Эффективные формы и методы работы с детьми, имеющими низкую мотивацию к учебно-познавательной деятельности


ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЁННОЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ«БОГДАНОВИЧСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ»Эффективные формы и методы работы с детьми, имеющими низкую мотивацию к учебно-познавательной деятельности Учитель СБО и ОБЖ Тимончук Л. С. формы нестандартного проведения уроков: - урок-практикум - урок-путешествие- урок-экскурсия - урок-ролевая игра - урок-игра - урок-аукцион - урок-сказка - интегрированный урок.  Особое место в жизни и деятельности ребенка занимает игровая деятельность. Игра улучшает процесс передачи социально ценных отношений: делая его эмоциональным, допускает избирательность, имеет высокие нравственные принципы и правила, позволяет включиться в общение, выступает в качестве модели жизненных коллизий, дает возможность научиться «проигрывать» сложные жизненные ситуации, с которыми в будущем придется столкнуться. Методы обучения:  - диалогические формы обучения (беседы, обсуждения); проблемные ситуации, споры, дискуссии; элементы программированного обучения; познавательные и дидактические игры, игровые технологии; наглядный, демонстрационный, аудио- и видеоматериал;  сочетание индивидуальных, групповых и фронтальных форм учебной работы;  совместное оценивание (привлечение обучающихся к оценочной деятельности); создание ситуации успеха на уроке;  рассмотрение привычных, обычных, знакомых предметов и явлений под необычным углом зрения; анализ жизненных ситуаций, обращение к личному опыту ребенка; создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества на уроке;  поощрение обучающихся; вера учителя в возможности ребенка (сравнение его самого сегодняшнего с ним вчерашним).  Одним из эффективных средств развития интереса к учебному предмету является использование на уроках дидактических игр и занимательного материала, что способствует созданию у учащихся эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой работе, улучшает общую работоспособность, дает возможность повторить один и тот же материал разными способами. Условия использования игровых технологий на уроках: Соответствие игры учебно-воспитательным целям урока;Доступность для учащихся с нарушением интеллекта;Умеренность в использовании игры на уроках. Коррекционная деятельность может осуществляться через: дидактические игры, которые могут использоваться на любом этапе урокатренировочные упражнения по усвоению и отработке отдельных трудовых действий, двигательных приемов моделирование реальных ситуаций может применяться при изучении любой темысоздание проблемных ситуаций.решение логических задач. Дидактические игры и упражнения: Посмотри и запомниЧего не стало?Что изменилось?Наведи порядокНайди ошибкуНайди такой же предмет. Упражнения на тренировку распределения и избирательности внимания. Среди буквенного текста вставлены слова. Ребенок должен найти и подчеркнуть эти слова. Пример:ИглабдниткауцнаперстокджножницыгшСвеклашщперецждкартофельэыморковьг Упражнения на развитие вербального мышления, его скорости, гибкости; развитие способности оперировать образами и понятиями. Упражнение «Три слова.»Берутся наугад три слова из темы урока. Необходимо составить как можно больше предложений, включающих предлагаемые слова Можно менять падежи, дополнять предложение другими словами.1 вариант: картофель, соль, тарелка.2 вариант: нитка, тесьма, фартук.Игру можно усложнить, если предложения будут составляться так, чтобы они образовали небольшой коллективный рассказ Упражнение на развитие вербального интеллекта; развитие способности к вербальному анализу , умению осуществлять доказательство. Задается определенная ситуация, учащиеся должны придумать причины ее возникновения, а также развить ситуацию дальше, чтобы показать ее последствия. Например : Вернувшись из магазина, ты обнаружил, что идет дым из квартиры... Перфокарта - дает возможность правильного выбора ответа из серии предложенных, так же сокращает время проверки Перфоконверт - развивает письменную речь учащихся и способствует выработке навыков самоконтроля у учащихся Вопрос:Какой крем наносят на руки:перед работой,после работы?Ответ:1)защитный;2)питательный, увлажняющий. ПРОГРАММИРОВАННЫЕ ЗАДАНИЯ Моделирование реальных ситуаций С помощью упражнений формируются двигательные приемы, без овладения которыми невозможно правильное выполнение различных работ. Таким образом, игра – это активнейшая форма человеческой деятельности. Редко встретишь ребенка (да и взрослого), не участвующего в определенный момент в какой-либо игре. Гибкая система подбора учебных игр позволяет обучать с интересом, а от разнообразия игр этот интерес только возрастает. Эта модель обучения, по сравнению с традиционной, более перспективна. Уроки с применением игровых методик существенно повышают интерес учащихся к предмету, позволяют им лучше запомнить формулировки, определения, "раскрепощают" ученика, способствуют развитию мышления и памяти. Список литературы Аксенова А.К., Э.В. Якубовская Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы. – М.: «Просвещение», 1991Алябьева Е.А. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения. - М.: Сфера, 2005. Баряева Л. Б., Зарин А. К. Обучение сюжетно-ролевой игре детей с проблемами интеллектуального развития. - СПб.; 2001. Воронкова В.В., Казакова С.А. Социально-бытовая ориентировка учащихся 5-9 классов в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе 8 вида.- М.: Владос, 2006.Гладкая В. В. Социально-бытовая подготовка воспитанников специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8 вида. М.: «Издательство НЦ ЭНАС», 2006.Граборов А.Н. Основы олигофренопедагогики. М.: Классик Стиль, 2005.Гринченко И. С. Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной работе. М., 2008.Девяткова Т. А., Кочетова Л. Л., Патрикова А. Г. и др. Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях 8 вида. М.: Владос, 2004.Зикеев А. Г. Развитие речи учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений: учеб. пособие - М.: Асаdеmiа, 2000. Курицина Э. М., Тараева Л. А. Игры на развитие речи. М.: РОСМЭН, 2007. Новая модель обучения в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях 8 вида (книга вторая) / Под ред.А. М. Щербаковой. М.: « Издательство НЦ ЭНАС», 2002. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития (Олигофренопедагогика) / Под ред. И. М. Бгажноковой, 2007. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВЧ. - М.: НИИ школьные технологии, 2005.