Доклад Коллективный способ обучения на уроках технологии


КГУ «Комплекс Тарханская средняя школа – детский сад»
ДОКЛАД
ДОКЛАД

Коллективный способ
обученияна уроках технологии.
Коллективный способ
обученияна уроках технологии.

Подготовила:
учитель технологии, черчения и ИЗО
Шевелева Наталья Дмитриевна
Суть коллективного способа обучения (КСО) можно сформулировать так: каждый обучает всех, все обучают каждого.
Нередко учителя считают, что только они сами в силах доступно и верно объяснить сложный материал, На практике мы убедились, что во многих случаях это могут сделать и ученики, ecтecтвeннo, если им будет обеспечена необходимая помощь учителя. Следовательно, суть КСО можно трактовать и так: учит не только учитель, но и ученики друг друга.
Учитель заранее делит класс на группы по 5-6 учащихся в каждой и определяет лидеров. Это, как правило, способные ученики, проявившие склонность к предмету и хорошо по нему успевающие. Лидеры - будущие помощники учителя, который вместе с ними заранее подготавливает все необходимое к уроку: карточки с вопросами и заданиями для каждой группы, образцы или модели изделий, трафареты, технологические карты, инструкции по технике безопасности, оборудование, инструменты и др. Следует отметить, что лидеры знают ответы на вопросы и умеют выполнять задания, поскольку они уже предварительно отвечали учителю, изучили технологическую карту и отработали определенные операции.
Члены каждой группы, получив карточки, приступают к работе, самостоятельно готовятся к устному ответу, делают записи в рабочих тетрадях. Лидер первой группы предлагает задавать вопросы друг другу, а также продумать вопросы для второй группы, та готовит вопросы для третьей группы и т д. Если у отвечающих возникают затруднения, то дают пояснения задающие вопрос. Лидер решает, кто из группы будет отвечать или задавать вопросы.
Применение КСО возможно на обобщающих уроках, в этом случае ученики, давая ответ, проговаривают известные им сведения. У них развивается логика суждений, способность выделять главное, делать выводы, На обобщающих уроках можно предложить группам задания по решению технологических, экономических, экологических проблеем. И даже поставленная перед группами одинаковая проблема может быть решена ими по-разному. Учитель после обсуждения предлагает оценить наиболее оптимальное решение,
В некоторых школах достаточно успешно применяют КСО на уроках контроля знаний. Каждый учащийся сдает готовую работу вначале лидеру группы, который ставит оценку. При этом лидер оценивает соблюдение технологической последовательности при изготовлении изделия, соблюдение техники безопасности при работе. Кроме того, учитывается ведение записей в рабочей тетради, чистота и порядок на рабочем месте. Учитель, как правило, согласен с оценкой или задает дополнительные вопросы.
Существует несколько способов деления класса на группы. Например, разделить его на равноценные группы, т.е. в каждой собрать сильных и слабых учеников, или создать разноуровневые группы, т.е. объединить в одних - успевающих, в других - неуспевающих учащихся. В первом случае учитель может ставить одну проблему для всех, давать одинаковой сложности практические задания и будет уверен, что все группы справятся, хотя одни быстрее и лучше, другие позже и хуже. Положительным моментом является тот факт, что в каждой группе есть сильные ученики, которые объяснят материал, решат трудную задачу и помогут "вытянуть" проблему. Однако психологи считают, что при таком делении нет условий для развития "стеснительных" учащихся. Они как в классе вели себя тихо, не высказывали своих мыслей, не проявляли инициативы, так и в составе группы будут следовать за сильными учениками.
При втором варианте инициатива слабых, робких не подавляется сильными. Оставшись наедине со своими задачами, они просто вынуждены будут их решать. Для таких групп надо готовить посильные задания, иначе теряется интерес, снижается мотивация. Такой же подход необходим и к сильным ученикам - им надо предлагать задания творческого, исследовательского плана. При этом учителю предстоит большая работа по подготовке разноуровневых заданий к каждому уроку. Сложность заключается также в большой подготовительной работе с лидерами, подготовке раздаточного материала, его тиражировании.
Некоторые учителя технологии используют объединение учащихся в пары. Напарники работают вместе, объясняют друг другу непонятное и готовятся отвечать и объяснять освоенный материал соседней паре.
Учителя, постоянно применяющие КСО на своих уроках, как правило, заранее предупреждают учащихся о том, что на следующем занятии они будут работать в группах или парах. Ученики знают, с кем они будут работать.
Применение КСО на уроках трудового обучения помогает учителю добиваться поставленной цели, создает творческую, соревновательную атмосферу среди учащихся. Свободная форма общения способствует меньшей их утомляемocти, повышает работоспособность, воспитывает такие качества, как взаимоконтроль, самоконтроль, готовит к практической трудовой деятельности.
Ознакомившись с коллективным способом обучения КCO, я решила использовать его на уроках технологии. Хотя КСО разработан в основном для гуманитарных и естественно-математических дисциплин, опыт показывает возможность его успешного применения на уроках технологии при повторении и обобщении пройденного материала.
Проводя опрос, работу организую в парах (в V-VI классах) и малых группах (в VП-IX классах), используя карточки с вопросами и ответами. Каждый ученик задает своему напарнику вопросы по карточке и по ней же проверяет его ответ, в случае необходимости поправляя и дополняя его.
Ниже приводятся образцы двух карточек, используемых в V-VI классах.
Карточка 1 Карточка 2
Вопросы Ответы Вопросы Ответы
Как подразделяется одежда по назначению?
Какая одежда относится к бытовой?
Одежда по назначению подразделяется на бытовую и производственную.
К бытовой одежде относится повседневная, торжественная, домашняя (в том числе рабочая), спортивная и национальная одежда.
Какие ткани используют для изготовления рабочей одежды?
Что входит в комплект рабочей одежды?
Для изготовления рабочей одежды используют льняное полотно, ситец или сатин.
В комплект рабочей одежды входит фартук и головной убор.
В VII-IX классах формирую малые группы, объединяя четырех учащихся, сидящих за двумя соседними столами. Каждый из них получает одну карточку с вопросами и ответами и работает то с одним, то с другим соседом, обмениваясь карточками. Движение карточек осуществляется в двух направлениях (см. рисунок). Работа заканчивается, когда к каждому вернется его карточка.

Ниже приводятся образцы четырех карточек, используемых в VII-IX классах.
Карточка 1 Карточка 2
Вопросы Ответы Вопросы Ответы
1.Какие волокна относятся к химическим?
2.Что является сырьем для получения искусственных и синтетических волокон?
1. К химическим волокнам относятся искусственные и синтетические.
2. Сырьем для производства искусственных волокон служит целлюлоза, получаемая из древесины ели и отходов хлопка, а для производства синтетических волокон газы и продукты переработки каменного угля и нефти.
Перечислите основные свойства тканей.
От чего зависят технологические свойства тканей?
К основным свойствам тканей относятся физико-механические, гигиенические и технологические свойства.
Технологические свойства тканей зависят от свойств волокон, ткачества, характера отделки ткани.
Карточка 3 Карточка 4
Вопросы Ответы Вопросы Ответы
1. Перечислите основные операции получения тканей.
2. Какие изделия можно сшить из тканей, выработанных из искусственных и синтетических волокон?
1. Основные операции получения тканей: прядение, ткачество, отделка, крашение и печатание.
2. Из тканей, выработанных из искусственных и синтетических волокон, можно сшить платья, блузки, нательное белье, мужские сорочки, летние пальто и другие изделия.
1. Существуют два вида волокон: натуральные и химические.
2. К основным технологическим свойствам тканей относятся: осыпаемость нитей, раздвижка нитей в швах, усадка, растяжимость.
Взаимопроверка знаний в парах и малых группах значительно повышает активность учащихся, развивает мышление и речь, создает условия для естественного общения детей.
Использованная литература:
Границкая А.С. Научить думать и действовать: адаптивная система обучения в школе: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1991. 175 с.