Управление познавательной деятельностью студентов при изучении учебной дисциплины Математика (1,2 курс, СПО)


«Управление познавательной деятельностью студентов
при изучении учебной дисциплины Математика».
Голухова Антонина Николаевна,
преподаватель математических дисциплин ЧЭнК.
В условиях быстро меняющегося общества возникает необходимость изыскания всех возможностей для подготовки людей к жизни.
Важная роль в этом процессе отведена профессиональному образованию, которое должно обеспечивать высокий уровень социализации личности, ее жизненное и профессиональное самоопределение, на основе высокого уровня познавательных умений и устойчивой привычки учиться.
Одной из целью среднего профессионального образования определена подготовка разносторонне развитой личности гражданина, способной к активной социальной адаптации в обществе, к началу трудовой деятельности, к продолжению высшего профессионального образования, к самообразованию и самосовершенствованию.
В настоящее время изменяются требования общества к личности, которая должна обладать способностью к самообразованию и саморазвитию. Это возможно в целенаправленном осуществлении процесса управления познавательной деятельностью. Управление познавательной деятельностью в нашем понимании представляет собой процесс активного взаимодействия его участников, предполагающий создание преподавателем условий для позитивного изменения уровня познавательной активности студентов и предоставляющий возможность для самореализации каждого студента в учебной деятельности.
Под управлением познавательной деятельностью студентов будем понимать деятельность, связанную с планированием и организацией образовательной траектории, а также координацией, контролем и коррекцией процесса ее преодоления и направленную на достижение целей обучения с учетом индивидуальных особенностей обучаемых.
Вышесказанное позволило сформулировать проблему исследования, заключающуюся в поиске и выборе пути управления познавательной деятельностью студентов в учебном процессе.
Предметом исследования было управление познавательной деятельностью студентов при изучении учебной дисциплины Математика ЧЭнК.
Изучение математики играет решающую роль в системе профессионального образования, так как универсальность математических методов позволяет в формальных понятиях алгебры, геометрии и математического анализа отразить связь теоретического материала различных областей знаний с практикой.
Во все времена математика имела огромное значение в формировании стиля мышления обучающего, и в настоящее время не утратило свою значимость. С переходом на стандарты нового поколения, которые разработаны с позиций компетентностного подхода в образовании, вопрос повышения качества обучения математике приобретает особую актуальность.
Под компетенцией в ФГОС понимается способность применять знания, умения, личностные качества и практический опыт для успешной деятельности в определенной области.
В соответствии с ФГОС средствами общеобразовательной дисциплины "Математика" должны быть сформированы общие компетенции. Общие компетенции означают совокупность социально – личностных качеств выпускника, обеспечивающих осуществление деятельности на определенном квалификационном уровне.
Выпускники специальности «Электрические станции, сети и системы» должны обладать следующими общими компетенциями:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность
ОК4.Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач
ОК 5.Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности
Формирование общих компетенций направленно на развитие способностей успешно действовать на основе практического опыта, умений и знаний при решении задач, общих для многих видов профессиональной деятельности. Общие компетенции характеризуют взаимодействие человека с социумом, другими людьми, с самим собой, они характеризуются надпредметностью и междисциплинарностью, требуют значительного интеллектуального развития.
Общие компетенции формируются в процессе учебной и внеучебной деятельности студентов при изучении учебных дисциплин.
Выбор технологий и приемов формирования и развития общих компетенций является актуальным и важным для управления познавательной деятельностью студентов.
Каждый педагог на уроке должен обучать, развивать и воспитывать. Традиционный подход к обучению не всегда в полной мере позволяет это реализовать. Для решения этих задач, необходимо в структуру занятия включать компоненты, которые присущи активным методам обучения.
Использование на занятиях математики активных методов обучения помогает формировать не просто знания, а умения и потребности применять эти знания для анализа, оценки ситуации и принятия правильного решения.
Активные технологии и приемы обучения при формировании общих компетенций студентов.
Для формирования ОК 1 важно правильно объяснить обучающимся связь дисциплины математики с их будущей профессией. Поэтому на занятиях математики возможны применение следующих методов: тематические дискуссии, групповые дискуссии, беседа, «круглый стол», проектные методы. Проведение в процессе внеаудиторной деятельности творческих конкурсов, викторин, олимпиад.
Получить навыки организации собственной деятельности (ОК 2) помогают обрести все виды самостоятельной работы на аудиторных и внеаудиторных занятиях, при выполнении практических заданий, домашнего задания. К примеру, подготовка докладов, рефератов, исследовательские и проектные работы, работа по индивидуальному заданию, участие в конкурсах, олимпиадах.
В курсе математики большая часть учебной программы уделяется практической работе - решению различных задач и упражнений, где обучающиеся учатся анализировать конкретную ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценивать и корректировать собственную деятельность, нести ответственность за результаты своей работы (ОК 3).
Эта компетенция формируется в результате использования различных методов самоконтроля, самоанализа, самооценки полученных знаний на уроке, взаимоконтроля, проблемных лекций.
На занятиях математики обучающимся предлагаются различные виды самостоятельной деятельности, требующие мобилизации знаний, умений, способности принимать решения, брать на себя ответственность, воспитывающие волю к победе и преодолению трудностей.
При проведении внеаудиторных занятий возможно использования педагогических игровых упражнений: математические бои, викторины, «Своя игра» и другие.
В настоящее время происходит интенсивное внедрение современных компьютерных технологий в преподавание естественно-научных дисциплин, в том числе и в математике. Компетенции ОК 4 и ОК 5 предполагают формирование и развитие информационной и коммуникационной компетенций, основанных на работе с информацией. Информационные технологии значительно расширяют возможности предъявления учебной информации.
Возможно применение следующих методов, используемых для формирования названных компетенций: задания на поиск информации в сети Интернет, построение диаграмм, схем, графиков, таблиц, решение кроссвордов, подготовка и защита докладов, сообщений по теме, подготовка стенгазет, плакатов, презентаций. Показателем информационной компетентности становится создание новых информационных продуктов (проектов, отчетов, моделей, презентаций, печатных и электронных изданий).
Сегодня неоспоримым фактом является вхождение Интернет в образовательное пространство, использование ресурсов которого не просто расширяет наши возможности, но и делает образовательный процесс более увлекательным для студентов.
Выполнение любого задания, упражнения с помощью компьютера создает возможность для повышения интенсивности занятия.
Также на уроках математики возможно использование разнообразных творческих проектных заданий, интерактивных форм работы: тесты в системе on-line, упражнения, электронные учебники, обучающие программы, тренажеры, презентации.
Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, брать на себя ответственность за работу членов команды (ОК 6 и ОК 7), студенты могут при выполнении коллективных заданий, творческих или исследовательских проектов в малых группах на занятиях с использованием активных форм проведения: викторины, деловые игры, уроки-конкурсы, проблемные лекции, пресс-конференции, «круглый стол», мозговой штурм, КВН, олимпиады.Применение активных технологий и методов обучения наилучшим образом активизируют творческое развитие обучающихся на уроке, способствуют обеспечению необходимых условий для активизации познавательной деятельности каждого обучающегося, предоставляют каждому возможность для саморазвития и самовыражения.
Опытная работа проводилась в ГБПОУ Челябинский энергетический колледж им.С.М.Кирова со студентами первого и второго курса одной специальности «Электрические станции, сети и системы».
Были сформулированы следующие задачи:
1) определить исходный уровень познавательной активности студентов первого курса;
2) в соответствии с разработанными методами, формами и средствами управляющими познавательной активностью студентов осуществить обучение;
3) проанализировать результаты работы.
На начальном этапе с помощью тестов определила состояние познавательной активности у студентов (Приложение).
Анализ тестирования показал следующие результаты:
что около 42 % студентов имеют репродуктивный (низний) уровень познавательной активности, около 54 % – рецептивно – исполнительский (средний), репродуктивно – творческий (высокий) уровень выявлен у 4 % студентов, что подтверждает необходимость совершенствования исследуемого процесса.
В рамках рабочего этапа работа протекала в естественных условиях учебного процесса колледжа и организовывалась в соответствии с четко определенными целями деятельности преподавателя и планируемым уровнем самостоятельности в деятельности студентов.
Предпочтение отдавалось проблемному и игровому методу, методу ситуативных упражнений. Применение подобных методов помогало формированию умений выделять цель деятельности, искать оптимальные средства ее достижения (Приложение: методическая разработка открытого урока по теме «Применение определенного интеграла при решении прикладных задач» и методическая разработка внеклассного мероприятия «Своя игра»).
Так же студенты были вовлечены в индивидуальную деятельность по созданию собственных проектов и исследовательских работ, выполнение которых способствовало росту самосознания на основе формирования умений самооценки и самоконтроля, удовлетворению потребности в самореализации (Приложение).
Сравнительный анализ данных начального и контрольного срезов на обобщающем этапе опытной работы позволил сделать вывод о том, в результате проведенной работы по реализации системы управления познавательной деятельностью количество студентов, показавших низкий уровень управления познавательной активности уменьшился в среднем по группам на 7%, соответственно вырос уровень средней активности на 2% и высокой на 5%.
В процессе опытной работы были получены следующие выводы:
1. Проблемы управления познавательной деятельностью студентов в учебном процессе определяется потребностью общества в личности с активной познавательной позицией, способной к непрерывному образованию на протяжении всей жизни,
2. Управление познавательной деятельностью студентов по существу представляет собой процесс активного взаимодействия его участников, предполагающий создание преподавателем условий для позитивного изменения уровня управления познавательной деятельностью студентов и предоставляющий возможность для самореализации каждого студента в учебной деятельностью.
3. Эффективность обеспечивается внедрением и применением активных технологий и методов обучения, которые способствуют достижению более высоких качественных результатов
В то же время итоги работы позволяют сделать вывод, что возможности в учебном процессе для управления познавательной деятельностью студентов не исчерпаны. Существует ряд вопросов, требующих более углубленного и серьезного изучения.
Доклад окончен. Спасибо за внимание.

Приложение
Тест для диагностики познавательной активности студентов
Группа__________________
Фамилия_________________
Инструкция
Прочитайте приведенные ниже вопросы. На листе для ответов запишите номер вопроса и букву варианта ответа, который наиболее вам подходит. Будьте внимательны.

1. Как часто, подолгу (1 – 1,5 часа в день) Вы занимаетесь умственной деятельностью по математике?
a. часто
b. иногда
c. очень редко
2. Как Вы себя ведете, если Вам задан на уроке вопрос на сообразительность (более трудный)?
a. предпочитаю помучиться, но сам найти ответ
b. когда как
c. предпочитаю получить готовый ответ от других
3. Делаете ли Вы домашние задания по математике?
a. всегда
b. иногда
c. никогда
4.Списываете ли Вы у других студентов при решении упражнений и задач, выполнении самостоятельных, контрольных работ?
a. делаю все сам
b. иногда
c. всегда прошу помощи у других
5. Часто ли Вы задаете вопросы на занятии по теме?
a. да, меня многое интересует
b. иногда
c. задаю вопросы только тогда, когда мне что-то не понятно.

Ответьте дополнительно еще на несколько вопросов:
1. С каким настроением Вы идете на уроки математики?
2. Хотите ли знать больше, чем Вам дает преподаватель на занятиях по математике? (если да, то что)
3. Как Вы предпочитаете получать новые знания?
a. чтобы объяснял учитель
b. вместе с одноклассниками выполнять практические работы
c. самостоятельно
d. другое (написать)
4. Желаете дополнительно заниматься по математике (ходить на факультатив)?
Подсчет баллов:
За выбранный вариант a. - 1 балл;
За вариант b. - 0,5 баллов
За вариант c. - 0 баллов
Подсчитав средний балл, получим индекс познавательной активности студентов (I).
3,5<I≤ 5 – высокий уровень познавательной активности (рефлексивно-творческий).
2,5<I≤3,5 – средний уровень познавательной активности (рецептивно-исполнительский).
I≤2,5 – низкий уровень познавательной активности (репродуктивный).

Уровни и индикаторы познавательной активности студентов.
№ Уровень Индикатор
1
1 Репродуктивный Пассивность, включение в работу требует давления со стороны педагога либо при создании преподавателем ситуации эмоциональной привлекательности изучаемого материала; обучаемые способны выполнять задания только по предложенной схеме, отдают предпочтение повторению, декларативные знания сформированы относительно слабо.
2
2 Рецептивно-исполнительскийАктивность в стандартных ситуациях, сформированность декларативных знаний и умение их применять при решении стандартизированных заданий, регулярность выполнения домашних заданий, трудности с решением задач, требующих выхода за пределы стандартизированных умений.
3
3 Рефлексивно-творческий Активность при решении стандартных и нестандартных заданий, развитая способность к самостоятельной организации учебной деятельности, умение планировать и достигать поставленной цели, постоянная рефлексивная оценка корреляции собственных интересов и возможностей, отдает предпочтение творческой деятельности по решению нестандартных и проблемных заданий.

Приложение
На изучение темы «Комплексные числа» по программе отводится мало часов, в течение которых студентам предстоит освоить довольно обширный объем информации. В итоге обучающиеся не усваивают данный материал, приобретая лишь поверхностное представление о комплексных числах. С целью систематизации большого объема информации, его большей доступности для понимания был реализован проект «Шпаргалка».
Целями проекта было:
1) овладение теоретическими сведениями и практическими навыками оперирования с комплексными числами;
2) формирование умений ставить цель и планировать деятельность по ее достижению, развитие чувства ответственности за принимаемые решения;
3) развитие способности к анализу, синтезу, абстрагированию, системному мышлению, творческому самовыражению.
Студентам предлагалось изготовить «шпаргалку», посвященную комплексным числам. Так как «шпаргалка» должна иметь компактные размеры, то обучающиеся, изготавливая ее, научились работать с большими объемами информации, выделять наиболее важную информацию, отделять главное от второстепенного. Кроме того, данный проект способствовал развитию креативности, позволил раскрыть творческий потенциал, повысить интерес к предмету.