требуется особый речевой режим: четкая, разборчивая речь без резкого повышения голоса, необходимое число повторений, подчеркнутое артикулирование.

Так как темп деятельности у детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата замедленный, следует увеличить время, отведённое на выполнение заданий, и категорически исключить задания на время.


Ребёнку с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата необходима сопровождающая помощь дефектолога, специального психолога и логопеда.

По возможности в школе необходимо создать специальную коррекционную предметно-развивающую среду в соответствии с ведущими линиями развития ребенка.


Дифференцированный и индивидуальный подход, а также создание благоприятных условий обучения, учитывающих индивидуальные типологические и специфические особенности детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, поможет ребёнку лучше усваивать программу.