Работа с учащимися, имеющими повышенную мотивацию к учебно-познавательной деятельности.

Работа с учащимися, имеющими повышенную мотивацию к учебно-познавательной деятельности

Проблема выявления и развития одаренных детей и детей с повышенной мотивацией, к которой в последнее время обращено особое внимание в условиях модернизации современной российской системы образования, приобретает особую актуальность.
Данный социальный заказ направил нашу педагогическую деятельность в русло активной работы с детьми названной категории, и потребовал пересмотреть систему поддержки и развития способных учащихся. Мы ставим перед собой цель: создать благоприятные условия, способствующие развитию и реализации способностей детей.
работа по плану индивидуального обучения;
включение учеников в исследовательскую деятельность по интересам;
внеклассные мероприятия, направленные на активизацию учащихся в учебной деятельности;
Первоочередной задачей в организации обучения одаренных детей и детей с повышенной мотивацией является выявление и определение своеобразия их одаренности с целью создания условий для наиболее полного раскрытия их талантов и способностей.   Диагностика одаренности всегда представляет собой сложную проблему, поэтому  целесообразно использовать комплексный подход. При этом может быть задействован широкий спектр разнообразных методов: наблюдение за детьми, анкетирование  детей, родителей и учителей, экспертное оценивание конкретных продуктов творческой  деятельности детей, тестирование.
Самая распространенная форма организации внеурочной деятельности ребят по интересам  – предметные кружки. Они в основном предназначены для учащихся, интересы которых выходят за рамки программы, но не исключают возможности посещения их и другими учащимися. На занятиях предметных кружков все участники найдут себе дело по душе.
Одна из основных практических задач современного образования – формирование у школьника основ культуры мышления и развития основных умений и навыков исследовательского поведения. Начинать работать в данном направлении желательно с первого класса. В этом возрасте ребенок удовлетворяет свои естественные потребности: огромное желание новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно «открывать Америку» вокруг себя. Поэтому дети с большим удовольствием становятся исследователями.
Учение  -   это   целенаправленный   и   мотивированный    процесс,   поэтому   задача   учителя   состоит  в  том,   чтобы   включить   каждого  ученика    в   деятельность,   обеспечивающих   формирование  и   развитие   познавательных  потребностей   -   познавательные   мотивы.
Работа с учащимися, имеющими высокую мотивацию обучения, требует от педагога усиленной подготовки, каждодневного кропотливого труда по развитию личности ребёнка. Учитель работает не только на развитие специальной интеллектуальной одарённости ученика, но и на развитие олимпиадного движения. При работе с учащимися, имеющими высокую мотивацию обучения, учитель использует личностно-ориентированный, дифференцированный подходы в обучении, вовлекает учащихся в исследовательскую работу, побуждает выдвигать идеи, анализировать литературу и материалы сети Интернет.
Принципы работы:
- прививать стремление к приобретению знаний;
- поощрять инициативу детей,  их самостоятельность в учебе и развитии.
Контроль  развития познавательной деятельности:
- создание для ученика ситуации  уверенности в своих знаниях;
- сотрудничество учителя и ученика;
- гарантирование ученику права на повышение оценки;
- поощрение ученика.
Опережающие задания:
- круглогодичные олимпиады;
- олимпиады муниципального уровня.
При  работе  с   учащимися,    имеющими   повышенную   мотивацию   к   учебно-познавательной    деятельности    в   процессе    обучения     можно   использовать   следующие   методы:
1)  переход   учителя  с  позиции   носителя   знаний  (дающего   знания)  в  позицию   организатора    собственной   познавательной   деятельности,   т.е.  учитель  управляет    познавательной  деятельностью  ученика.
2) мотивация  познавательной   деятельности.  В   результате   у   ученика   формируется   либо   интерес,   либо   устойчивое   положительное   отношение   к   предмету.
Интерес   к  изучению  вопроса   зависит  от   убеждённости   учащегося  в   необходимости   данного   вопроса.    Наличие    интереса  -  необходимое   условие   обучения.   Чем   выше   интерес,   тем  активнее  идёт   обучение,   тем   лучше   результаты.   Наоборот,  чем  ниже  интерес,   тем   формальнее   обучение,    хуже   результаты.
Учащимся   с  повышенной   мотивацией   к   учебно-познавательной  деятельности  рекомендуется   давать   творческие   и   самостоятельные   работы;   использовать   коллективные   способы  обучения (организация   работы   ученика   с   учеником  или  ученика  с  источником   знаний).   У  одноклассников   проще   спросить   непонятное,   попросить   объяснить,  а  тот   кто  объясняет   ещё   лучше   усваивает   пройденный   материал.
Глубокие,   прочные,   а   главное  осознанные   знания   могут   получить   те   школьники,  у   которых   развита   не   столько   память,  сколько   логическое   мышление.   Начальным  моментом   мыслительного   процесса   обычно   является   проблемная   ситуация.   Мыслить   человек   начинает,   когда   у  него   появляется   потребность   что-то   понять.   Мышление   обычно  начинается    с   проблемы    или   вопроса,   с  удивления   или   недоумения,   с   противоречия.  Главное   не   просто   увидеть  проблему,   а   понять   и  захотеть   её   решить.
Создание    проблемной   ситуации  -  это  лишь  начало  обучения.  Затем  учащиеся   сами  (под  контролем  учителя)  должны  проанализировать  ситуацию,   точно   сформулировать   учебно-познавательную   проблему,   выдвинуть  гипотезу   и  доказать  её.    И  тут   учителю  надо  быть очень  осторожным:   чтобы,   попав  в   положение   невозможности   ученик  не   отчаялся,   надо   вовремя   прийти   ему   на   помощь. Когда  результат   получен   и  ученик   гордится   своими   достижениями,   учитель   может   считать   свою
·  работу   выполненной.  Ведь   школьник   почувствовал   прелесть   открытия.
Можно   использовать  домашние  задания,  которые   позволяют   выдвинуть   на  следующем   уроке  учебные   проблемы,  поставившие   школьника   дома   в   тупик.
За  время   учёбы   в  школе   учащиеся   решают   массу   различных  математических  задач,  схожих   только  в  одном  -   почти   все  они   стандартны.   Есть   некие   алгоритмы,   которые   употребляются   до   автоматизма.    Однако   ученики,    как   правило,    не   могут   справиться с   нестандартной    задачей,   выходящей   за   рамки    привычных  алгоритмов,  даже  если   для   её   решения   не   нужно   дополнительных   знаний.
   Вера  в  то,  что  личного   опыта   достаточно   для   успеха,   затягивает   решающего,  а   увлечённость   поиском   решения  проблемы  -  главная  движущая   сила   творческой  активности.
В  качестве  задач  для   работы  с   учащимися   интересующимися   математикой   не   надо  предлагать   как  слишком   простых,   так  и   слишком   сложных  задач.    Они  не   оказывают   существенного   влияния   на   интеллектуальное   развитие   учащихся.  Для   развития   учащихся   задача   должна  быть  трудная,   но   посильная  для  них.
Но  всё  же  работа   с   сильными   учащимися   по  математике  -   работа   «штучная».   Поэтому   без  индивидуальной   работы   вне  урока  не   обойтись.
Кружки,   факультативы и  спецкурсы   являются   основной   формой  работы   с   учащимися   с    повышенной   мотивацией   к   учебно-познавательной   деятельности.  Только   здесь   можно   рассмотреть  особые   типы  задач,   которые   иногда   называются   олимпиадными. 
Олимпиада – наиболее  распространённая  и   яркая  форма  работы   с  одарёнными   детьми.   Проводятся  школьные,  районные,   городские,   областные олимпиады.  В  результате  их  проведения   выявляются   способные   к   определенному предмету   школьники.     А   планомерная    работа   по  их   подготовке   к   участию   в   олимпиадах  выливается   в   серьёзное   изучение  специальных   разделов   данных предметов.
При   решении  олимпиадных   задач    ученики   должны   проявить   смекалку  в   нестандартной   ситуации.   Но   для  успешного   выступления   учащихся   на   олимпиадах   нужно   прорешать  с  ними   как  можно  больше   подготовительных   задач
     Интерес учащихся к предмету зависит, прежде всего, от качества постановки учебной работы на уроке.
  Использование компьютера на уроках должно быть целесообразно и методически оправдано, а не служить данью времени. К информационным технологиям необходимо обращаться лишь в том случае, если они обеспечивают более высокий уровень образовательного процесса по сравнению с другими методами обучения. При организации защиты проектов компьютер может стать эффективным помощником учителя. Конечно, проведение «опытов» на доске, в тетради обладает неоспоримыми преимуществами, но иногда в силу ряда причин использование виртуальной лаборатории предпочтительнее. 
Памятка по работе с учащимися, имеющими повышенный уровень способностей:
Ознакомиться с данными психологов (ведущий тип памяти, мышления, объём внимания, карта интересов, профессиональная направленность).
Организовывать индивидуальную работу на уроке:
      определить меру трудности задания;
      создать индивидуальный план работы на уроке;
      разработать систему продуктивных заданий.
Вести исследовательскую деятельность с учётом интересов ученика.
Консультировать родителей по вопросам:
      круга интересов учащихся; трудностей в учебе;
      индивидуальных особенностей.
Организовать мониторинг влияния исследовательской деятельности учащихся на качество знаний.
Устраивать представление итогов исследовательской работы учащихся
Практиковать:
1)      учебные сообщения;
2)      опережающие задания;
3)     наблюдение над языковым материалом, включая наблюдения над языковыми явлениями;
4) разные виды творческих работ с учётом жизненного опыта детей и имеющегося материала;
      5)  применение разноуровневых заданий, тестов;
      6)  участие в кружках, факультативах;
      7)  работу над проектами;
      8)  участие в олимпиаде школьников;
      9) обязательное поощрение.

Методические рекомендации по организации внеклассной работы
с одарёнными детьми
Вовлекать учащихся во внеклассные и внешкольные культурно-массовые мероприятия с момента проявления таланта. 
Учить искусству общения, для чего предоставлять возможность самостоятельно разрабатывать и организовывать мероприятия, проводить их и быть ведущими и участниками. 
Давать общественные поручения в классе, в школе. Контролировать выполнение поручений, всячески помогать и создавать условия для развития таланта. 
Разрабатывать совместно с учащимися сценарии предметных праздников, КВНов, вечеров отдыха и других мероприятий, где ребята могут достойно проявить свои способности. 
Классным руководителям и учителям-предметникам вовлекать ребят для участия в конкурсах, предметных неделях, олимпиадах и др. мероприятиях, способствующих развитию таланта. 
Вовлекать учащихся в кружки интересной им направленности. 
 В основу работы с мотивированными детьми положены следующие принципы:  1) принцип воспитывающего обучения - учить самостоятельности, умению планировать свою деятельность, самостоятельно принимать решения, развивать волю и целеустремлённость;  2) принцип ориентации на успех - каждый ученик имеет право быть умным на уроке;  3) принцип ориентации на зону ближайшего развития - заметить и не пропустить малейший успех, закрепить его и идти дальше;  4) учёт результатов учебной деятельности через систему заданий и накопительную систему оценок. 
Актуальность проблемы организации работы с учащимися, имеющими высокую мотивацию обучения, продиктована и определяется не только психолого-педагогическими, но и социокультурными детерминантами. Способная творческая личность является гарантом процветания общества, так как одарённость при благополучных условиях трансформируется в конкретную деятельность, которая способствует научно-техническому и культурному прогрессу.


15