Конспект урока по окружающему миру во 2 классе Какие бывают животные


Проектирование урока
Предмет: Окружающий мир.
Класс 2 класс.
УМК «Школа России».
Учебник: А.А.Плешаков. Окружающий мир. 2 кл.: Москва «Просвещение» 2012г.
Тип урока: Урок открытия нового знания
Тема: Какие бывают животные.
Цель: Формировать представления о многообразии представителей животного мира, особенностях их внешнего вида, питания, размножения.
Задачи: - Выявить отличительные особенности насекомых, рыб, птиц, зверей; научить различать группы животных по их характерным признакам; познакомить с новыми группами животных «земноводные», «пресмыкающиеся».
- Расширять кругозор детей о природе, представления о взаимосвязи растений и животных;
развивать умение самостоятельно находить ответы на поставленные вопросы.
- Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, нормы поведения в природной среде.
- Прививать интерес к предмету;
- Воспитывать у учащихся чувства товарищества, культуры общения, чувства взаимовыручки.
Планируемые результаты: Предметные: (объем освоения и уровень владения компетенциями)
-научатся: определять общие условия, необходимые для жизни животных, и их существенные признаки; выявлять зависимость строения тела животного от его образа жизни, работать в парах, используя представленную информацию для получения новых знаний; рассматривать иллюстрации в учебнике, извлекать из них нужную информацию; отвечать на вопросы и оценивать свои знания.
Метапредметные: ( компоненты культурно-компетентностного опыта/ приобретенная компетентность)
- познавательные: освоят способы решения проблем творческого и поискового характера; овладеть логическими действиями сравнения, анализа, классификации по признакам; умение систематизировать и преобразовывать информацию;
- регулятивные: умение планировать свою деятельность; осознавать, что уже усвоено и что нужно усвоить; овладеть способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать средства ее осуществления;
- коммуникативные: умение работать в паре: находить общее решение; умение слушать собеседника и вести диалог, умение излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Личностные:
-формировать целостный социально-ориентированный взгляд на мир в его ограниченном единстве и разнообразии природы, уважительное отношение к иному мнению, умение принимать и осваивать социальную роль обучающегося; развивать мотивы учебной деятельности и формировать личностный смысл учения; развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликты, видеть выходы из спорных ситуаций.
Используемые технологии: ИКТ, ТРИЗ, здоровьесберегающие, игровая.
Используемые приёмы: - инсерт (INSERT)
- заполнение таблицы
- кластер
- синквейнОборудование: презентация (Power Point, 2003), карточки с изображением животных разных групп, карточки для работы, карточки с дополнительным текстом, учебник, рабочая тетрадь.
Название этапа Задачи этапа Приёмы Содержание этапа Формируемые УУД
Деятельность учителя Деятельность учащихся 1.Орг момент Создать эмоциональ-ный настрой, рабочую обстановку в классе. Прозвенел, друзья, звонок!
Начинается урок.
Мы сегодня снова будем наблюдать,
Выводы делать и рассуждать,
А чтобы урок пошёл каждому впрок,
Активно в работу включайся, дружок!
-Давайте улыбнемся друг другу. Хорошо, когда день начинается с улыбки. Попробуйте сохранить такое доброе настроение в течение всего урока.
Формирование коммуникативных действий (правила общения).
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии
Получить представле-ние о ка-честве усво-ения учащи-мися ранее изученного материала. 1.Филворд «Какие бывают растения?»
-Послушайте загадку и поробуйте догадаться, о чем в ней идет речь.
 Дом со всех сторон открыт.Он резною крышей крыт.Заходи в зеленый дом –Чудеса увидишь в нем!
(Лес)- Вспомните наш прошлый урок окружающего мира. Без чего лес – это не лес?
Работа в парах
- Возьмите конверты. Достаньте из них филворд.
-Сейчас я буду читать описание видов растений, а вы должны их найти в филворде и закрасить нужные слова.
1. Эти растения имеют мягкие сочные стебли. (Слайд 2)
2. Эти растения имеют несколько довольно тонких одревесневевших стеблей – стволиков. (Слайд 2)
3. У этих растений от корня отходит один толстый стебель – ствол. (Слайд 2)
4. Обобщите. Как их можно назвать одним словом?
- Проверка правильности выполнения.
- Какие слова вы нашли? -Отгадывают загадку. Отвечают на вопросы.
-Работают в парах.
- Травы.
- Кустарники.
- Деревья.
-Растения.
Формируются коммуникативные действия (правила общения, самосто-ятельная органи-зация речевой деятельности); личностные: (мотив отношения к изучаемому ма-териалу, само-оценка, освоение начальных форм познавательной и личностной реф-лексии).
3.Самоопреде-ление к деятель-ности.
Выявление места и причины затруднения
Повторить и обобщить изученные группы животных.
Определить опорные знания.
Ситуация прогнозирования
Приём «анаграмма»
Постановка проблемного вопроса
Прием «Вер-ные и невер-ные утвержде-ния» (работа проводится в парах)
- -Посмотрите внимательно, все ли буквы были вами использованы.
-Попробуйте составить из них новое слово.
- Какое слово у вас получилось?
-Как вы думаете, существует ли взаимосвязь между растениями и животными?
- Предположите, о чём мы будем говорить на уроке.
- Что вы уже знаете о животных?
- Что ещё хотите узнать?
-Какие группы животных ты знаешь? Чем они различаются?
-В какие группы отнесем лягушку и ящерицу?
-Почему мы не смогли определить данных животных по группам?
- Как вы думаете, какие учебные задачи поставим перед собой?
-Давайте откроем учебник на стр. 60 и прочтем над чем же нам предстоит работать на уроке.
Я предлагаю вам поиграть в игру
«Верите ли вы?»
На каждой парте лежит листочек, на котором в табличке записаны номера с 1 по 7. Я буду читать вопросы, начинающиеся со слов «Верите ли вы, что…». Если вам необходимо, то вы можете обсудить с соседом ответы и поставить знак «+», если вы верите, или «-», если не верите. (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 2)
Вопросы:
1…животных можно условно разделить на 4 группы.
2…насекомые - это животные, у которых 6 ног.
3…у рыб тело покрыто чешуёй.
4…птицы – это животные, покрытые перьями..5… звери выкармливают своих детёнышей молоком.
6… у зверей тело покрыто шерстью.
7…существуют животные, которым хорошо как в воде, так и на суше.
8. …. существуют животные, которые обходятся без ног.
- Отложите ваши листочки. Мы вернемся к ним после изучения нового материала и проверим, правильно ли вы думали.
-Животные.
-Да. Они являются обитателями леса, как и растения.
-Строят предположения о том, какова тема урока.
.
- О животных.
(Ответы детей.)
(Ответы детей.)
(Ответы детей.)
-Недостаточно знаний.
-Строят свои предположения.
-Читают сведения из рубрики «Что узнаем, чему научимся»
Личностные (мотив отношения к изучаемому ма-териалу, само-оценка; умение работать в группе, учитывать мнение другого человека);
регулятивные (умение формули-ровать тему урока, принимать и сох-ранять учебную задачу).
4. Построение проекта выхода из затруднения
Обобщить знания детей о животных, на этой основе разделить животных на группы (насекомые, птицы, рыбы, звери).
Исследовательская работа
Работа с карточками (работа в группах)
Работа с учебником.
Составление
кластера
Работа с карточками (работа в группах)
Рефлексия - А теперь прочитайте тему урока на с.60 учебника. Совпадает ли она с вашими предположениями. (Слайд 4)
- Сегодня нам нужно ответить на вопрос, какие бывают животные? А также провести исследование и выделить отличительные признаки каждой группы животных.
-А для того чтобы нам ответить на все эти вопросы, я предлагаю отправится в путешествие в лес.
-Все согласны?
-Но путешествовать мы будем необычно, мы с вами побываем обитателями леса.
(дети выбирают животного)
Мы с вами разобьемся по группам согласно ваших карточек и начнем наше исследование.  (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 3)
- Возьмите конверт - в нем ваше зада-ние. (В конвертах подготовлены рисунки животных).1-я группа- окунь, ерш, кузнечик, карась;2-я группа- муха, божья коровка, медведь, жук;3-я группа- тигр, лиса, гусь, волк;4-я группа- ласточка, клест, щука, синица. - Рассмотрите картинки с изображением животных и найдите лишнее животное.На доску вывесите результат своей работы в группе.- Как одним словом назвать всех животных каждой группы?
(На доску прикрепляется название каждой группы животных: насекомые, рыбы, птицы, звери.) (Слайд 5)- Назовите отличительные признаки каждой группы.- Ответ на этот вопрос найдете в учебнике на стр. 60.- Что узнали о животных своей группы?
видео
- А сейчас заполним таблицу, которая лежит у вас на парте.
(см. ПРИЛОЖЕНИЕ 4)(Слайд 6 - 13)
физминутка− У вас на партах лежат карточки. Возьмите их, прочитайте задание и попробуйте выполнить. На выполнение работы отводится 1-2 минуты.
Распредели животных на группы:
Лягушка, ворона, щука, ящерица, слон, жаба, волк, крокодил, гусь, карась, пчела, комар.(см. ПРИЛОЖЕНИЕ 5)
- Кто смог расположить всех животных?
− У кого нет результата?
− Что вы не смогли сделать?
− Кто выполнил задание?
− Кто из вас уверен, что правильно вы-полнил задание?
− Те, кто опустили руку, что вы не смогли сделать?
- Какие бывают животные.
(Ответы детей:1 – это рыбы;
2 – это насекомые;
3 – это звери;
4 – это птицы. )(Ответы детей по группам.)
(Ответы детей.)
-Я не смог всех животных распределили по группам.
-Мы не можем выделить приз-нак, которым нужно воспользо-ваться, чтобы отнести животных к какой-нибудь группе. Формирование предметных УУД (умение находить отличительные признаки живот-ных), познавательных - (развитие логи-ческого действия сравнения, ана-лиза, синтеза, классификации, обобщения)
(На последующих этапах форми-руется те же УУД)
5. Физминутка.
Обеспечить кратковременный активный отдых для учащихся во время заня-тий.
6. Создание про-блемной ситу-ации(мотивация)
Выявить причину затруднения. − Что теперь будете делать?
− Что же вы делали, какое задание выполняли?
− Чем вы пользовались при выполнении задания?
− В чём же затруднение?
− Почему не смогли распределить этих животных? - Вернёмся к заданию и будем думать, что мы делали, как мы делали и почему не получилось.
- Распределяли животных по группам.
- Эталонами «Признаки 4 групп животных».
- Некоторые животные не вошли ни в одну из групп, мы их никуда не вписали.
- Они не подходят к нашим эталонам. Формирование познавательных УУД - (развитие логического дей-ствия сравнения, анализа, синтеза, классификации, обобщения)
7. Изучение нового.
Осмысление содержания. Сформулиро-вать тему, цель и спла-нировать работу.
Познакомить с новыми группами жи-вотных. Приём INSERT
Работа в парах - Каким будет следующий этап? −Сформулируйте цель своей работы.
− Что поможет вам достичь цели?
- Откройте учебник на странице 61.
(см. ПРИЛОЖЕНИЕ 6)
-Как будете работать?
-Да, карандашом подчеркните признаки животных других групп. Работать будете в парах. Вспомните правила работы в парах.
1.Работать должны оба.
2.Один говорит, другой слушает.
3.Если не понял, переспроси.
4.Своё несогласие высказывай вежливо.
- На чтение я вам даю 5 минут - Будем искать новые знания.
-Узнать признаки животных других групп.
- Источник, из которого мы по-лучим новые знания, наш учеб-ник и ещё дополнительный материал.
- Читать, отмечать карандашом, что знаем, новое, в чем возникают вопросы.
(Чтение текста.) Формируются коммуникативные действия (обуче-ние правилам работы в группах, умению догова-риваться и прихо-дить к общему решению сов-местной деятель-ности, умению высказывать своё личное мнение и мнение участ-ников группы, создать условия для развития коммуникативных навыков сотруд-ничества со взрослыми и свер-стниками).
8.Реализация построенного проекта Пронализи-ровать полу-ченные знания − Что вы подчеркнули? Какие знания вы нашли?
(Слайд 14 - 20)
− Итак, вы создали эталоны. Для чего они нужны?
− Что теперь надо сделать?
- Определяем с опорой на эталоны и демонстрационный материал в учебнике и презентации, к какой группе относятся те животные, которых не смогли распределить по группам. (Учащиеся читают то, что подчеркнули во время работы в парах, другие могут дополнять ответы. Одновременно на доске появляются новые эталоны: «Признаки животных других групп (земноводные, пресмыкающиеся).
-Эталоны помогают запомнить новые знания, ими будем пользоваться при выполнении заданий и их проверке.
-Вернёмся к заданию на пробное действие.
(Заполнение учащимися оставшейся части таблицы.) 9. Первичное за-крепление с проговарива-нием во внеш-ней речи Закрепить и сделать выво-ды о новых знаниях Приём проговарив-ания в гром-кой речи - Для каких групп животных составили эталоны?
− Какие признаки животных выявили?
− Какое задание теперь сможем выпол-нять? - Мы составили эталоны для следующих групп: земноводные, пресмыкающиеся.
(Учащиеся проговаривают с опорой на эталоны.)
-Определять, какое животное к какой группе относится. 10.Самостоя-тельная работа с проверкой по эталону Учить применять полученные знания, осуществлять самопроверку по эталону, обосновывать своё действие Приём применения внутренней речи - Сейчас мы выполним задание, чтобы понять, научились ли мы пользоваться новыми знаниями.
- Заполним нашу таблицу.
− Откройте рабочую тетрадь на странице 21, выполните упражнение № 5.
− Что теперь необходимо сделать?
(После выполнения учащимися самостоя-тельной работы организуется самопро-верка по образцу на доске.) (Слайд 20)
− У кого задание вызвало затруднение?
− В каком месте возникло затруднение?
− Почему возникло затруднение? (Заполнение таблицы.)
(Учащиеся работают в тетрадях на печатной основе, выполняя задания с опорой на эталоны.)
- Проверить свою работу.
Формирование регулятивных УУД (оценка уро-вня владения уче-бным матери-алом), личностных (самооценка своих достижений).
11.Включение в систему знаний и повторение Систематизи-ровать и пре-образовать информацию Приём -составление кластера - Что теперь необходимо выяснить?
− А для этого обратите внимание: на доске есть карточки с новыми знаниями и понятиями. Попробуйте составить схему.
(Слайд 21)
− А какие ещё схемы вы можете составить про животных? (Слайды 22-23)
− Нужны ли вам знания этих схем? Для чего?
− Да, действительно, эти знания вам помогают при отгадывании или составлении загадок, при составлении описания животного для словаря.
− Отгадайте, о каком животном идёт речь?
1. Это дикое всеядное млекопитающее бурого или белого окраса. (Слайд 24)
2. Это дикое хищное насекомое, похоже на вертолёт. (Слайд 25)
− Дайте описание зайца, коровы, лисы, щуки -Где наши новые знания пригодятся.
(Составление учащимися кластера)
4889573660Ж
И
В
О
Т
Н
ЫЕ
00Ж
И
В
О
Т
Н
Ы
Е
391795736600073787073660насекомые
00насекомые


73152067945птицы
00птицы

388620698500737870233680рыбы
00рыбы

388620249555003886202095500734695248285звери
00звери

3886202641600038862014986000734695262255земноводные
00земноводные

734695276860пресмыкающиеся
00пресмыкающиеся

Это медведь.
Это стрекоза.
Это травоядное млекопитающее, меняющее зимой окрас с серого на белый.
Это травоядное крупное домашнее животное, дающее людям молоко.
Это хищный дикий зверь, обычно рыжего цвета.
Это хищная речная рыба, питающаяся мелкими рыбёшками. Коммуникатив-ные УУД (умение высказывать своё личное мнение, создать условия для развития коммуникативных навыков сотруд-ничества со взрос-лыми и сверст-никами).
12. Физминутка для глаз.
13.Рефлексия учебной деятельности на уроке Снятие напря-жения, орга-низация отдыха
Самоанализ результатов своей деятельности.
Самооценка знания и незнания. Работа с карточками
Работа в парах
Составление синквейна(работа в парах) Итак, урок подходит к завершению.
− Какова была цель нашей работы?
− Вы достигли цели?
− Чем вы пользовались при достижении цели?
− Что вы узнали?
− Что пока не получилось? У кого остались затруднения?
− Какую задачу перед собой поставите?
− А теперь возьмите карандаш, карточку на столе и поставьте «+» или «?» рядом с высказыванием. (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 7)
Карточка для рефлексии.
1. Я могу определить животных, которые относятся к группе рыб.
2. Я могу определить животных, которые относятся к группе птиц.
3. Я могу определить животных, которые относятся к группе земноводных.
4.Я могу определить животных, которые относятся к группе насекомые.
5. Я знаю признаки животных из группы млекопитающих.
6.Я могу определить животных, которые относятся к группе пресмыкающихся.
7. В самостоятельной работе у меня были (не было) ошибки.
8. Я доволен своей работой на уроке.
- Вы хорошо справились с заданием. А теперь пришло время вернуться к нашим листочкам, с которыми вы работали в начале урока и снова ответить на те же вопросы. Проверим, не ошиблись ли мы в своих предположениях. Я снова читаю вопросы. Во второй строке вы ставите нужный знак. (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 2)
А теперь, я предлагаю каждому из вас вспомнить, что мы изучали на уроке и обобщить свои знания при составлении «синквейна».
-Напомним правила составлениея синквейна:
1. Предмет (Кто? Что?) – 1 слово2. Признаки предмета (Какой? Какая? Какое? Какие?) – 2 слова.3. Действие предмета. (Что делает? Что делают?) – 3 слова.4. Ключевая фраза – отношение к теме.
5. Предмет – синоним. -Узнать признаки животных, земноводных, пресмыкающихся.
-Да.
(Ответы детей.)
(Проверка происходит в парах.)
(Зачитывание вариантов.)
Животные.
Дикие, домашние.
Рождаются, размножаются, умирают.
Мир животных разнообразен.
Друзья. Формирование регулятивных УУД (оценка уро-вня владения уче-бным матери-алом), личност-ных (самооценка своих достижений на основе рефлек-сии).
14. Подведение итогов урока. Определение эффективнос-ти урока. - О чём мы говорили сегодня на уроке?
- Какая информация была для вас новой?
- Что особенно вам понравилось в уроке?
- Что было трудно? - Мы говорили о животных.
- Мы выделили новые группы животных: земноводные и пресмыкающиеся.
(Ответы детей.) Формируются коммуникативные действия (правила общения, самостоятельная организация речевой деятельности).