Родительский лекторий «Друзья моего ребенка. Кто они, какие они?»

Цель - формирование у родителей понимания необходимости воспитания у ребенка умения дружить.
Задачи: показать значение друзей в жизни ребенка; обсудить значение дружбы в жизни человека; способствовать формированию интереса к взаимоотношениям своего ребенка с одноклассниками, сверстниками; проанализировать с родителями проблемы, возникающие у детей с друзьями в этот возрастной период.
Значение друзей в жизни человека наши предки ценили давно. Сказки, пословицы, загадки, с которыми ребенок знакомится уже в раннем детстве, воспитывают отзывчивость, сочувствие, правдивость по отношению к друзьям.
Представления о дружбе формируются в детстве. Для малыша-дошкольника друг - это просто партнер в играх, тот, кто живет неподалеку, ходит в тот же садик или имеет интересные игрушки, вещи. Дети от 7 до 9 лет начинают проникаться идеей о взаимностях и сознавать чувства другого. А у ребят 9-12 лет дружба уже основана на идее подлинно равного обмена: друзья рассматриваются как люди, помогающие друг другу. Дети осознают, что могут оценивать действия своих товарищей и что те, в свою очередь, могут оценивать их действия. Они начинают задумываться о том, какие чувства вызовет тот или иной поступок у их друга. Два дружащих между собой ребенка могут удовлетворять различные потребности друг в друге. Бывает, что одному нравится командовать, другому - подчиняться. Один может воспринимать другого как образец, идеал, а другой - наслаждаться возможностью учить своего друга тому, как «правильно» играть или одеваться. Иногда отношения могут строиться на принципах равноправия, когда ни один из друзей не играет четко выраженную или постоянную роль. Характер дружеских отношений зависит от потребности каждого ребенка в доминировании, подчинении и автономии.
Дружба также может служить средством самовыражения. Дети иногда выбирают друзей, совершенно не похожих на них по складу личности. Открытый или импульсивный ребенок может выбрать своим близким другом более замкнутого или сдержанного. Отношения между ними дают каждому из них максимальную возможность самовыражения при минимальном соперничестве, а вместе они составляют пару, обладающую большим разнообразием черт. Для дружеских пар, существующих долгое время, обычно характерно наличие общих ценностей, взглядов, надежд и мнений как относительно друг друга, так и в отношении других людей.
Иногда зародившаяся в детстве дружба продолжается всю жизнь, но гораздо чаще детская дружба прерывается. Лучшие друзья могут уехать жить в другой город или перейти в другую школу, - и тогда оба испытывают чувство настоящей потери, пока не находят новых друзей. Иногда недавним товарищам становятся интересны другие люди, которые как-то по-новому удовлетворяют их потребности, а иногда они просто постепенно отдаляются друг от друга или же у них появляются иные интересы.
Наконец, не у всех детей есть друзья. Многим постоянно не везет в попытках найти друга. Для детей, отвергаемых сверстниками, существует риск столкнуться с проблемами социальной адаптации в более позднем возрасте. Однако не все отвергаемые сверстниками дети остаются без друзей. Некоторые исследования говорят о том, что наличие даже единственного близкого друга помогает ребенку преодолеть негативное воздействие одиночества и неприязни со стороны других детей. Исследования также показали, что многие отвергаемые сверстниками дети все-таки уверены, что у них есть лучшие друзья, и удовлетворены своей дружбой.
Весьма важным становится разделение по половому признаку. Группы теперь почти всегда состоят из представителей одного пола, и для каждого из полов характерны свои интересы, род занятий и формы взаимодействия.
Образование детских групп происходит разными способами. Обстоятельства постоянно сводят ребят вместе - в школе, в летних лагерях, по месту жительства. В каждом таком случае и, как правило, в течение очень короткого времени образуются компании. С момента знакомства детей в группе начинается процесс разделения ролей. Выявляются общие ценности и интересы. Растут взаимные ожидания и влияние членов группы друг на друга, складываются традиции. Такое развитие событий можно считать почти универсальным.
Положение детей в группе сверстников бывает разным. В каждой детской группе есть пользующиеся популярностью и непопулярные дети. На это различие в положении среди сверстников влияет ряд факторов. Принятие ребенка сверстниками часто связано с его энтузиазмом и активным участием в общих делах, способностью сотрудничать с другими детьми и отзывчивостью на попытки завязать знакомство. Все это укрепляет их популярность, тогда как социально неумелым детям становится еще больше не по себе, когда группа не замечает или отвергает их.
На популярность среди сверстников влияют также успехи в учебе и спортивные достижения. Как правило, популярные дети обладают способностями выше средних и хорошо учатся. Спортивные данные особенно важны, например, в летних лагерях или на игровых площадках, где группы превращаются в соревнующиеся спортивные команды.
Популярности в группе вредит как излишняя агрессивность, так и излишняя застенчивость. Никому не нравятся задиры и забияки, поэтому таких детей все стараются избегать. К сожалению, агрессивный ребенок не только не меняет своего поведения, а становится из-за неудач в общении еще агрессивнее. Взрослым необходимо помочь ему найти другие способы общения. Застенчивый, тревожный ребенок также рискует стать хронической жертвой, подвергаясь нападкам не только признанных забияк, но и обычных детей. Именно робкие ребята испытывают наибольшие трудности в общении и больше всего страдают от непризнания со стороны сверстников. Такие дети чувствуют себя более одинокими и больше обеспокоены своими отношениями с другими детьми, чем отвергаемые сверстниками агрессивные дети. Помочь преодолеть застенчивость в общении с группой сверстников вашему ребенку могут игры. Их можно организовать на семейных праздниках, на дне рождения, в гостях.
Положение ребенка в группе влияет на его самоощущение. Непопулярные дети часто имеют какие-либо особенности, отличающие их от одноклассников; это может быть излишняя полнота, необычное имя. Все это уменьшает соответствие ребенка стандартам группы. Насколько же важны эти стандарты?
Желание во всем соответствовать группе называют конформностью. Оно может быть нормальной, естественной и даже желательной формой поведения, ведь ежедневно нашим детям приходится приспосабливаться к требованиям среды. Но иногда дети слишком уж стремятся быть как все, даже когда это нельзя считать полезными ни для конкретного ребенка, ни для группы в целом, ни для окружающих.
Какие дети наиболее подвержены групповому давлению? Те, которые страдают «комплексом неполноценности» и обладают невысокой самооценкой. Эти дети склонны постоянно контролировать свое поведение и речь. Они особенно озабочены тем, как они выглядят в глазах сверстников.
Давление компании может иметь как положительный, так и отрицательный эффект. Например, исследования показали, что влияние сверстников может способствовать повышению мотивации к учебе. Дети легче подчиняются авторитету группы, когда он носит положительный характер, а не тогда, когда он влечет за собой антисоциальные действия (употребление алкоголя, курение или воровство). Ребята, остающиеся после школы без надзора, также в большей степени подвержены отрицательному влиянию компании, чем дети, находящиеся под контролем взрослых.
У детей в группах сверстников могут появиться клички. Они даются, чтобы показать характерную особенность того или иного ребенка, например, «Босс», «Профессор», «Чемпион». Взрослым это явление может казаться забавным, временным, но дети к прозвищам относятся очень серьезно. Одна из главных причин присвоения друг другу прозвищ состоит в желании отделить «своих» от «чужих». Детей, у которых нет кличек, считают личностями слишком незначительными, чтобы с ними возиться. Они обычно непопулярны. Иметь прозвище - это значит обладать каким-либо качеством, заслуживающим внимания сообщества, даже если это внимание будет не совсем приятным. Обидные клички внутри группы используются лидерами, чтобы показать, какими не следует быть. Обладатели этих прозвищ являются примерами нарушения стандартов или норм, принятых в компании. Клички выражают также обособленность своей группы от всего общества и обладание скрытыми знаниями. Но, не смотря ни на что, на первое место в выборе друга дети ставят нравственные качества: доброту, отзывчивость, верность, умение прийти на помощь в трудную минуту.
А нравятся ли вам друзья вашего ребенка? Как вы помогаете своим детям найти настоящего друга? Считаете ли вы отношение друга к вашему ребенку искренним, бескорыстным? Как вы поступаете, если чувствуете, что вашим сыном или вашей дочкой манипулируют, управляют? Чтобы выявить проблемы в выборе друзей у ваших детей, помочь вам выбрать корректное, тактичное поведение, предлагается вам ответить на вопросы анкеты.

Анкета для родителей 1
Знаете ли вы друзей своего сына или дочери? 2. Как давно они дружат? 3. Довольны ли вы этой дружбой? 4. Считаете ли вы эту дружбу равноправной? 5. Бывает ли друг вашего ребенка у вас дома? 6. Как вы к этому относитесь? 7. Знаком ли ваш ребенок с вашими друзьями? 9. Как он к ним относится? 10. Что бы вы хотели изменить в общении вашего ребенка с его друзьями?
Анкета для родителей 2
Продолжите предложения:
Мы знаем, что друзья нашего ребенка - это ...
2.Если друзья нашего ребенка приходят к нам в дом, то...
3.Если наш ребенок отпрашивается на встречу с друзьями, то мы...
4.Если наш ребенок приглашает своего друга с нами провести время, то мы...
5.Если нам не нравится друг нашего ребенка, то мы...

Уважаемые папы и мамы! Помните! Самое главное - сохранить физическое и психическое здоровье ребенка. Разговаривайте со своим ребенком о необходимости беречь здоровье. Личным примером демонстрируйте сыну или дочке уважительное отношение к собственному здоровью. Не позволяйте ему выполнять режим дня от случая к случаю. Если ребенок болен, но протекание болезни позволяет ему делать зарядку и он этого хочет - не препятствуйте ему. Посещайте вместе с ним спортивные мероприятия и праздники, особенно детские. Бывайте вместе с ним на воздухе, участвуйте в его играх и забавах. Дарите ребенку подарки, которые будут способствовать сохранению его здоровья. Не смейтесь над ребенком, если он выполняет какое-то упражнение не так. Приветствуйте его общение со сверстниками, которые занимаются спортом. Не ждите, что здоровье само придет к вам. Идите вместе с сыном или дочкой ему навстречу!


МБОУ «Шумаковская СОШ»







Родительский лекторий
«Друзья моего ребенка. Кто они, какие они?»





Классный руководитель 9 класса Талдыкина Л.Ю.


2016-2017 учебный год