Урок по окружающему миру на тему Какие бывают растения ( 2 класс)


ФИО Власова Ольга Валерьевна
Место работы МБОУ СОШ № 48 г. Перми
Предмет Окружающий мир
Класс 2
Тема урока Какие бывают растения.
Базовый учебник Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2ч. - М.: Вентана-Граф, 2012
Виноградова Н. Ф. окружающий мир: 2 класс: рабочая тетрадь: в 2 ч. – М.: Вентана-Граф, 2012
Методическая цель урока – создание условий для развития умения выделять общие и отличительные признаки растений
Задачи урока:
1)Образовательная: формирование умений выделять общие и отличительные признаки растений, способствовать расширению знаний учащихся о растениях.
2)Развивающая: развитие умения ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
способствовать развитию речи и логического мышления, умения анализировать, делать выводы;
3)Воспитательная: способствовать воспитанию позитивного отношения к учебному труду, формированию коммуникативных умений при работе  в группе, в паре; формировать навык объективно оценивать свой вклад в общий результат; способствовать воспитанию бережного отношения к природе.
Для достижения поставленной цели и задач урока обучение ведётся  на системно-деятельностной основе. Ученики на основе наблюдения, собственных знаний и опыта сами открывают для себя новые знания. Информацию они учатся анализировать, систематизировать, обобщать в выводы, использовать во взаимосвязи с другими учебными  предметами и применительно к конкретным  жизненным ситуациям. Учитель осуществляет общий контроль, координирует деятельность учеников, ему отведена роль помощника и консультанта.
Тип урока: урок «открытия» новых знаний
Урок-наблюдение
Формы организации  деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Формы контроля: взаимоконтроль: самоконтроль, контроль учителя.
Оборудование: Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2ч. - М.: Вентана-Граф, 2012; Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 2 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2ч. - М.: Вентана - Граф, 2012 год, карточка с планом наблюдения, карточки с изображением растений; карточки с таблицей для игры.
Ход урока:
Приветствие по кругу (взявшись за руки):
Добрый день! Возьмемся за руки. Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.

Посмотрите друг на друга. Глазами и улыбкой пожелайте удачи на уроке
На ковре разложены игрущки: белка, кобра, окунь, бабочка, лягушка.
- Какая картинка лишняя и почему? (бабочка, насекомое)
- А что между ними общего? (они все представители царства животных)
- Какие царства живой природы вы еще знаете? (бактерии, грибы, растения)
- назовите основные признаки живой природы. (вывешиваем на доске: размножаются, дышат, питаются, умирают, растут)
Отгадайте загадку: Дышит и растет, а ходить не может (растение)
Приведите примеры растений по кругу (называют)
Спасибо. Вы так много назвали растений. А на какие группы вы их можете разделить? (предлагают варианты)
Почему не можем ответить на этот вопрос? Значит, что мы сегодня будем делать?
(Задача нашего урока, выяснить – какие бывают растения, на какие группы можно разделить царство растений)
Н. д. вывешиваю табличку – Царство растений…
Чтобы ответить на эти вопросы, вы будете работать в группах и проводить исследования.
(Деление класса на группы, получают задания). Прежде чем вы начнете работать, давайте вспомним правила работы в группах. (называют)
У каждой группы карточка с заданием и изображения растений.
1.Рассмотреть карточки
2.Какое растение лишнее? Почему?
3.Что объединяет остальные растения?
4.Как можно назвать их одним словом?
5.Какие из них можем встретить в Пермской области?
Лист с картинками.
Содержание карточек:
1 группа (дуб, береза, сосна, ель, одуванчик)
2 группа (смородина, малина, сирень, шиповник, берёза)
3 группа (подорожник, одуванчик, крапива, ромашка, колокольчик, сирень)
Работа в группах 3 – 5 минут.
Выступление групп. Лист с картинками вывешивается на доске.
Итак, подведем итог исследования: на какие группы можно разделить растения? Какие у них отличительные особенности?
Заполняем таблицу: Царство растений: Деревья, Кустарники, Травы.
Молодцы, ребята! Каждая группа получает знак – Солнышко.
- А как вы думаете, почему я решила вам подарить именно солнышко? (Солнце – это тепло и жизнь на Земле.)
А мы с вами живые? Давайте подвигаемся – физкультминутка.
Нежный, маленький бутон
Свернут туго – туго он.
Солнце луч ему протянет
И бутон - цветочком станет.
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише.
Деревцо все выше – выше.
Как растения расположены в природе? Какой вывод можно сделать по этим зарядкам? (Самые высокие – деревья с одним древесным стволом, средние – кустарники с несколькими древесными стволами, низкие – травы с травянистым стеблем. Растения располагаются как будто живут на разных этажах.)
Поиграем в игру: «Угадай-ка»!
Отгадав загадку, вы должны правильно вписать название растения в табличку.
Русская красавица
Стоит на поляне.
В зеленой кофточке,
В белом сарафане. (Береза)
Весной зеленела,
Летом загорела,
Осенью надела
Красные кораллы. (Рябина)
Никто не пугает,
А она вся дрожит. (Осина)
Кудри в речку опустила,
И о чем-то загрустила,
А о чем она грустит,
Никому не говорит. (Ива)
Что же это за девица?
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год. (Ель)
Держит девочка в рукеОблачко на стебельке.Стоит дунуть на него –И не будет ничего.      (одуванчик)
Красненька Матрёшка,Беленько сердечко.               (малина)           
Из-под снега расцветает,Раньше всех весну встречает. (подснежник)       Мои кусты легко узнать:Цвету я гроздьями весною (сирень)
Названия растений прикрепляем в таблицу к конкретному ярусу и доказывают.
Как прекрасен мир! Как разнообразен и удивителен по своей красоте и аромату мир растений. Но растения не только радуют нас. С древних времён люди постигали целебные свойства растений и передавали их из поколения в поколение.
- Вспомните названия растений, которые вы посчитали лишними, работая в группах.
На самом деле лишних растений не бывает. Все они нужны в природе.
А теперь закройте на минутку глаза и представьте, что на земле нет ни одного растения, ни кустика, ни дерева, ни травинки и даже цветочные горшки в нашем классе опустели. Как вы думаете, что бы произошло на планете?
Итак, какой же вывод можно сделать? Для чего растения на земле? Как мы должны с ними обращаться?
Какое исследование вы проводили сегодня, и что оно помогло вам выяснить?
Задайте вопросы своему соседу. (Дети задают вопросы:Как соседствуют растения?
Чем похожи все растения?
В чем отличия деревьев от кустарников?
В чем отличия травянистых растений от кустарников? и др.)Домашнее задание: Найти по 2 загадки о растениях нашего края и оформить сообщение или презентацию об одном из растений.
Подарки гостям – цветы (конфеты)
Совсем недавно был весенний женский праздник. Наши милы дамы получали цветы от своих мужчин. А сейчас наши мужчины подарят цветы гостям на память об уроке о растениях.
Подведем итог нашего урока. Выскажитесь о своих впечатлениях закончив любое предложение…

Сегодня я узнал…
Было интересно …
Мне было трудно…
Я выполнял задания…
Я понял, что…
Теперь я могу…
Я почувствовал, что…
У меня получилось …
Я смог…
Я попробую…
Меня удивило…
Мне захотелось..Молодцы, ребята! Спасибо за работу.
Расскажите сегодня родителям дома, что вы узнали, что было интересного в школе.
Особенно активны были …..