Конспект урока по окружающему миру на тему Берегите воду (3 класс)


МБОУ Токарёвская СОШ №2
Открытый урок по окружающему миру в 3 классе
«БЕРЕГИТЕ ВОДУ»
(Проведен 18.10.2012г.)

Учитель начальных классов
Самылина М. А.
2012 г.
Тема: БЕРЕГИТЕ ВОДУ
Цели:
Обучающие: а) формирование и обобщение знаний о воде, явлениях природы,
связанных с водой;
б) формирование понятия «экологическая проблема» и убеждения
в необходимости охраны воды в природе;
в) приобретение учащимися определенных знаний и умений,
позволяющих участвовать в практической деятельности по охране воды
в природе.
 
Развивающие: а) развитие навыка самостоятельной и практической работы; умение работать в группах.
Воспитывающие: а) преодоление потребительского подхода к использованию
воды, безответственного отношения к ней;
б) воспитание бережного отношения к пресной воде.
Оборудование: компьютерная презентация, глобус, учебник А. Плешакова «Окружающий мир», карточки с заданиями и тестами, реквизит для сценки, мензурка с водой, плакат «Берегите воду», рисунки учащихся, родникова вода.Ход урока
I.Организационный момент
Учитель: Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
1 капелька. В луже, в море, океане,
И в водопроводном кране.
Как сосулька, замерзает,
В лес туманом выползает.
2 капелька. Ледником в горах зовётся,
Лентой серебристой вьётся.
Средь высоких стройных елей
Рушится потоком селей.
3 капелька. На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит,
Растворяет сахар в чае.
Учитель: Мы её не замечаем,
Мы привыкли, что вода-
Наша спутница всегда.
Капельки вместе: Без меня вам не умыться,
Ни наесться, ни напиться!
Учитель: Смею вам я доложить:
Без воды нам не прожить.
- О чём пойдёт речь на уроке? (о воде)
II. Сообщение темы урока.
Сегодня я предлагаю вам побывать в роли учёных – экологов и попробовать решить экологическую проблему охраны водных ресурсов от загрязнения. Работать вы будете в группах.
Цели: обобщить знания о воде; получить новые знания по теме «Берегите воду» позволяющие участвовать в практической деятельности, связанной с охраной воды в природе.
III.Обобщение знаний о воде.Каждая группа готовит выступление по карточкам.
1 группа
Вода и жизнь
1.Что вы знаете о воде и её значении?
2.Какую часть земли занимает вода?
3.Вычисли и запиши, сколько воды в теле человека, если его масса составляет:
60 кг ______________________
2 группа
Свойства воды
1.Какие свойства имеет вода?
2.Где в быту используется свойство воды – растворитель?
3.Что такое фильтр?
3 группа
Превращения и круговорот воды
1.В каких состояниях находится вода в природе? Приведите примеры.
2. При какой температуре образуется лёд?
При каком условии вода переходит в газообразное состояние?
3. Составь схему «Круговорот воды в природе». Расскажи по схеме.
Вывод: Мы обобщили знания о воде, её свойствах, о трёх состояниях и свойствах, связанных с водой.
IV. Выполнение тестовых заданий.
Верны ли утверждения? Обведи «Да» или «Нет».
1.Вода встречается в природе в трёх состояниях: жидком, твёрдом и газообразном.
Да. Нет. 2.Вода превращается в лёд при температуре +10. Да. Нет.
3.Лёд и снег – вода в твёрдом состоянии. Да. Нет.
4.При превращении в лёд вода сжимается. Да. Нет.
5.Водяной пар – вода в газообразном состоянии. Да. Нет
V. Физкультминутка
(Танец «Морячка» 1 куплет)
VI. Изучение новой темы.
1. Слово учителя.
- Прочитайте слова, записанные на доске «Родник-источник жизни».
- Как вы понимаете их смысл?
- Без воды нет жизни. Будущее России, ее экология, чистота ее рек и озер зависят от каждого из нас, от детей и взрослых. Мы знаем, что чистая вода дарит нам жизнь, здоровье и радость. И поэтому каждому из нас необходимо бережно относиться к воде, экономно расходовать этот ценнейший дар.
Сейчас вам, как экологам необходимо составить реальный план действий по охране окружающей среды и защите водоемов в нашем районе, вблизи школы или дома.
- Предлагаю изучить научные статьи и подготовить ответы на вопросы.
1 группа
Почему возникла проблема бережного отношения к воде? (учебник с.57)
2 группа
Какие меры принимают люди для того, чтобы вода оставалась чистой?
(учебник с.58)
3 группа
Как каждый человек должен беречь воду? (учебник с.60)
2. Работа в группах.
3. Обсуждение первого вопроса.
-Если взглянуть на глобус, больше всего на нем голубой краски. Голубым цветом изображают воду. Воды на нашей планете много. Почему возникла проблема бережного отношения к воде? (Ответы учащихся.)
-Почему морская вода имеет вкус, мы ведь говорили, что чистая вода без вкуса?
-Давайте получим морскую воду опытным путём. В ней растворено много различных солей, примерно спичечный коробок соли на 1 литр воды.
    Опыт: получение морской воды.
- Попробуем морскую воду на вкус. Пригодна ли она для питья? Почему? Докажите словами из текста.
-Солёная вода вызовет гибель клеток крови, а значит, приведёт к смерти организма.
Вывод: хотя на Земле много воды, но большая её часть – это морская вода, непригодная для питья. Пресной воды на Земле мало.
-От чего загрязняется вода в реках, озёрах, морях? (Ответы учащихся.)
4. Инсценировка сказки.
-Все вы знаете сказку Пушкина о золотой рыбке. А я предлагаю посмотреть сказку «о нефтяной рыбке».
Ведущий. Жили – были старик со старухой у самого синего моря. Забросил дед в море невод и вытащил… бутылку из-под сока. Закинул невод во второй раз - выловил рваный башмак.
В – третий раз, как и полагается ,попалась старику рыбка. Да не простая ,а, известное дело золотая и заговорила она человечьим голосом .
Рыбка. Не отпускай меня назад в речку! Лучше кинь в аквариум с чистой водой. Моченьки нет больше жить в речке! Не хочу сделаться рыбкою «нефтяною», а хочу остаться рыбкой золотою!
- Почему рыбка не захотела оставаться в воде? Ведь вода – это ее дом!
5. Обсуждение второго, третьего вопроса
Какие меры принимают люди для того, чтобы вода оставалась чистой? (Ответы учащихся.)
Как каждый человек должен беречь воду?
Учащиеся из 3 группы рассказывают о правилах бережного отношения к воде.
Правила бережного отношения к воде.
Обращай внимание, не течет ли зря вода из водопроводного крана дома, в школе. Если ты заметишь такое, закрой кран.
Бывает, мы расходуем много воды бесполезно, не замечая этого. К примеру, ты моешь руки, умываешься под сильной струей. Прикрой немного кран. Это не помешает умыться, а воды утечет меньше.
Научись чистить зубы так, чтобы не расходовать напрасно воду. Для этого не оставляй кран открытым, пока чистишь зубы и полощешь рот. Сразу наливай воду в стаканчик и закрывай кран. Полоскать рот из стаканчика очень удобно. А сколько воды ты сбережешь!
Ты хочешь охладить лимонад и держишь бутылку под холодной струей. Не лучше ли поставить лимонад в холодильник, а воду поберечь.
Если вода течет из-за неисправности крана или колонки, надо сразу же сообщить взрослым.
Не мусорить на берегах рек, не мыть в них машины.
Вывод: природные источники воды нельзя считать неисчерпаемыми. Каждый человек должен беречь воду.
6. Сообщение о родном крае.
- У нас в Тамбовской области тоже не все благополучно с чистотой водоемов. Послушайте сообщения учащихся о реках Тамбовской области.
7. Дополнения учителя по теме урока.
-Вода – богатство, которое нужно беречь. Ее исключительная важность подчеркивается тем, что 22 марта объявлен Международным днем воды.
Ребята, которые живут в поселках и городах, которые находятся на берегах рек, вместе с взрослыми занимаются охраной рек от загрязнения. Создают группы под названием «Голубой патруль». Собирают мусор у водоемов.
Существует Всемирно известная организация «Гринпис».
-    Кто знает как переводится это слово, может кто-нибудь слышал? (Зеленый мир).
- Она пытается решать глобальные экологические проблемы по охране водных ресурсов от загрязнения. «Гринпис» часто проводит различные акции. О них можно узнать на сайте этой организации. У многих дома есть компьютера и выход в интернет. Вы можете взять электронный адрес и вместе с родителями поучаствовать в какой-нибудь акции.
-Как вы думаете, в каком водоёме самая чистая вода? (В роднике.)
Рассказ учителя о роднике в д. Мамонтове Токарёвского района.
8.Творческое задание
-Каждая группа придумывает и рисует запрещающий знак на тему «Берегите воду».
V.Итог урока
Составление плана действий по охране окружающей среды.
VI.Домашнее задание.-Проанализируйте сказку Рыжова «Жила-была река». Ответьте на вопрос: «Почему река убежала от людей и что нужно сделать, чтобы её вернуть?»
-Я хочу угостить вас родниковой водой. (Дети пьют воду.)