Влияние физической культуры на эмоционально — психологическое состояние подростка


Влияние физической культуры на эмоционально - психологическое состояние подростка

Тема работы «Влияние физической культуры на эмоционально - психологическое состояние человека».
Цель работы: на основании статистических исследований показать положительное влияние физических упражнений на состояние эмоциональной сферы подростка.
Актуальность и проблема темы: динамичность и психологическая сложность современной жизни оказывает отрицательное воздействие на состояние эмоциональной сферы современного человека и особенно подростка. Выход из разного рода психологических сложностей возможен разными путями.
Актуальность моей темы состоит в том, что такой выход особенно успешен благодаря занятиям физической культуры и спортом. Именно физические упражнения позволяют уравновесить эмоциональную сферу человека.

Я постараюсь раскрыть тему «влияние физической культуры на эмоционально - психологическое состояние человека». Современный городской житель (а это по данным ООН - 3 миллиарда людей, в России - это 70 процентов населения) ведет хоть и активный, но в большинстве своем сидячий образ жизни. Отсутствие двигательной активности приводит не только к недоразвитию, некоторому атрофированию различных групп мышц, но и к потере ощущения своего тела, чувству накопившейся усталости, физиологической депрессии. Состояние тела человека однозначно неразрывно связанно с возникновением у человека тех или иных эмоций. При занятиях спортом происходит выброс эндорфина - так называемого "гормона настроения", 30 минут занятий любым спортом увеличивают количество этого гормона в 5-6 раз.
Найти на себя полчаса, пусть не каждый день, несколько раз в неделю - может ли это стать проблемой? Да! А это следующий психолого-терапевтический эффект регулярных занятий спортом: научиться контролировать свое время, научиться ответственно относиться к своему эмоциональному здоровью.

С целью раскрытия темы и достижения цели нашей работы мы провели следующие исследования среди обучающихся 9-тых классов нашей школы.
Первый этап исследования проводился в сентябре 2015 года, то есть в начале учебного года. Мы провели анкетирование среди наших учеников. Анкета состояла из трех заданий: оцените психологический климат в своей семье, в классе и на уроке физкультуры. Мы получили следующие результаты:

Класс
Психологический климат в моей семье
Психологический климат в моем классе
Психологический климат на уроке физкультуры


(+)100%
(-) 0%
(+) 82%
(-) 18%
(+) 100%
(-) 0%


(+) 76%
(-) 24%
(+) 94%
(-) 6%
(+) 43%
(-) 57%


(+) 48%
(-) 52%
(+) 60%
(-) 40%
(+) 56%
(-) 44%


Таким образом, было опрошено 84 обучающихся. Положительным эмоциональный климат в семье считают 75% обучающихся; климат в классе положительным оценивают 68%, а положительный эмоциональный климат на уроках физкультуры составлял 66%.
Второе исследование мы провели в декабре прошлого года, и оно представляло собой исследование настроения наших обучающихся после прохождения основных этапов урока физкультуры:



Класс
Разминка
Сдача нормативов
Учебная игра


(+) 73%
(-) 23%
(+) 84%
(-) 16%
(+) 98%
(-) 2%


(+) 61%
(-) 39%
(+) 43%
(-) 57%
(+) 58%
(-) 42%


(+) 63%
(-) 37%
(+) 39%
(-) 61%
(+) 59%
(-) 41%


Таким образом, было опрошено 84 обучающихся. Положительно к разминке на уроке относятся 66% обучающихся; сдачу нормативов положительно оценивают 56%, а учебную игру на уроках физкультуры 72% обучающихся считают эмоционально положительной частью урока.
Третье исследование мы провели в марте 2016 года после сдачи норм ГТО среди 9-х классов. Хочу отметить, что наша школа участвовала в Фестивале ГТО Энгельсского мунициального района. После сдачи норм мы опросили 99 наших учеников 9-х и 11-х классов, которые отметили, что сдача норм ГТО была трудной, но создала подъём настроения и чувство гордости за самих себя. Многие из нас преодолели себя! Из 12 наших выпускников у нас 2 серебряных значка и 1 золотой значок ГТО.
Особую роль на эмоции оказывают занятия в спортивных секциях. В нашей школе работают 6 секций, в которых занимаются 137 человек. Мы опросили наших спортсменов, и все они подтвердили, что тренировки всегда поднимают настроение.
Во время занятий спортом человек входит в состояние легкого транса, когда сознание сужается, за счет периодического повторения тех или иных движений. Входя в подобное состояние сознания, психика как бы делает перезагрузку, как компьютер. Это позволяет выйти из проблем и заново взглянуть на сложившиеся жизненные ситуации.
Найти себе подходящую нагрузку может каждый. Кому-то подойдут занятия в тренажерном зале, кому-то занятия танцами или плавание или занятия йогой, а может вечерняя прогулка быстрым шагом. В любом случае со спортом в жизнь человека приходит хорошее настроение.
И в конце мне хочется отметить, что занятия физической культуры нужны всем. Конечно, прежде чем начать делать те или иные упражнения стоит посоветоваться с физиотерапевтом или тренером, но делать это нужно обязательно. Помимо физиологического эффекта, человек обретает уверенность в своих силах, это помогает ему почувствовать себя бодрым, предает уверенности в себе и помогает бороться с плохим настроением.
Подводя итог всего выше сказанного, хочу призвать всех: «Постарайтесь найти в течение недели время на занятия физической культурой. Ведь недаром сказано «В здоровом теле – здоровый дух».








15