Конспект урока окружающего мира на тему «Какие бывают животные»



Муниципальное образовательное учреждение
«Кадетская школа№46 г.Пензы.
Пензенский казачий генерала Слепцова кадетский корпус»


Конспект урока окружающего мира
по программе «Перспектива»
(А.А.Плешаков,М.Ю.Новицкая)
по теме: «Какие бывают животные»
1 класс

Составитель: Храмцова Е.В.



Пенза - 2011


Тема урока. КАКИЕ БЫВАЮТ ЖИВОТНЫЕ
Цель урока: сформировать простейшее представление учащихся о группах животных.
Задачи урока
-образовательная: формировать представление о группах животных (насекомые, рыбы, птицы, звери), их существенных признаках;
-развивающая: развивать умения слушать, слышать, понимать, работать в группе;
-воспитывающая: воспитывать бережное отношение к животным.
Планируемые достижения учащихся: уметь классифицировать животных по их существенным признакам, приводить примеры представителей каждой группы.
Тип урока: урок открытия новых знаний
Форма урока: урок с элементами мини-исследования
Оборудование.
У учителя запись музыкальной заставки к телепередаче «В мире животных», презентация «какие бывают животные»
У учащихся атлас-определитель «От земли до неба».
План урока

Этап урока
Время

1
Организационный момент
1 мин

2
Введение в тему урока
Актуализация знаний
Постановка проблемы
3 мин

3
Совместное открытие знаний
10 мин

4
Экологическая минутка
3 мин

5
Физкультминутка.
1 мин

6
Продолжение работы по теме урока
10 мин

7
Закрепление полученных знаний
6 мин

8
Конкурс на лучший рисунок
5 мин

9
Подведение итогов урока.
1 мин



40 мин


Ход урока

Ход урока
1. Организация учащихся, настрой на работу (Заставка к передаче «В мире животных»)
- Начинается урок, Он пойдёт ребятам впрок, Постарайтесь всё понять, Учитесь тайны открывать,
(Открывается дверь в мир животных)
2. Введение в тему урока
Актуализация знаний
-Каких животных вы знаете?
-Можно ли перечислить всех животных за один урок? (Нет, их очень много)
Постановка проблемы
-Ученые-зоологи договорились при изучении животных делить их на несколько больших групп. В каждую группу входят животные, имеющие общие признаки. Предлагаю сегодня представить себя в роли учёных и попробовать выделить эти важные признаки, по которым группы животных отличаются друг от друга.
3. Совместное открытие знаний.
-На рисунках показаны животные. Рассмотрите их. Назовите каждое животное на бежевом фоне. А можете ли вы назвать их одним словом? Выберите подходящее слово из столбика на с. 43. (Насекомые.)
-Назовите каждое животное на голубом фоне. А как назвать их одним словом? Выберите подходящее слово из столбика. (Рыбы.)
-Назовите каждое животное на желтом фоне. Как назвать их одним словом? Выберите подходящее слово из столбика. (Птицы.)
-Итак, о каких группах животных мы узнали? (Рыбы, птицы, насекомые, звери)
Давайте попробуем привести свои примеры животных каждой группы».
Рыбы-
Птицы (Ответы детей.)
Звери
Насекомые
Работа в парах
-А сейчас проверим, насколько хорошо вы запомнили названия животных. Поработаем в парах. Пожмите своему соседу руку, настройтесь на дружную работу.
-Выполняем задание № 1 в рабочей тетради (с. 3233). Расставьте цифры рядом с каждым животным в соответствии с его названием.
-Молодцы, вы хорошо справились с заданием. Запомнили названия всех животных.
Выявление существенных признаков каждой группы животных (насекомых, рыб, птиц, зверей).
-А теперь переходим к следующему этапу нашего исследования. Наша задача определить, чем же животные разных групп отличаются друг от друга.
-Чем похожи все насекомые?( насекомые летают)
. -Действительно, большинство насекомых летает.
-А вот это какое животное? (Это муравей)

-Можно ли назвать муравья насекомым? (Можно, муравей – это насекомое.)
-Так вот, муравьи, которых мы обычно видим в муравейнике, крыльев не имеют и не летают. Летать могут будущие муравьиные «мамы»: они вылетают из муравейника, чтобы основать новую семью, а потом теряют крылья и больше из гнезда не выходят.
-Не летают такие насекомые, как жуки-жужелицы, редко летают, хотя и имеют крылья, жуки-плавунцы, кузнечики. Значит, умение летать хотя и важный признак насекомых, но не главный. Оказывается, главным признаком у насекомых является количество ног. Откроем атлас-определитель «От земли до неба» на с. 130.
-Сколько ножек у жуков? (У жуков 6 ножек.)
-Посмотрим на изображения муравьев и пчел в атласе-определителе на с. 152153. Сколько у них ножек? (У муравьёв и пчел тоже 6 ног)
А у мух и комаров на с. 154155?
-Значит, главный признак насекомых шесть ножек (три пары).
- А теперь посмотрите на эту картинку.

-Это что за животное? (Это паук)
-Можно ли назвать паука насекомым?» (Нет, у него восемь ног.)
4.Экологическая минутка
-По отношению к насекомым мы порой очень жестоки. Ловим и коллекционируем бабочек и жуков из-за их красоты, идем и не замечаем, что раздавили муравьишку. Многие виды насекомых из-за этого стали редкими
Какого жука я в лесу повстречал!
Он топал, как бык, и рогами качал.
И очень серьезным и грозным он был,
Я даже дорогу ему уступил.
Мне имя его неизвестно пока,
Но я не забуду лесного жука,
Я в городе в библиотеку пойду,
Жука моего по рисункам найду.
Узнаю, где водится, как он живет,
Зачем ему крылья и что он жует.
И будут страницы, как травы, шуметь,
И будут, как птицы, трамваи звенеть.
Я всем расскажу про жука своего.
Как славно, что я не обидел его.
С. Макотин
5.Физкультминутка.
-Под музыку попробуйте сделать упражнения, которые показывает обезьянка.
6.Продолжение работы по теме урока
-Какие признаки отличают рыб от других животных? (живут в воде)
-А кита и моржа можно назвать рыбами?
-. Киты постоянно живут в воде, а моржи проводят в ней значительную часть своей жизни. Значит, жизнь в воде важный, но не главный признак рыб. Главный признак наличие чешуи, которой покрыто их тело.
-Еще один признак рыб жабры. С их помощью рыбы дышат.
- Какие признаки отличают птиц от других животных? (Птицы летают.)
-Правильно. А можно назвать птицами страуса и пингвина?(Да, можно)
-А они умеют летать? (Нет)
-Большинство насекомых тоже хорошо летает.
-Итак, не все птицы летают и не только птицы умеют летать. Значит, не это главное. А что же главное?
-Главный признак птиц наличие перьев. Тело птиц покрыто перьями, которые защищают их от холода и помогают летать.
-Скоро для птиц наступит тяжелое время зима, и мы должны помочь тем птичкам, которые не улетели в теплые края, подкормить их:
Сугробами засыпаны
Дворы, бугры, дорожки,
Не могут пташки отыскать
Ни зернышка, ни крошки.
Так вот летают все слабей
Ворона, галка, воробей.
Скорей на помощь, дети!
Вот в этот самый трудный час
Спасенья птицы ждут от нас,
Кормите их, согрейте!
Повесьте домик на суку,
Рассыпьте крошки на снегу...
К. Мухаммади
-А чем отличаются от других групп звери? (Главным признаком зверей является наличие шерсти.)
-Давайте проверим. Правильные ли мы с вами сделали выводы. Я прочитаю вам текст с.43, а вы внимательно слушайте и проверяйте правильность наших выводов.
«Среди животных есть насекомые, рыбы, птицы, звери.Насекомые – животные. У которых шесть ног (три пары). Рыбы – водные животные, тело которых покрыто чешуёй. Птицы – животные. Тело которых покрыто перьями. Звери – животные, тело которых покрыто шерстью.»
7.Закрепление полученных знаний.
-А теперь давайте проверим, сможете ли вы отгадать. Какое животное от нас спряталось. Только по небольшой его части, используя полученные на уроке знания. Для этого мы выполним Задание № 2 в рабочей тетради (с. 33). Работать будет каждый в своей рабочей тетради самостоятельно.,
Взаимная проверка в парах.
-Проверьте, правильно ли выполнил задание ваш сосед. Обменяйтесь тетрадями. Обсудите ваши работы.
-Молодцы! Вы хорошо поработали. И теперь нас ждёт Весёлая угадайка.
- Отгадайте загадки. Попробуйте изобразить каждое животное. Определите, к какой группе относится каждое животное?
Домовитая хозяйка
Полетает над лужайкой.
Похлопочет над цветком-
Он поделится медком. (Пчела)
Ходит на рыбалку
Не спеша, вразвалку:
Сама себе удочка,
Сама себе лодочка. (Утка)
Сидит на ветке,
А не птица,
Есть рыжий хвост,
Да не лисица. (Белка)
Полосатая злодейка
Съест любого малыша-
Пескаря, плотву, уклейку,
Не проглотит лишь ерша. (Щука)
Загадки- ловушки
Многорукий царь Гордей
Наплел ловушек да сетей.
Как расставит он ловушки,
Прошипит: «Ловитесь мушки!» (Паук)
- Можно ли назвать его насекомым? (нет) у него 8 ног- он относится к отряду паукообразных.
8. Конкурс на лучший рисунок
– А сейчас, вспомнив интересные факты из жизни животных, думаю, каждый из вас выбрал для себя самую красивую группу животных. На столе у вас лист бумаги и карандаши. Предлагаю вам нарисовать наиболее понравившееся животное.

9 Подведение итогов урока
– Что нового узнали?
– Так на какие группы можем разделить представителей животного мира?
– Каковы их отличительные особенности?
Рефлексия
- Какое задание на уроке было самым интересным?
-Какое задание показалось трудным?
-Что осталось непонятным?

Рекомендации для занятий в семье. С помощью атласа-определителя потренируйте детей в классификации животных, показывая отдельно представителей насекомых, рыб, птиц, зверей.











15