Конспект урока изобразительного искусства по теме «Узоры, которые создали люди. Выполнение предмета быта (варежки, украшенной узором (орнаментом))», 3 класс, УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Б.М.Неменского


Тема: Узоры, которые создали люди. Выполнение предмета быта (варежки, украшенной узором (орнаментом)).
Цели: 1) Ознакомить с произведениями декоративно – прикладного искусства.
2) Научить разрисовывать варежку элементами декоративно – прикладного искусства.
3) Воспитывать любовь к народному искусству.
4) Развивать творческое воображение, чувство цвета, кругозор.
Оборудование для учителя: ноутбук, мультимедиа проектор, слова – вставки, альбомный лист с обведённой варежкой, чистый альбомный лист, кисточка, баночка с водой, палитра, тычок, магниты, цветные мелки, дырокол,. Оборудование для учащихся: краски, кисти, палитры, баночки для воды, простые карандаши, тычки (ватные палочки), шаблоны варежек, магниты, варежки (белая, жёлтая, синяя) у каждого для рефлексии, ножницы, нитки, белый картон формата А 4, 10 альбомных листов с обведённой варежкой.
Время проведения урока: 45 минут.
Ход урока.
1.Мотивация к учебной деятельности.
Учитель.
- Ты входишь в мир как в двери мастерской. Ты можешь сделать его лучше, красивее, потому, что в каждом человеке заложена способность к творчеству. А часть радости творца обязательно передаётся его творению. Поэтому эту радость почувствуют те, кто это творение будет смотреть или читать, или слушать.
2. Актуализация знаний.
- Какие времена года изображены на картинках? (Осень и зима.)
- Измените, слова осень и зима так, чтобы получилось законченное предложение.
- Прочитайте тему нашего урока. (Мы осенью готовимся к зиме.)
- Отгадайте загадку: А ну – ка, ребятишки,
Кто угадает:
На десятерых братьев
Двух шуб не хватает. (Варежки или рукавички.)
Учитель.
- Правильно! Приближается сезон холодов, поэтому самое время сейчас вспомнить о тёплых вещах. Порадовать себя любимых красивой одёжкой для своих драгоценных ручек.
3. Целеполагание.
- Сегодня мы с вами познакомимся, научимся и будем развивать.
- Давайте дополним первые слова предложений подходящими концовками так, чтобы предложения имели законченную мысль. Три начала предложений и три концовки.
- Сегодня мы познакомимся… (С произведениями декоративно – прикладного искусства.)
- Научимся… (Разрисовывать варежку элементами декоративно – прикладного искусства.)
Будем развивать… (Творческое воображение, чувство цвета, кругозор.)
- Вот что у нас получилось.
4. Вступительная беседа об истории появления рукавичек.
Читает хорошо читающий ученик.
- На Руси рукавицы известны с 13 века. Исстари они были обязательной принадлежностью крестьянской одежды. Варежки делились на мужские и женские. Женские – миниатюрные, нарядные, многоцветные. Мужские, попроще, вязались без резинки, чтобы было удобнее работать и легко скинуть с руки, пот утереть.Учитель.
- У рукавичек на Руси было много названий: вареги, варежки, варьги, варяшки, вачаги, дельницы, мохнатки, мохнашки, кукавки, связни.
5. Работа над новым материалом (1 часть).
- Достаточно ли нам одной варежки, чтобы руки не мёрзли? (Нет.)
- Почему? (У нас пара рук, следовательно, должно быть две варежки.)
- Если мы приложим правую руку к левой руке, что мы заметим? (Они совпали.)
- Значит руки у нас, какие? (Руки симметричны относительно друг друга.)
- Поэтому варежки должны быть тоже симметричными.
- Что такое симметрия? (Совпадение правой и левой картин, рисунков, предметов, геометрических фигур.)
- В переводе с греческого «symmetria» означает «соразмерность». Под симметрией правого и левого понимают возможность их совмещения при зеркальном отражении.
- Сегодня мы будем работать в парах. 1 вариант будет рисовать правую варежку, а 2 вариант – левую варежку. На шаблонах подписаны правая и левая сторона варежки.
- Положите перед собой картон белого цвета, формата А 4.
- Обведите шаблон большой варежки по краю картона простым карандашом.
- Для чего обводим по краю картона? (Экономия картона.)
- Возьмите кисточки и раскрасьте вашу варежку любым цветом, который больше всего нравится, но используйте только светлые тона.
- Как получить светлый тон? (Добавить больше воды.)
Если дети назовут голубой или розовый цвета.
- Голубой это оттенок синего цвета, розовый – оттенок красного. Чтобы получить эти оттенки нужно добавить белый цвет. Но мы этого делать не будем. Мы возьмём основные оттенки.
- Какие светлые тона могут получиться? (Светло – жёлтый, светло – зелёный и т. д.)
- Разведите краску с водой на палитре. Показ учителем.
- Раскрасьте варежку этим цветом, но сначала посмотрите, как это делаю я. Я раскрашу варежку светло – жёлтым цветом. Раскрашиваем слева направо или сверху вниз.
- Кто раскрасил, вымойте кисточки и положите их на парту. Картон отодвиньте на край парты.
6. Физминутка (релаксация).
Учитель.
– Закройте глаза и представьте в своём сердце звёздочку. Мысленно направляйте к ней лучик, который несёт любовь. Звёздочка увеличилась. Я направляю лучик с добром. Звёздочка стала ещё больше. Я направляю к звёздочке лучики, которые несут тепло, здоровье, радость, нежность и ласку. Тепло звёздочки стало больше, она несёт тепло всем, всем, всем! Откройте глаза!
7. Словарная работа.
Учитель.
- Известен старинный русский обычай: перед свадьбой девушка должна была продемонстрировать своё мастерство. Помимо шитья свадебного наряда, невеста одаривала семью жениха узорчатыми чулками и рукавицами. Причём все изделия должны были быть с разным орнаментом.
- Что значит слово «орнамент»?
- Слово «орнамент» происходит от латинского «ornamentum» - украшение. На Руси более употребительным было слово «узор», несущее тот же смысл – украшение поверхности предмета.
8. Анализ росписи на образцах декоративно – прикладного искусства.
- А легко ли нам будет придумать свой орнамент? (Нелегко.)
- Где его можно увидеть?
- Для этого мы отправимся в музей декоративно – прикладного искусства.
- Поднимите руку те, кто из вас бывал в музее.
- В каком?
- Декоративно - прикладное искусство по своему происхождению – искусство народное.
- Перед вами выставка работ народных умельцев. Обратите внимание на орнамент глиняных игрушек.
Учитель.
- Чернышинская роспись зародилась в деревне Чернышино на Орловщине. Инструмент для росписи: птичьи перья. Цветовая гамма: красный, фиолетовый, жёлтый. Краски разводят на белке. Элементы росписи: полосы, точки, ромбы.
- Хлудневская роспись зародилась в деревне Хлуднево, Калужской области. Инструмент для росписи: соломинка. Цветовая гамма: красный, малиновый, зелёный и другие цвета. Краски разводят на желтке. Элементы росписи: точки, овалы, полосы.
- Каргопольская роспись зародилась в селе Печниково, Архангельской области. Расписывают: мелом, сажей, синькой, суриком, цветной глиной. Элементы росписи: полоски, точки.
- Филимоновская роспись зародилась в селе Филимоново, Тульской области. Инструмент для росписи: «пёрышко» - короткая, удобная в работе кисточка из куриных перьев. Цветовая гамма: жёлтый, красный, зелёный, синий, фиолетовый. Элементы росписи: крестик, ёлочка, снежинка.
- Дымковская роспись зародилась в слободе Дымково. Расписывают: красками на яйце с квасом. Элементы росписи: полоски, клетки, кружки, овалы, точки.
- Вот и закончилось наше путешествие по музею. Ещё раз посмотрите, какие узоры использовали умельцы при росписи игрушек.
9. Работа над новым материалом (2 часть).
- Могут ли мастерицы использовать эти узоры для вышивки? (Да.)
- Где на варежке можно расположить узор? (На резинке, на пальце, по всей основе варежки.)
- Посмотрите, как расположила узор на варежке я.
- Как расположен узор на первой варежке? (В полосе.)
- На второй? (По центру.)
- На третьей? (По всей основе варежки.)
- Каким приёмом кистевой росписи лучше нарисовать звёздочку или снежинку? (Кончиком кисточки.)
- Точки? (Тычками.)
- Цветочки? (Примакиванием.)
- Сейчас мы отправимся в мастерскую, где изготовляют варежки. Вы будете мастерами, кисточки – спицами, а краски – цветными нитями.
- Какие цветные нити вы взяли бы для вязания?
- Берите только три цвета. Я вязала вот такими нитями: на жёлтой основе – синими, зелёными и красными.
- Вырежьте варежки, нарисованные на картоне.
- Если варежки симметричны, то и орнамент на варежках должен быть каким? (Симметричным.)
- Я вам даю две минуты для того, чтобы придумать единый орнамент для варежек в простом карандаше. Для этого вам пригодятся альбомные листы с обведённой варежкой.
- Теперь перенесите этот узор на свои варежки. Работайте в парах, берите один цвет краски и одновременно наносите узор. Не забывайте, что он должен быть симметричным.
10. Самостоятельная работа.
- Приступайте к работе. Рисуем сразу же кисточкой.
Дети рисуют, а учитель с помощью дырокола делает отверстие в каждой варежке.
- Что делают с варежками для того чтобы не потерять их или не перепутать? (Пришивают резинку.)
- А мы соединим варежки ниткой. Свяжите варежки.
11. Итог урока.
- Где можно использовать наши варежки? (Для украшения класса к Новому году.)
12. Рефлексия учебной деятельности.
- У вас на столах лежат маленькие варежки трёх цветов. Варежка белого цвета означает, что урок был интересным, не скучным для вас. Жёлтого – я немного скучал. Синего – меня тянуло в сон.
- Возьмите варежку только одного цвета.
- Расположите свои выбранные варежки по цветовой гамме.
- Спасибо за внимание! Урок окончен!