Разработка по литературе на тему Программа по литературе под редакцией Т.Ф. Курдюмовой и линия учебно-методических комплексов для 5–11 классов

3
1. Что такое школьная программа?..............................................................4
2. Какова структура школьной программы выбранного УМК?...5
3. Сравните выбранный УМК с двумя вариантами школьных программ (по выбору): цели, содержание, принципы построения, достоинства и недостатки, общее и отличие.10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ..31
ВВЕДЕНИЕ

В центре образовательного процесса всегда находятся преподаватель и школьник, которые используют в качестве средства обучения учебную книгу.
 Поскольку учебная информация изложена в учебнике, то преподаватель незаменим лишь постольку, поскольку устное сообщение по живости и наглядности всегда превосходит письменное. Учебник в данном случае выступает в качестве книги для чтения. Конечно, он должен быть хорошо издан, написан живым языком, снабжен разъясняющими и способствующими запоминанию предмета иллюстрациями.
 Если преподаватель хорошо владеет содержанием учебника, то его задача сводится к сообщению сведений. Этому служит специальная, основанная на психологии техника преподавания, знание и владение которой составляет основу педагогической подготовки. Зачастую такая подготовка значимее хорошего знания преподаваемой учебной дисциплины. Поскольку преподаватели могут быть разными, то в передаче учебной информации между преподавателем и учебником нет принципиального, существенного различия. Учебник к тому же выполняет организующую роль в проведении самостоятельной работы и расширяет возможности преподавателя.
В предлагаемой работе будут рассмотрены программа по литературе под редакцией Т.Ф. Курдюмовой и линия учебно-методических комплексов для 5–11 классов.

1. Что такое школьная программа?

Школьная предметная программа – это не перечень произведений, распределенных для изучения по классам (хотя подавляющей массой учителей она именно так и воспринимается), а реализованная концепция литературного образования. Авторские программы различаются именно подходами к изучению текста и обучению предмету, а только списком не обязательных для изучения текстов (ибо обязательный список задан Примерной программой) и порядком их расположения по классам. В силу наличия таких разных авторских программ литературное образование и приобретает такое качество, как вариативность. Таким образом, если методологи литературного образования задаётся в программе, то его технология прописывается в учебнике.
В настоящее время в практике школы используются следующие виды (жанры) учебной книги по литературе:
– учебник-хрестоматия, в котором излагаются основы научных знаний по предмету в соответствии с целями обучения, программой, требованиями дидактики и методики и включены художественные тексты как основа литературы (действует в основной школе);
– учебник, в котором излагаются основы научных знаний по предмету в соответствии с целями обучения, учебной программой, требованиями дидактики и методики литературы (действует в старших классах);
– хрестоматия, в которой даются только художественные тексты в соответствии с программой (она используется в старших классах в сочетании с учебником);
–  пособие для учащихся, в котором теоретические сведения сочетаются с упражнениями для формирования навыков и умений по курсу какого-либо класса или разрабатывается конкретная тема (используется для всех классов);
– учебник-практикум, в котором содержатся в основном вопросы и задания для изучения художественных произведений (используется начиная с 9-го класса и далее);
– сборники упражнений, дидактические материалы, тетради на печатной основе – всё это находит применение в современной школе.

2. Какова структура школьной программы выбранного УМК?

Программа по литературе под редакцией Т.Ф. Курдюмовой  для средних общеобразовательных школ  наиболее распространена в российских школах. 
Цель литературного образования – способствовать духовному становлению личности, формированию ее нравственных позиций, эстетического вкуса, совершенному владению речью. 
Достижение этой цели может способствовать формированию гуманистического мировоззрения, эстетической культуры и творческой реакции на окружающее, окажет реальную помощь читателю в осознании окружающего мира. 
Данная программа предусматривает как формирование умений аналитического характера, так и умений, связанных с развитием воссоздающего воображения и творческой деятельностью самого ученика. 
Учебники к программе Т.Ф. Курдюмовой: Курдюмова Т.Ф. Литература: 5 кл. – М: Дрофа, 2010: Курдюмова Т.Ф. Литература (ч.1,2): 6 кл. – М: Дрофа, 2010; Курдюмова Т.Ф. Литература: 7 кл. – М: Дрофа, 2010; Курдюмова Т.Ф. Литература: 8 кл. – М: Дрофа, 2010; Курдюмова Т.Ф. Литература: 9 кл. – М: Дрофа, 2011
На основе единой программы литературного образования для 5–11 классов общеобразовательных учреждений, составленной доктором педагогических наук, профессором Т.Ф. Курдюмовой, создана линия учебно-методических комплексов для 5–11 классов.
Отличительными особенностями учебников-хрестоматий, созданных на основе этой программы, являются вариативное решение всех вопросов при изучении художественного произведения, использование тематического и жанрового подхода при построении структуры курса каждого класса. Реализованная в учебниках-хрестоматиях система помогает показать движение и развитие литературы как непрерывный процесс.
Каждая учебная книга включает литературные произведения от древности до сегодняшнего дня, а также последовательно обращает внимание ученика к вопросам теории литературы. Каждая тема предполагает обращение к литературоведческим понятиям. Благодаря реализации в учебниках принципа вариативности, учитель получает возможность использовать тот или иной учебный материал по своему усмотрению. Такие замены могут происходить даже при изучении одной темы в параллельных классах. При анализе произведений используются различные формы сопоставления художественных текстов. Вопросы и задания для учащихся направлены на совершенствование читательского мастерства, овладение навыками устной и письменной речи, формирование творческого подхода к чтению.
Учебник-хрестоматия 5 класса открывает учащимся богатство и многообразие произведений искусства слова, акцентируя внимание при анализе текстов на сюжете.
В учебнике-хрестоматии 6 класса представлен литературный материал, посвященный судьбам подростков.
В центре изучения – герой литературного произведения. В учебнике-хрестоматии 7 класса отражено богатство и разнообразие жанров всех родов литературы: эпоса, лирики и драмы. В учебнике-хрестоматии 8 класса внимание учащихся обращается на исторического героя и историческое событие в произведениях художественной литературы.
В центре анализа текста – авторская позиция. Учебник-хрестоматия 9 класса подводит итог знакомству с различными видами, родами, жанрами литературы, темами и проблемами произведений.
Полный курс школьного литературного образования, созданный Т.Ф. Курдюмовой, состоит из концентрического цикла для 5–9 классов и систематического курса на историко-литературной основе для 10–11 классов. Единый комплекс с учебником-хрестоматией составляют методические пособия для учителей и рабочие тетради для учащихся. Учебники для 10–11 классов дополняют хрестоматии и методические пособия. Отдельным изданием выпускается программа по литературе для 5–11 классов под редакцией Т.Ф. Курдюмовой, а также «Книга для учителя» с поурочными разработками.
Итак, учебники Т.Ф. Курдюмовой в 5–8-м классах строятся на проблемно-тематической основе. В каждом классе материал представлен от древней литературы до современной, так что у учащихся складывается представление об историко-литературном процессе. В 9-м классе даётся краткий историко-литературный курс, завершающий литературное образование в основной средней школе. В 10-м классе изучается более полный, систематический курс русской литературы XIX века на историко-литературной основе, а в 11-м классе – систематический курс русской литературы XX века, построенный таким же образом.
Остановимся подробнее на программе для 7 класса. Особенности программы:
1. Модель структуры курса 7 класса – литературный процесс в его последовательности от древности до наших дней.
2. Ведущим аспектом реализации модели является богатство и разнообразие жанров всех родов литературы: эпоса, лирики и драмы. В центре анализа – жанр.
3. Теоретическое оснащение курса – систематизация понятий, которые помогают освоить лирику, эпос и драму в их специфике. Сведения об истории некоторых жанров.
4. Особенностью программы является также небольшое количество зарубежных произведений, так   в курсе 7 класса изучаются трагедия «Ромео и Джульетта» и новеллы У. Шекспира, рассказ Р. Шекли «Запах мысли» и новелла К. Дойла «Пляшущие человечки».
Принципы построения  рабочей программы по литературе
В ряду других искусств художественная литература осваивает действительность эстетически, поэтому она, сообщая знания об окружающем мире, об обществе и человеке, воспитывает читателя, формирует его мировоззрение, духовный мир.
В курс литературы 7 класса включены произведения как обличительного характера («Ревизор» Н.В. Гоголя), так и произведения критической направленности («Размышления у парадного подъезда» Н.А. Некрасова). Знакомясь с ними, учащиеся одновременно обогащают свои знания о жанровом и тематическом многообразии русской литературы.
Вопросы и задания, предлагаемые для бесед и самостоятельной работы, помогут развитию творческого воображения учащихся («Каким вы представляете себя героя в этой сцене?», «Какую иллюстрацию вы могли бы нарисовать к этому эпизоду?»)
Программа не  предусматривает обстоятельного знакомства с биографией писателя. Но определенные представления о личности писателя и времени, в которое он жил и которое отразилось в его творчестве, учащиеся должны получить. Эту задачу выполняет сайт «К уроку литературы», являющийся электронным приложением к учебнику. Созданы страницы, посвященные писателям, чье творчество изучается в курсе литературы 7 класса, по следующей схеме:
1. Портреты писателя.
2. Основные даты жизни и творчества
3. Иллюстрации к произведениям
4. Тексты произведений для внеклассного чтения (при отсутствии их в учебнике-хрестоматии).
5. Библиографический указатель статей о творчестве писателя (по журналу «Литература в школе»).
Тематическое планирование
Тематическое планирование разработано по учебнику-хрестоматии из федерального компонента (автор-составитель Т.Ф. Курдюмова) в соответствии с государственной программой и учебным планом – 2 часа в неделю.
Задания для учащихся направлены, во-первых, на активизацию восприятия ими художественного слова как слова-представления, а, во-вторых, предназначены для усвоения теоретико-литературных понятий и использования этих знаний при чтении художественных произведений.
Система зачетов с использованием электронных тестов и кроссвордов (сайт "К уроку литературы") позволяет не только оценивать знания, но и проводить их диагностирование и коррекцию дальнейшей деятельности. Так как ведущим аспектом реализации модели структуры 7 класса является богатство и разнообразие жанров всех родов литературы, то большая часть тестов посвящена именно теме жанра художественного произведения.
Словарная работа направлена на освоение учащимися предусмотренных программой историко-культурных сведений.
Виды учебной деятельности соответствуют программным требованиям.
Знания и умения:
Ученики, закончившие седьмой класс, должны знать:
– содержание текстов программных произведений;
– определения основных понятий, приводимых в учебной хрестоматии;
– основные принципы создания художественного мира и системы характеров в литературном произведении;
должны уметь:
– определить тип литературного характера;
– назвать основные художественные приемы и средства создания художественного мира и характеров в литературном произведении и лирического героя;
– охарактеризовать вещный мир литературного произведения;
– сделать самостоятельное устное сообщение;
– вести аргументированную и корректную полемику;
– составить письменный план устного сообщения или сочинения по литературе;
– написать аннотацию литературного произведения и реферат небольшой критической статьи;
– самостоятельно подобрать из литературного произведения цитаты для иллюстрации ответа на поставленный вопрос.

3. Сравните выбранный УМК с двумя вариантами школьных программ (по выбору): цели, содержание, принципы построения, достоинства и недостатки, общее и отличие

Авторы-составители учебника-хрестоматии «Литература. 5 класс. Начальный курс» М.А. Снежневская и О.М. Хренова сформировали содержание своего издания в полном соответствии с программой по литературе, цель которой заключается в следующем: приобщить учащихся к богатствам русской и мировой литературы, развить их способности воспринимать и оценивать явления литературы и отраженные в них явления жизни и на этой основе формировать художественные вкусы, эстетические потребности, гражданскую идейно – нравственную позицию школьников.
Учебник снабжен условными обозначениями, помогающими ученикам ориентироваться в работе учебником: «задание повышенной сложности», «выразительное чтение», «нарисуй», информационный поиск: для выполнения задания надо обратиться к дополнительной литературе, Интернету», «задание выполняется по выбору», «работа в паре: задание выполняется вместе с товарищем», «групповое задание», «тексты для дополнительного чтения; дополнительные задания», «содружество искусств».
Авторы комплекта учебников по литературе для 5 класса М.А. Снежневская и О.М. Хренова (издательство «Мнемозина») придерживаются хронологического принципа. Эти книги называются необычно: «Литература. 5 класс. Начальный курс».
И действительно, авторы исходят из предположения, что в начальной школе детей научили только «технически» читать, а с проблемами понимания литературы они столкнутся впервые. Вообще наиболее удачные фрагменты учебника связаны с тем, что касается «проживания» текста. Много хороших заданий направлено на то, чтобы ученик точнее представил себе, прочувствовал, что происходит в произведении. Например, при изучении темы «А.В. Кольцов. Поэт из народа» предлагаются следующие задания: перечитай стихотворение и подумай, как в нем отразилась жизнь поэта; рассмотри репродукцию картины Г.Г. Мясоедова «Косцы», что сближает эту картину со стихотворением А.В. Кольцова «Крсарь»?; в поэтическом сборнике выбери одно стихотворение Кольцова, объясни, чем оно привлекло тебя, подготовь его выразительное чтение.
Часто используются репродукции, предлагается сравнить раскрытие темы средствами слова, живописи и музыки. Например, сопоставить произведения Ф.Шуберта и «Лесного царя»; рассмотри репродукцию картины В.М. Максимова «Все в прошлом», расскажи, что в содержании картины оправдывает её название, что сближает эту картину с рассказом «Муму» И.С. Тургенева, объясни, можно или нельзя рассматривать ее как иллюстрацию к рассказу.
Есть немало творческих заданий на написание собственных текстов. Например, при изучении темы «И.С. Тургенев. Муму» в рубрике «Попробуй сочинить» предлагаются следующее задания: письменно ответь на вопрос: почему в крепостном Герасиме проснулся свободный человек; напиши подробное изложение текста от слов «Дело было к вечеру» до слов «радостным и тихим сном», озаглавьте его и напиши ответ на вопрос: чему обрадовался Герасим.
Составители учебника широко используют задания, направленные на развитие воображения учеников. Так, например, при изучении сказки «Золушка» предлагается подготовиться к спектаклю о Золушке: выбрать для постановки эпизод (или несколько эпизодов) комедии Шварца «Золушка», распределить театральные роли. Или при изучении темы «И.С. Тургенев. Муму» в рубрике «Поразмышляй над прочитанным» предлагается задание творческого характера: представь, что ты художник или режиссер, как ты расположишь персонажей на своей иллюстрации или сцене, чтобы показать превосходство Герасима над барской челядью, какой фрагмент рассказа ты выберешь для своей творческой работы, почему.
Таким образом, у пятиклассников вырабатываются навыки театрализации.
Представленные в учебнике художественные тексты развивают эстетический вкус пятиклассников, пробуждают интерес к нравственной проблематике произведения. Например, изучение рассказа «Белый пудель» А.Куприна формирует у детей этого возраста чувство сострадания, эмпатии к взрослым и детям, живущим в тяжелых условиях, тяжким трудом зарабатывающими кусок хлеба.
Что касается теории литературы, в учебнике хорошо отрабатываются литературоведческие понятия, необходимость работы с ними аргументируется с использованием термина «авторский замысел» (детям становится понятно, зачем искать в тексте эпитеты и метафоры).
Учебные статьи, словарь литературоведческих терминов, продуманная система сносок, содержащих объяснение незнакомых или непонятных пятиклассникам слов, закладывают основы теоретико-литературных знаний пятиклассников, знакомят с элементарными историко-литературными сведениями. Так ученики при изучении тем, входящих блок «Поэзия природы» закрепляют понятие «олицетворение», полученное во время работы над народными песнями. Развивая понятие об олицетворении как об одном из теоретико-литературных понятий, авторы учебного комплекса помнят об углублении связей между восприятием произведения, его анализом и умением пятиклассников самостоятельно применять знания в практической деятельности на уроках литературы.
Эта методика выполняет еще одну важную функцию: расширение лексического запаса учащихся.
Школа призвана ориентировать растущего человека к культуре, накопленной обществом за тысячелетия цивилизации и постоянно творимой им. Для этого определены цели каждого периода школьного литературного образования с опорой на возрастные возможности ученика и ведущий тип деятельности.
Задачей начальной школы является формирование способов общения с культурой и постепенное расширение горизонта видения ребенка от непосредственного окружения (семья, улица, школа, город) до общих социальных и природных понятий (страна, общество, мир, Земля, космос). Основной педагогический инструмент – игра.
Задачей среднего звена школы (5–8 классы) становится формирование способов общения в деятельности (учебной, игровой, производственной) и потребности в самопознании личности. Результатом этого периода обучения должно явиться выделение общей направленности интересов и способностей личности. Поэтому в материал обучения должны входить основные формы человеческой культуры и искусства. Идея соответствия школьного курса литературы возрастным этапам развития читателя-школьника должна стать основой программы по литературе. Что мы и наблюдаем в программе М.А. Снежневской и О.М. Хреновой. История литературы в их учебном комплексе предстает довольно полном объеме.
Учебный комплекс состоит из двух частей.
В первой части, после ознакомительной статьи «О художественной литературе и чтении», вводящей пятиклассников в удивительный мир чтения и художественной литературы, начинается постепенное знакомство с мировой литературой – античной, западноевропейской и русской.
Первая глава «Мифы» включает параграфы: «Мифы Древней Греции» и «Мифы Древней Руси». Вторая глава – «Народные сказки», «О легенде и предании», «Загадки», «Пословицы и поговорки», «Народный кукольный театр». Пятиклассники, таким образом, не только получают понятие о видах и жанрах устного народного творчества, но становятся на путь осознания общего мирового литературного процесса.
Третья глава – «Сказочные события и герои в литературе» – состоит из следующих глав: «Литературные сказки», «О стихотворной речи», «сказки о гонимой падчерице». При изучении данной главы школьники получают начальные сведения о литературном герое, теме, идее произведения, различии поэтической и стихотворной речи, о литературной сказке, ее общности и отличии от фольклорной сказки.
Четвертая глава посвящена изучению басен. Сначала анализируются басни русского баснописца И.А. Крылова, а затем они сопоставляются с баснями Эзопа, Лафонтена и Лессинга. Таким образом, проводится дальнейшая работа с понятие «жанр» (пятиклассники, уже познакомившиеся с жанром сказки, литературной сказки, пословицы, поговорки, загадки, узнают о новом жанре – басне), вводится понятие «аллегории».
Вторая часть учебно-методического комплекса М.А. Снежневской и О.М. Хреновой начинается с раздела «Человек перед лицом жизненных испытании». В произведениях этого раздела повествуется об увлекательных и в то же время драматичных событиях, которые произошли уже не в сказке, а в действительности. В этом разделе изучается жизнь и творчество М.Ю. Лермонтова («Бородино»), А.В. Кольцова («Косарь»), И.С. Тургенева («Муму»), Н.А. Некрасова («Крестьянские дети», «Школьник»), Л.Н.Толстого («Кавказский пленник»), Л.Н. Андреева («Кусака»), А.И. Куприн («Белый пудель»).
В разделе «Поэзия природы» пятиклассники узнают, как поэзия открывает для человека красоту окружающего мира, богатство переживаний, вызванных этой красотой из пейзажной лирики А.С. Пушкина, Ф.И. Тютчева, А.Н. Майкова, К.Д. Бальмонта, Н.И. Рыленкова, К.Ш. Кулиева.
Следующий раздел – «Идет война народная, священная война!..» –посвящен теме войны в художественных произведениях К. М. Симонова, А.А. Суркова, А.Т. Твардовского, М. Джалиля, С.С. Орлова, Р. Гамзатова.
Последний раздел учебного комплекса называется «Рассказы о твоих сверстниках». В нем представлены произведения, в которых рассматриваются и анализируются детские и подростковые проблемы. Эти проблемы не менее важны и трудны, чем проблемы взрослых. Произведения Ю.П.Казакова, В.А. Солоухина и В.П. Астафьева учат пятиклассников размышлять над прочитанным.
Как видим, в учебнике интересный принцип подбора текстов: смешанный – в первой части по темам, во второй – хронологический. Материал выстроен по историко-литературному, жанрово-тематическому и хронологическому принципам.
Вступительные статьи к темам характеризуются информативностью и доступностью, нацелены на возникновение и привлечение внимания пятиклассников. Ярко написанные биографии писателей, истории создания текстов подготавливают пятиклассников к восприятию и пониманию изучаемых протзведений.
Дополнительная литература – в рубрике «Приглашение в библиотеку», где даны небольшие рекомендательные списки дополнительного чтения. Так, например, после изучения раздела «Мифы» для дополнительного чтения пятиклассникам предлагаются книги: В.В. Смирновой «Герои Эллады», Н.А.Кун «Боги Древней Греции», «Двенадцать подвигов Геракла», И.В. Рак «В царстве пламенного Ра. Мифы, легенды и сказания Древнего Египта», Мифологический словарь М.Н. Ботвинника, А.И. Немировский «Мифы Древней Эллады», «Мифы и легенды Древнего Востока».
Дидактический аппарат учебной хрестоматии направлен на восстановление в памяти учащихся пройденного материала и раскрытие его связи с новым, а также на развитие самостоятельной мысли учеников: «докажи...», «сравни...», «рассмотри...», «найди...».
Вопросы и задания являются разноуровневыми по своей трудности. Большое внимание уделяется практике чтения: вслух и про себя, классному и домашнему. Вопросы и задания направлены на формирование необходимых читательских качеств и умений, самостоятельности и творчества при освоении литературы. С помощью методически грамотно подобранных и предложенных вопросов и заданий активизируются все сферы читательского восприятия: интерес, информативность, доступность. Безусловно, такие и подобные им задания вызовут интерес у младших школьников: «сравни два текста, какой из них ты отнесешь к художественной литературе и почему?», «составь кроссворд «Авторы, их книги и герои», «подготовьтесь участвовать в конкурсе на лучшего знатока художественной литературы», «попробуй сочинить загадку», «поразмышляй над прочитанным» и пр.
После каждого раздела предлагаются творческие проекты, цель которых заключается в проверке полученных знаний, умений и навыков. Весьма интерес проект по разделу «Устное народное творчество». В него входят игра-викторина «Литературный поезд» и выставка творческих работ.
Цель игры-викторины: проверка знаний видов устного народного творчества в форме веселой литературной игры-соревнования. Тут же предлагается и план работы: назначить скоморохов – ведущих литературной игры; назначить жюри, которое определит, как начислять баллы за ответы и выступления; определить сроки выполнения заданий.
Цель выставки творческих работ: представить лучшие работы, выполненные в классе при изучении раздела «Устное народное творчество». Здесь также предложен план работы: обдумать, какие виды творческих работ следует представить на выставке; распределить задания; определить сроки выполнения заданий; прослушать выступления экскурсоводов; принять участие в обсуждении экспонатов выставки и работы творческой группы.
Учебники к программе Г.И.  Беленького в 6, 7, 8-м классах построены на проблемно-тематической основе, материал даётся от древней до современной литературы в каждом классе. Можно отметить следующие общие недостатки этих учебников:
1) в реализации информационной функции:
– учебная информация часто превышает требования программ, много внимания в старших классах уделяется обзорам литературы с включением многочисленных имён и произведений;
– материал излагается без учёта познавательных возможностей учащихся;
– в учебники-хрестоматии для 5, 6, 7-го классов и для углублённого изучения литературы включается неоправданно много переводной (зарубежной) литературы;
– в учебный материал недостаточно вводятся знания о приёмах и способах учебной деятельности и получения знаний;
– часто изложение материала страдает многословностью и сухостью;
2) в реализации воспитательной и мировоззренческой функций:
– литературный процесс не всегда даётся в контексте культуры, часто дети в среднем звене обучения убеждены в линейном характере литературного процесса (то есть умер А.С. Пушкин и на смену ему пришёл Н.В. Гоголь и тому подобное), что отрицательно сказывается на формировании у учащихся целостной картины мира;
– иногда основное внимание в учебнике уделяется формальной стороне художественных произведений, теоретико-литературным понятиям (метафорам, эпитетам и так далее) в ущерб идейно-нравственной проблематике;
3) в реализации мотивационной функции:
– действующие учебники слабо воспитывают познавательный интерес к учебному предмету: преобладает наукообразный стиль изложения, в целях экономии бумаги даётся сплошной текст, шрифт, как правило, однообразный, нет специальных выделений, мало иллюстраций;
– не всегда учитывается, что учебник автономный, самостоятельный источник знаний, ученик должен использовать его для индивидуальной работы, поэтому практически отсутствует материал для самоконтроля усвоенных знаний;
4) в реализации методической и справочной функций:
– вопросы и задания носят в основном репродуктивный характер, иногда они не учитывают возраста учащихся и невыполнимы;
– недостаточно осуществляется преемственность в обучении, то есть материал излагается без учёта имеющихся знаний учащихся;
– практически не используется приём повторения (в разных формах) основных понятий, доказательств для лучшего усвоения материала.
Программа под редакцией А.Г. Кутузова под литературным образованием понимает освоение литературы как искусства слова, а изучение литературного произведения как результат творческой деятельности (этим отличается от программы В.Я.Коровиной), как культурно-знаковое явление, как эстетическое преображение реальности.
Рассматриваемая программа реализует концепцию литературного образования с опорой на творческую деятельность. Она составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования по литературе. Помимо обязательной части учебного курса программа имеет вариативную составляющую содержания образования. При этом данная программа включает приёмы освоения содержательной части, которые представлены системой коммуникативно-творческих работ.
Авторы программы считают, что уроки литературы также должны формировать такого читателя, который способен был бы полноценно воспринимать произведения в контексте духовной культуры человечества и самостоятельно общаться с искусством слова; формировать и развивать умение грамотного и свободного владения устной и письменной речью посредством серьёзного изучения основных эстетических и теоретико-литературных понятий (изучению теории литературы отводится особое место!).  
Все программы направлены на выработку у учащихся основных умений и навыков в работе с художественным произведением. Разница в том, что, например, программа под редакцией А.Г. Кутузова в связи с теми целями и задачами, которые она ставит перед собой, больший упор, делает на формирование умения определять жанрово-родовую природу произведения, восприятию художественного произведения как сюжетно-композиционного единства в его причинно-следственных связях, а также на выполнение учащимися  различной исследовательской работы.   
В основе программы под редакцией А.Г. Кутузова концепция литературного образования на основе творческой деятельности. Она ориентирована на базовый компонент литературного образования. В ней 2 концентра: 1 – 5–9 класс, 2 – 10–11 класс.
           Основу программы составляют базовые теоретико-литературные понятия как структурнообразующие её принципы, в соответствии с которыми в каждом классе выделяется ведущая теоретико-литературная проблема: 5 класс – жанры, 6 класс – роды и жанры, 7 класс – характер-герой-образ, 8 класс – литература и традиция, 9 класс– автор-образ-читатель, 10–11 классы – литературный процесс. Эта система направлена на формирование читательской квалификации.
Программа содержит практическую направленность обучения в каждом классе:  в 5 классе – переход от литературного чтения к изучению литературы, в 6–9 классе – изучение литературы как искусства слова, в 10– 11 классах – изучение литературы в историко-культурном и историко-функциональном аспектах. Учебные цели охватывают деятельность учащихся на каждом этапе литературного развития: 5–8 классы – обучение эстетическому анализу; 9 класс – интерпретация текстов; 10–11 классы – усвоение художественного мира писателя в историко-культурном аспекте.
В данной программе широко представлены произведения мировой литературы, что обусловлено, изучение которых ведётся параллельно изучению произведений русской литературы. Например, в 8 классе, где ведущей темой является тема «Литература и традиции», выделены разделы: «Зарубежная литература и её традиции», «Древняя русская литература и её традиции», «Русская литература XIX века и её традиции» и т.д.
В программе Кутузова расширен жанровый аспект литературы. Важное место занимают разделы «Мифы» и «Фольклор». Введён курс «Духовная литература». Но в программе нет традиционного раздела «Развитие связной речи учащихся». Взамен предлагается система коммуникативно-творческих работ: «Творческая мастерская», «Творческий практикум», «Творческое задание», «Самостоятельный анализ выбранного произведения», ежегодная «Итоговая читательская конференция» и др.
Программа А.Г.Кутузова для изучения включает произведения, имеющие эстетическую ценность, личностно-значимый потенциал и включённость в сферу читательских интересов. Всякое произведение, по мнению авторов, включённое в программу, имеет двойную ориентацию – на читателя и на культурную (литературную) традицию. Это произведения русской национальной литературы и значительное количество произведений зарубежной литературы, связанной с русскими произведениями по родовым и жанровым признакам.
Содержание и структура предлагаемой программы построены на концепции литературного образования, основанной на творческой деятельности учащихся.
Система творческих работ представлена широко и разнообразно: рецензии, презентации, рефераты, эссе, сочинения и т. п. Вся линия учебников предлагает широкий спектр форм учебных занятий: ролевые игры, исследования, дискуссии, сопоставительный анализ театральных и кинематографических интерпретаций, читательские конференции. Тем самым реализуются межпредметные связи, в частности с МХК, музыкой.
Все задания имеют аналитический исследовательский характер или ориентированы на творчество ученика (например, эссе). Творческие работы ориентируют на использование ранее изученного материала. Коммуникативно-творческие работы обозначены в учебных книгах рубриками «Творческая мастерская», «Творческий практикум», «Проба пера».
Содержание и структура предлагаемой программы построены на концепции литературного образования, основанной на творческой деятельности учащихся.
В первой части учебника-хрестоматии представлены следующие темы: «Фольклор» («Детский фольклор», «Народная сказка»), «Духовная литература» («Библия», «Притчи Иисуса Христа», «Русские жития»), «Литература. Эпос» («Литературная сказка»).
Во вторую часть учебника-хрестоматии включены темы: «Литература». Эпос» («Рассказ», «Повесть», «Сказочная повесть»), «Литература. Лирика», «Литература. Драма».
Система творческих работ представлена широко и разнообразно: рецензии, презентации, рефераты, эссе, сочинения и т. п. Вся линия учебников предлагает широкий спектр форм учебных занятий: ролевые игры, исследования, дискуссии, сопоставительный анализ театральных и кинематографических интерпретаций текстов, читательские конференции.
Тем самым реализуются межпредметные связи, в частности с МХК, музыкой, театром, кино. Все задания имеют аналитический исследовательский характер или ориентированы на творчество ученика (например, эссе).
Творческие работы ориентируют на использование ранее изученного материала. Коммуникативно-творческие работы обозначены в учебных книгах рубриками «Творческая мастерская», «Творческий практикум», «Проба пера».
Базовый курс школьного литературного образования, созданный авторским коллективом под руководством А. Г. Кутузова, состоит из УМК для 5–9 классов, включающих материал по теории литературы, который раскрывается на историко-функциональном изучении отечественных и зарубежных литературных произведений. Первая учебная хрестоматия курса (5 класс) могла бы носить название «Фольклор и литература», учебник 6 класса – «Миф – фольклор – литература». В центре внимания курса 7 класса – проблема героя литературного произведения. Базовым понятием для изучения в 8 классе является феномен литературной традиции, а в 9 классе – восприятие читателем созданных авторами литературных образов.
Главное, что выделяет линию учебников под редакцией А. Г. Кутузова среди других, – это система коммуникативно-творческих работ, сквозной курс духовной литературы, разделы «Художественный мир западноевропейской литературы».
Методической особенностью преподавания литературы в 5 классе по программе А.Г. Кутузова является переход от литературного чтения с элементами эстетического анализа к целенаправленному обучению эстетическому анализу на основе жанрово-родового структурного принципа программы и ведущей эстетической проблемы «Фольклор и литература».
В результате изучения литературы в 5 классе учащиеся должны знать/понимать:
- содержание изученных литературных произведений;
- такие теоретико-литературные понятия, как: писатель и автор, автор и рассказчик,  основные жанры фольклора, виды сказок, сказка народная и литературная,  сюжет, духовная литература, жанр жития, эпос, лирика и драма как роды литературы, жанр рассказа, повести, лирическое стихотворение как жанр, рифма, фигуры поэтической речи – эпитет, метафора, олицетворение, аллегория, драма как род и жанр литературы.
Уметь:
1. Выразительно читать текст с учетом особенностей художественного произведения (лирического, эпического, драматического).
2. Определять род и жанр произведений на основе изученных теоретических понятий.
3. Сопоставлять авторские и фольклорные произведения, рассказ и сказку, рассказ и повесть.
4. Создавать собственный текст с указанными жанровыми признаками.
5. Создавать отзыв на рассказ и повесть.
6. Давать сравнительную характеристику героев.
7. Грамотно строить монологические высказывания различных форм и жанров, владеть навыками диалога.
8. Выполнять элементарные исследовательские работы и презентовать их результаты.
Главной отличительной особенностью этой программы является то, что она предполагает восприятие литературного произведения как особого художественного мира, где действуют свои законы и правила, где существуют свое время, пространство и персонажи, и, чтобы стать грамотным читателем, понять замысел автора, надо хорошо знать художественные условности родов, жанров, творческих литературных методов и направлений.
В пятом классе предусматривается знакомство учащихся с жанрами фольклора, родами и жанрами литературы. Дети осваивают теоретические понятия и принципы, но теория не является самоцелью, а становится тем «заветным ключиком», которым откроется перед читателями дверь художественного мира литературного произведения.
Учебник в двух частях дает возможность организовать на уроке работу со многими фольклорными и литературными текстами, составляющими классику словесного искусства. Именно работа с текстом является главной. На первой стадии учитель готовит учащихся к восприятию произведения, возбуждая читательский интерес, в процессе второй – коммуникативной – фазы происходит общение ребенка с художественным миром, и в заключение вырабатывается личностное отношение к нравственным проблемам, поднимаемым и решаемым автором. Такой подход отражает эстетический аспект анализа литературного произведения; сама аналитическая деятельность становится эвристической ценностью.
Важной особенностью программы является не только изучение созданных народом или писателями произведений, но и вовлечение самих учащихся в литературный творческий процесс. Почти каждый раздел заканчивается «творческим практикумом» в разделе «Творческая мастерская». Эти уроки неизменно вызывают большой интерес у учащихся, проявляют лучшие качества детей и активно влияют на формирование личности в целом.
Актуальным методическим новшеством являются тесты и контрольные вопросы к изучаемому тексту, на которые учащиеся отвечают устно или письменно. Мы считаем, что введение тестов с пятого класса наилучшим образом подготовит школьников к стандартизированному единому государственному экзамену, кроме этого, тест является и хорошим обучающим средством, ориентирующим ученика в нужном направлении.
А.Г.Кутузов придерживается принципа разноуровневого прочтения художественного произведения:
1) просто усваивается сюжет, и ученик может его пересказать;
2) ученик не только усвоил сюжет, но и понял, как автор создает художественный мир;
3) ученик как бы пропускает произведение через себя, свое сознание, становится «соавтором».
Тесты и контрольные вопросы включают все три уровня и позволяют учителю контролировать не только учеников, но и себя, видеть, насколько быстро продвигаются его воспитанники в освоении литературы.
Учебник предполагает восприятие литературного произведения как особого художественного мира, где действуют свои законы и правила, и, чтобы стать грамотным читателем, понять замысел автора, надо хорошо знать художественные условности родов, жанров, творческих литературных методов и направлений. Дети осваивают теоретические понятия и принципы, но теория не является самоцелью, а становится тем «заветным ключиком», которым откроется перед читателями дверь художественного мира литературного произведения.
Для автора учебника работа с текстом является приоритетной. Сначала учащиеся воспринимают произведение, затем происходит общение учащихся с художественным миром, потом вырабатывается личностное отношение к нравственным проблемам, поднимаемым автором и решаемым им.
Важной особенностью учебника является вовлечение самих учащихся в литературный творческий процесс. Почти каждый раздел заканчивается «творческим практикумом», эти уроки неизменно вызывают большой интерес у учащихся, активно влияют на формирование личности в целом.
Актуальным методическим новшеством являются тесты и контрольные вопросы к изучаемому тексту, на которые учащиеся отвечают устно или письменно. Введение тестов с пятого класса наилучшим образом подготовит школьников к стандартизированному единому государственному экзамену.
Безусловно, к творческой удаче автора учебника следует отнести формирование у пятиклассников навыков разноуровневого прочтения художественного произведения: сначала просто усваивается сюжет, развивается понятие о художественном мире автора, затем ученик как бы «пропускает произведения через себя, своё сознание», становится «соавтором».
Тесты и контрольные вопросы включают все три уровня.
После каждого раздела учебника авторы помещают списки для самостоятельного чтения произведений учащимися. Раз в полугодие за самостоятельное чтение выставляется оценка в журнал.
К несомненной удаче А.Г. Кутузова следует отнести введение в книгу кукольной драматургии (профессора Ивана Калиныча и книжонка Проши). Это повышает интерес учащихся к уроку, к личности учителя, к теоретическим сведениям урока.
Так первая часть учебника-хрестоматии начинается со знакомства с книжонком Прошей. Он так представляется пятиклассникам: «давайте. Меня зовут Проша. Книжонок Прохор – вот моё полное имя. Потому что я не в обычном доме, не в деревне, не в городе, а в стране Литературы». Книжонок в доступной пятиклассникам форме рассказывает, что такое литература, знакомит с её волшебным миром, говорит о том, надо не только уметь читать, но и понимать.
У Проши есть друг – профессор Иван Калиныч. Книжонок очень любит ходит к нему в гости и обсуждать литературные вопросы. В первой беседе профессор Иван Калиныч советует Проше и пятиклассникам посмотреть, как рождается литература. А рождается она из фантазии. В разделе «Творческая мастерская» Иван Калиныч предлагает вниманию школьников первую творческую работу – первый урок фантазии по сказке братьев Гримм, у которой нет конца. Из этого разговора пятиклассники узнают, что литература создаётся по особым законам. Первый закон – закон вымысла. Второй закон связан с тем, что каждое произведение, в зависимости от воли писателя, создаётся в той или иной форме – жанре.
Я считаю, что учебник под руководством А.Г. Кутузова, соответствуют новым требованиям, готовит учащихся к сдаче единого государственного экзамена по литературе и может быть использованы в общеобразовательной школе. Кроме того, этот учебник значительно расширяет кругозор учащихся, наиболее полно знакомит с литературными процессами и даёт представление о многообразии литературных направлений с античности и до наших дней.
Методическим обеспечением учебника являются рабочие тетради, а также методические комплекты по литературе для 5–11 классов, выпущенные издательским домом «Дрофа».
А.Г. Кутузов, на мой взгляд, удачно реализует мотивационную функцию. Материал учебника увлекателен, вызывает интерес ученика, воспитывает любовь к литературе. Нравится стиль изложения материала, проблемность. Радуют творческие задания.
Задания в разделе «Творческая мастерская» развивают устную и письменную речь, предполагают развитие эмоционально-эстетической культуры учащихся. Так, например, Иван Калинович проводит интересное и познавательное занятие после изучения темы «Детский фольклор». Сначала школьникам предлагается ответить на вопросы по изученной теме, затем проводится конкурс загадок. Завершается занятие творческой работой «Проба пера»: необходимо сочинить загадки и придумать считалки.
Материал по теории литературы представлен в данном учебнике в достаточном объеме. Учебник даёт возможность подготовить учащихся по теории литературы. Большое внимание уделяется жанровому анализу произведений. Структура учебника предполагает подбор текстов по основным родовым признакам. Содержание выстроено логично и последовательно, доступно восприятию учащихся.
В конце каждой части учебника-хрестоматии находится «Словарик-указатель Ивана Калиновича», формирующий у пятиклассников понятийный литературоведческий аппарат.
Как видим, реализуется деятельностный подход в обучении литературе, и этот подход заложен в самой организации учебной хрестоматии. Учебник заставляет думать, а не просто излагает информацию. Статьи изложены доступным языком, в то же время построены на научной основе, помогают детям освоить литературоведческие термины легко и свободно. Вводятся понятия «лирический герой», «поэтический мир». Дети учатся проникать в мир писателя, поэта, учатся понимать других.
Считаю, что учебник Кутузова в полном объеме реализует мотивационную, организационно-методическую и воспитательную функции.
Мне учебник-хрестоматия по литературе для 5 класса А.Г. Кутузова нравится как в плане содержания, так и в плане внешнего и внутреннего оформления. Учебник очень содержательный, красочный, методически грамотный.




ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Содержание и структура предлагаемой программы построены на концепции литературного образования, основанной на творческой деятельности учащихся.
Система творческих работ представлена широко и разнообразно: рецензии, презентации, рефераты, эссе, сочинения и т. п.
Вся линия учебников предлагает широкий спектр форм учебных занятий: ролевые игры, исследования, дискуссии, сопоставительный анализ театральных и кинематографических интерпретаций, читательские конференции. Тем самым реализуются межпредметные связи, в частности с МХК, музыкой.
Все задания имеют аналитический исследовательский характер или ориентированы на творчество ученика (например, эссе). Творческие работы ориентируют на использование ранее изученного материала.
Таким образом, УМК Т.Ф. Курдюмовой является добрым помощником не только учеников, но и учителя.
нравится как в плане содержания, так и в плане внешнего и внутреннего оформления. Учебник очень содержательный, красочный, методически грамотный:
– в учебнике для углублённого изучения литературы включается много зарубежной литературы;  
– в достаточном количестве используются знания о приёмах и способах учебной деятельности и получения знаний
– изложение материала характеризуется логикой и учетом возрастных особенностей пятиклассников;
– вопросы и задания, предложенные в учебнике воспитывают познавательный интерес к учебному предмету: преобладает наукообразный стиль изложения;
– удачно подан текст и шрифт: присутствуют специальные выделения, большое количество иллюстраций;
– учитывается, что учебник автономный, самостоятельный источник знаний, ученик поэтому присутствует материал для самоконтроля усвоенных знаний;
– вопросы и задания учитывают возраст учащихся;
– осуществляется преемственность в обучении, то есть материал излагается с учётом имеющихся знаний учащихся.
Основной совет: сохранить такой профессиональный подход к серьезному делу – обучению детей литературе.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

В мире литературы. 5 кл. : учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учеб. заведений : в 2 ч. Ч. 1 / Авт.-сост. А.Г. Кутузов. – М. : Дрофа, 2010. – 256 с.
В мире литературы. 5 кл. : учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учеб. заведений : в 2 ч. Ч. 1 / Авт.-сост. А.Г. Кутузов. – М. : Дрофа, 2010. – 272 с.
В мире литературы. 5–11 кл. : программа по литературе для общеобразоват. учрежд. / под ред. А.Г. Кутузова. – М. : Дрофа, 2010. – 82 с.
Калганова, Т. Школьные учебники по литературе. Аналитическая справка // Т. Калганова // Литература : прил. к газ. «Первое сент.». – 1999. – № 29. – С. 15–16.
Курдюмова Т.Ф. Литература. 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2 ч. Ч. 1. / Т.Ф. Курдюмова. – М. : Дрофа, 2011. – 264 с.
Курдюмова Т.Ф. Литература. 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2 ч. Ч. 2. / Т.Ф. Курдюмова. – М. : Дрофа, 2011. – 282 с.
Курдюмова, Т.Ф. Литература. 7 класс: методические рекомендации / Т.Ф. Курдюмова. – М. : Дрофа, 2006. – 74 с.
Курдюмова, Т.Ф. Литература: программа для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы / Т. Ф. Курдюмова [и др.]. – М. : Дрофа, 2009. – 238 с.
Литература. 5 класс : учебник для общеобразоват учреждений : в 2 ч. Ч. 1 / Авт.-сост. М.А. Снежневская, О.М. Хренова, Э.Э. Кац ; под ред. Г.И. Беленького. – М. : Мнемозина, 2012. – 256 с.
Литература. 5 класс : учебник для общеобразоват учреждений : в 2 ч. Ч. 2 / Авт.-сост. М.А. Снежневская, О.М. Хренова, Э.Э. Кац ; под ред. Г.И. Беленького. – М. : Мнемозина, 2012. – 272 с.
Романичева, Е.С., Сосновская, И.В. Введение в методику обучения литературе / Е.С. Романичева, И.В. Сосновская. – М. : Наука, 2012. – 208 с.
Технологии и методики обучения литературе / Под ред. В.А. Кохановой. – М. : Наука, 2011. – 248 с.
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Литература. // Вестник образования России. – 2004. – № 14. – С.17–45.
 Романичева Е.С., Сосновская И.В. Введение в методику обучения литературе. М., 2012. С. 74.
 В мире литературы. 5–11 кл. : программа по литературе для общеобразоват. учрежд. / под ред. А.Г. Кутузова. М., 2010. С. 3.
 В мире литературы. 5 кл. : учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учеб. заведений : в 2 ч. Ч. 1 / Авт.-сост. А.Г. Кутузов. М., 2010. С. 2.
 В мире литературы. 5 кл. : учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учеб. заведений : в 2 ч. Ч. 1 / Авт.-сост. А.Г. Кутузов. М., 2010. С. 9.









13PAGE 15


13PAGE 14215




15