Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении математики


Тема: “Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении математики”
Активизация познавательной деятельности в обучении – одно из основных направлений совершенствования учебно-воспитательного процесса в школе. Существует любопытная статистика о том, как дети усваивают новые знания.
Доказано, что дети запоминают
10% того, что читают,
50% того, что видят и слышат,
70% того, что обсуждают с другими,
80% того, что основано на личном опыте,
95% того, чему они обучаются сами.
Другими словами, чем активнее ученик вовлечён в познавательный процесс, тем лучше результат.
Свою работу организовываю так, чтобы учебный материал становился предметом активных действий ученика.
Ставлю перед собой следующие цели:
-Развитие у детей основных познавательных процессов: внимания, памяти, мышления, воображения, восприятия.
-Развитие творческого потенциала учащихся, их инициативы, самостоятельности.
В своей работе Я использую такие способы активизации познавательной деятельности, как - игровые формы, методы и приёмы обучения- самостоятельные работы- проблемные ситуации- нетрадиционные формы учебных занятий- проектно-исследовательскую деятельность и современные образовательные технологии.Мне близки слова В.А.Сухомлинского, который призывал, чтобы чудесный мир природы, игры, музыки, сказки, который окружал ребёнка до школы, не закрыли перед ним дверь класса. Ребёнок только тогда искренне полюбит школу, класс, когда учитель сохранит для него те радости, которые он имел раньше.Любимой формой деятельности младших школьников, как и дошкольников, является игра. В игре, осваивая игровые роли, дети обогащают свой социальный опыт, учатся адаптироваться в незнакомых условиях.Игры, применяемые мною на уроках математики разнообразны:НастольныеДидактическиеСюжетно-ролевыеИгры-путешествияИнтеллектуальныеНастольные игры развивают воображение, сообразительность и наблюдательность. Дети учатся быстро и логично рассуждать. Кроссворды использую как для фронтальной, так и для индивидуальной работы.
При проведении дидактической игры стараюсь выбрать оптимальный темп, вовлечь в неё весь класс. Очень нравятся детям игры с мячом при изучении табличных случаев умножения и деления или при проведении устного счёта. Сюжетно – ролевые игры не требуют специальной подготовки и сложного оформления. Учащиеся выполняют определённые роли, проигрывают определённый сценарий, диалог.Игры-путешествия способствуют углублению, закреплению учебного материала. Ещё большую активность у учащихся наблюдаю при использовании интеллектуальных игр. Даю им шарады, головоломки, загадки. Отгадывание загадок младшими школьниками можно рассматривать как процесс творческий, а саму загадку – как творческую задачу. Большое внимание уделяю организации самостоятельной работы на уроках. Чтобы все с ней справлялись, я использую подготовительные упражнения, карточки с дифференцированными заданиями, продумываю последовательность заданий, вариантность, комментирование заданий и наглядность. Шире стараюсь применять обучающие самостоятельные работы. Увеличила число самостоятельных работ, которые:- готовят учащихся к изучению нового материала;- содержат новую для учеников информацию.Чтобы активизировать познавательную деятельность, использую проблемные ситуации.Проблемность при обучении математике возникает совершенно естественно, не требуя никаких специальных упражнений, искусственно подбираемых ситуаций. Никогда не строю работу на уроке таким образом, чтобы дети решали только по образцу. Стараюсь, чтобы над решением задач и примеров ученик задумался.Введение математических понятий представляет множество возможностей для организации проблемных ситуаций в классе. Побудить учащихся к творчеству и реализации скрытых возможностей позволяют нестандартные формы организации урока, например, приглашение в сказку. Сказочный сюжет вводит учащихся в волшебный мир, где они вместе с героями преодолевают препятствия, побеждают зло, помогают обиженным. Урок-сказка позволяет создать атмосферу доброжелательности, зажечь огонек пытливости и любознательности, что в конечном счете, облегчает процесс усвоения знаний и делает обучение более эффективным. Такие уроки я провожу не чаще 1-2 раз в четверть.
С целью минимальных затрат времени на проверку знаний учеников использую различные тетради на печатной основе, раздаточный материал, различные виды математических диктантов. Каждый успех делаю достоянием всего класса.
Для того чтобы облегчить процесс восприятия и запоминания информации, часто использую в практике презентации. Выполненные к урокам презентации значительно экономят моё время, повышают культуру урока, позволяют дифференцировать подход к учащимся, способствуют формированию интереса к предмету и, следовательно, положительно влияют на качество образования школьников.  Формированию познавательных действий сопутствуют положительные эмоции. Поэтому ребенок младшего школьного возраста постоянно нуждается в одобрении и признании. Считанные секунды нужны мне для того, чтобы улыбнуться, ободряюще сказать доброе слово, а сколько прибавят они и уроку, и ребенку.Для меня принципиально важно, чтобы дети на каждом уроке переживали радость открытия, чтобы у них формировалась вера в свои силы и познавательный интерес.