Памятка Особенности сочинений различных жанров


МОУ «Крымская школа»
село Крымка Джанкойский район
Республика Крым
Учитель русского языка и литературы
Аблитарова Лилия Энановна Особенности сочинений различных жанров

2015 год
Сочинение – интервью
может быть диалогом и монологом.
Сочинение – исповедь (монолог) – один из самых редких жанров.
Он опирается на глубокое знание текста.
Повествование ведется от первого лица вслед за автором. Герой размышляет о многом, и в этих размышлениях должны занять место все проблемы произведения.
Если ученик пишет сочинение на свободную тему, то исповедь – это крик его души, откровенный, искренний, глубокий.
Ученик должен говорить своим, но художественный языком.
-8- Сочинение – рецензия
Это разновидность критической статьи, глубокое высказывание о произведении искусства (литература, спектакль, кино).
В работе нужно дать анализ, суждение, отзыв об этом произведении.
Вступление в рецензии может начинаться ярким эпизодом из текста.
Ученик должен сообщить немного об авторе, истории создания произведения, раскрыть тему и основные проблемы, волнующие художника
-1-
Сочинение – литературный портрет
Искусство портрета – это раскрытие внутреннего облика человека. Это значит показать «душу оригинала»
Литературный портрет – один из творческих жанров, предлагает свободное раскрытие «портрета» человека. Автор дает своё видение, понимание, значение этого человека для себя, для своей жизни.
К литературному портрету примыкает портретная зарисовка.
Она требует жесткого отбора материала: картины, фактов, выразительных деталей, раскрывающих облик героя, писателя, поэта
-2- Сочинение – письмо -
это обращение к одному или группе лиц.
Оно может включать рекомендацию о прочитанном (письмо к другу), выражать просьбу или советы в разрешении каких-либо проблем, раздумье о судьбе героя.
Жанр письма дает возможность понять нравственно-эстетические взгляды ученика, увидеть его художественный вкус.
Обязательным условием сочинения-письма является запись адресата, обращение к адресату, подпись пишущего со словами прощания
-7-
Сочинение – дневник -
это известный жанр, но непростительно забытый, он помогает учителю увидеть внутренний мир ученика.
Прежде, чем обратится к такому сочинению, нужно прочитать дневник великих людей.
Повествование должно идти от первого лица. Здесь преобладают отрывочные записи, вставленные эпизоды, встречи с людьми (героями книг), размышления о событиях, фактах.
От автора сочинения требуется соблюдение композиционных особенностей дневника, искренность при изложении материала.
Путевые заметки так же относятся к сочинениям-дневникам, они включают элементы описания местности, лирически отступления пишущего сочинение, диалоги с теми «кого встретил в пути»
-6- Сочинение – характеристика
Этот жанр требует глубокого раздумья не только над системой образов, но и над отдельным героем. Сочинение должно быть взволнованным размышлением о его нравственных идеалах, поступках, действиях с окружающими людьми. Необходимо проследить эволюцию характера в развитии произведения, выделить то индивидуальное, неповторимое, что характеризует личность этого героя.
Может выделить сравнительную характеристику и характеристику лирического героя (для поэтических произведений).
В сравнительной характеристике нужно избегать изложения «по порядку» черт героев, надо углубить их общие и противоположные черты, показать суть каждого через взгляды, образ жизни.
-3-
Сочинение – обозрение
Менее глубокий анализ возможен в таком сочинении. Здесь уместны обращения к различным произведениям одного или нескольких писателей, поэтов, критиков, кратких комментарий к ним
Литературно-критическая статья и сочинение-статья являются новыми жанрами сочинений-обозрений. В них используются различные приемы: литературные зарисовки, портретные описания, речевые характеристики, диалоги, пейзаж.
-4- Сочинение – очерк
(или сочинение-рассказ)
Имеет одну отличную черту – публицистичность изложения, т.е. обращение к читателю с размышлением о своих переживаниях, чувствах.
Сочинение-очерк – один из самых трудных жанров, к которому обращаются чаще всего одаренные, творчески думающие учащиеся.
Очерк предполагает глубокое знание фактического материала, требует искусства раскрытия темы в динамике.
Очерк должен подвести читателя к выводу об общественной значимости того о чем рассказывается в нем.
-5-
Сочинение – эссе -
это жанр критики, публицистики.
Сочинение-эссе можно предложить до изучения творчества писателя: «Моя первая встреча с Толстым», «Доброе слово В. Распутина», «Песни добра и света»
Оно должно включать в себя авторское первоначальное впечатление от прочитанного, общее понимание жизни писателя, его произведения.
Повествование должно раскрывать основные вопросы.
Сочинение-эссе должно четко выразить позицию ученика.
-9-