Конспект урока по окружающему миру «Берегите воду»


Схема конспекта урока
Учитель: Новикова Марина Казьмировна.
Предмет Окружающий мир Класс 2
Тема урока «Берегите воду!».


Этапы работы
Содержание этапа
(заполняется педагогом)

1.
Организационный момент, включающий:
постановку цели, которая должна быть достигнута учащимися на данном этапе урока (что должно быть сделано учащимися, чтобы их дальнейшая работа на уроке была эффективной)
определение целей и задач, которых учитель хочет достичь на данном этапе урока;
описание методов организации работы учащихся на начальном этапе урока, настроя учеников на учебную деятельность, предмет и тему урока (с учетом реальных особенностей класса, с которым работает педагог)


1. Организационный этап.
Цели учителя: выявить степень подготовки обучающихся к уроку, создать положительный настрой класса на учебную деятельность, определить цели и задачи основных этапов урока.
Цели обучающихся: получить возможность узнать цели, задачи урока, подготовиться к продуктивной работе на уроке.
Метод: беседа.
Задача: создать положительный эмоциональный настрой.
Ход этапа работы:
Учитель приветствует обучающихся, создает доброжелательную обстановку в классе, проверяет готовность обучающихся к уроку, отмечает отсутствующих, сообщает план урока, определяет цели и задачи урока.



2.
Опрос учащихся по заданному на дом материалу, включающий:
определение целей, которые учитель ставит перед учениками на данном этапе урока (какой результат должен быть достигнут учащимися);
определение целей и задач, которых учитель хочет достичь на данном этапе урока;
описание методов, способствующих решению поставленных целей и задач;
описание критериев достижения целей и задач данного этапа урока;
определение возможных действий педагога в случае, если ему или учащимся не удается достичь поставленных целей;
описание методов организации совместной деятельности учащихся с учетом особенностей класса, с которым работает педагог;
описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе опроса;
описание методов и критериев оценивания ответов учащихся в ходе опроса.





Цель учителя: выявить степень усвоения заданного материала, возможные затруднения, помочь их ликвидировать.
Цели обучающихся: оценить степень готовности к уроку.
Методы:
1) Фронтальный: устный опрос.
2) Совместная деятельность: взаимопроверка с помощью сигнальных карточек.
3)Мотивирование: похвала, оценивание ответов учащихся.
Ход этапа урока:
Загадки и кроссворд на тему «Три состояния воды».
Разгадайте кроссворд «Три состояния воды».
Почему по горизонтали написано слово «круговорот»? Что это значит?
1,2,3 – различные состояния воды.
4 – условие, при котором вода может поменять состояние.
Загадки:
1.С неба звезды падают, 2. Прозрачен, как стекло,
Лягут на поля. А не вставишь в окно. (Лёд)
Пусть под ними скроется 3.Седой дедушка у ворот
Черная земля. Всем глаза заволок. (Туман)
Много-много звездочек
Тонких как стекло;
Звездочки холодные, а земле тепло. (Снежинки)

-Загадки такие разные, а что их объединяет? (Все загадки о воде)
- Каким цветом обозначена вода на глобусе, картах?
- Какая бывает вода?
-Где находится соленая вода? А пресная?
Обсуждение результатов работы, анализ ошибок, оценивание.


3.
Изучение нового учебного материала. Данный этап предполагает:
постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока);
определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока;
изложение основных положений нового учебного материала, который должен быть освоен учащимися (на основе содержания данного пункта эксперт выносит суждение об уровне владения педагогом предметным материалом);
описание форм и методов изложения (представления) нового учебного материала;
описание основных форм и методов организации индивидуальной и групповой деятельности учащихся с учетом особенностей класса, в котором работает педагог;
описание критериев определения уровня внимания и интереса учащихся к излагаемому педагогом учебному материалу;
описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе освоения нового учебного материала;
Цель учителя: создать проблемную ситуацию для подведения к теме урока.
Цель обучающихся: выявить проблему и определить пути решения.
Задачи: должны знать значение воды в жизни человека; уметь бережно относиться к воде, как ценнейшему продукту природы, который нужно охранять и беречь.
Метод: дискуссия, работа в группах.
Ход этапа урока:
-Сегодня на уроке мы продолжим разговор о воде. Тему урока вы сможете определить сами, если посмотрите на этот слайд (на слайде №1 изображена река и источник загрязнения).
-Что вы можете сказать про эту реку?
Ответы детей.
- Так о чем же мы будем говорить на уроке? (на слайде №2 записана тема урока «Берегите воду!»)
Сегодня вы будете работать в группах в роли ученых – экологов и экспертов.
Чтение сказки А.А.Рыжова «Жила – была река» с целью постановки проблемы.
- Почему река ушла из города?
Ответы обучающихся.
Работа в группах.
Задание для первой группы.
1) Опишите реку, какой она была до того, как встретилась с людьми? Какую пользу приносила река людям?
Задание для второй группы.
1)Как люди относились к реке? Правильно ли они вели себя или нет? Почему?
Задание для третьей группы.
1) Что случилось с горожанами, когда река ушла?
Вопросы ко всем группам:
- Что должны сделать люди, чтобы река вернулась?
-Что вы можете сделать для своей реки?
Физминутка.

4.
Закрепление учебного материала, предполагающее:
постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока);
определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока;
описание форм и методов достижения поставленных целей в ходе закрепления нового учебного материала с учетом индивидуальных особенностей учащихся, с которыми работает педагог.
описание критериев, позволяющих определить степень усвоения учащимися нового учебного материала;
Описание возможных путей и методов реагирования на ситуации, когда учитель определяет, что часть учащихся не освоила новый учебный материал.
4. Закрепление изученного материала.
Цель учителя: определить степень усвоения учебного материала.
Цель обучающихся: получат возможность для самостоятельного выполнения заданий.
Метод: самостоятельная работа, работа в группах.
Ход этапа урока:
Самостоятельная работа в группах.
Задание для 1 группы(эксперты).
Указать причины, почему загрязняется вода. Кто в этом виноват?
Группа представляет свое заключение.
Задание для 2 группы (экологи).
Составить план по охране окружающей среды (воды).
Группа представляет свой план.
Задание для 3 группы (экологи).
Нарисовать «запрещающие» знаки у воды.
Выставка рисунков, рассказы детей.
Рефлексия.
Цель учителя: выяснить, как учащиеся осознали содержание пройденного.
Цель обучающихся: осознание обучающимися своей УД, самооценка результатов своей деятельности и деятельности класса.
Метод: диалог.
Ход этапа урока:
Прием «Синквейн».
Заканчивая разговор о значении воды, давайте напишем «синквейн».
«Синквейн» - это своеобразное стихотворение из 5 строк.
1 строка – название темы (имя существительное).
2 строка – описание темы в двух словах (двумя прилагательными).
3 строка – описание характерных действий предмета (три глагола).
4 строка – фраза из четырёх слов, показывающих отношение к теме.
5 строка – синоним, который повторяет суть темы.
Вода.
Обычная, удивительная.
Течет, журчит, льётся.
Берегите воду!
Влага.
-Какие цели мы ставили? Удалось ли решить поставленную задачу? Как пригодятся полученные знания в реальной жизни? Как вы оцениваете свою работу? А работу класса в целом?
(На доске нарисована тучка. Не хватает дождика. Надо прикрепить капельки, которые капают из тучки. Капельки разного цвета: синие, желтые, фиолетовые. Синие капельки может выбрать тот, кому урок очень понравился, кто все понял. Желтые капельки – это кому не совсем урок понравился, тема урока не очень понятна, а фиолетовые капельки – урок не понравился, совсем ничего не понял.)

5.
Задание на дом, включающее:
постановку целей самостоятельной работы для учащихся (что должны сделать учащиеся в ходе выполнения домашнего задания);
определение целей, которые хочет достичь учитель, задавая задание на дом;
определение и разъяснение учащимся критериев успешного выполнения домашнего задания.
Цель учителя: закрепить знания учащихся, развивать воображение, фантазию при выполнении домашнего задания.
Цель обучающихся: самостоятельно выполнить творческое задание, сочинить сказку.
Домашнее задание: сочинить сказку о царице – водице.